"Моя улица": Мясницкая и окрестности. Часть 2

Oct 01, 2016 23:05

Продолжение. Начало: "Моя улица": Мясницкая и окрестности. Часть 1

Выходим из Гусятникова переулка и сворачиваем к Бульварному кольцу, на Тургеневскую площадь.

Слева направо:
- Московский театр «Et cetera» под руководством Александра Калягина. Построен в 2005 году по проекту архитекторов Кузьмина, Бокова, Великанова, Бэлицы. Здание вызвало резкую критику архитектурного сообщества, Великанов отказался от авторства.
- Бывший доходный дом Ивана Григорьевича Губонина, построен (точнее, перестроен из более ранних построек, прослеживающихся начиная от палат XVIII века, с перестройкой в 1842 году) в 1890 году по проекту Кондратенко, снесён в 2003 году как аварийный, заново отстроен в 2005 году как торгово-офисный комплекс «Чистые пруды».
- Здание страхового общества «Россия», построены в 1901 году по проекту архитектора Проскурнина. До этого здесь стояли палаты архиепископа Феофана Прокоповича, в XVIII веке переданные московскому почтамту. После 1917 здание последовательно занимали РОСТА, Главное артиллерийское управление РККА, Наркомпрос.


Квартиры в доходном доме общества "Россия" были очень дорогими, и снимать их могли только состоятельные люди. В 1909 году в одной из квартир бывал И. Е. Репин, где он писал портрет жившего там доктора Лезина. В 1960-х годах на чердаке дома находились мастерские художников Юло Соостера и Ильи Кабакова. Эти мастерские были одним из центров московского андеграунда, получившим наименование «группы Сретенского бульвара». В настоящее время дома остаются жилыми, часть помещений сдаётся под офисы.

[Любопытные подробности об устройстве дома]Это здание было особенным - самым технически совершенным жилым домом Москвы начала XX века. В Доме было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах от 3.8 м. до 4.2 м. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но фильтровала и увлажняла его, а при необходимости и подогревала! Электроснабжение и освещение обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из артезианской скважины глубиной 50 метров. В Доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечные. В Доме никогда не было мусоропровода, нет его и в наши дни.

В советский период 80% больших квартир в Доме разделили, у многих жильцов остался выход на улицу только через «черную лестницу». Причем некоторые барские апартаменты умудрились поделить на три отдельных квартиры. Сделали это совершенно безграмотно. До сих пор в подобных «новых» квартирах все коммуникации запараллелены, что создает неудобства при ремонте. Только в последнее время, в процессе расселения коммуналок, у некоторых жильцов появилась возможность вернуть своим квартирам первозданную планировку.




Атрибуты майских праздников у выхода м. Чистые пруды на Мясницкой площади. Площадь названа по некогда существовавшим Мясницким (Фроловским) воротам в стене Белого города, на пересечении этой стены с Мясницкой улицей . В 1934-1994 годах площадь называлась Кировские Ворота.


Административное здание компании «Лукойл». Первоначально, по проекту архитектора Новикова, еще в конце 1970-х предназначалось для НИИ министерства электронной промышленности СССР. Но в 1990-е как-то стало не до электронной промышленности: СССР развалился, а сам комплекс приобрела и достроила компания «Лукойл». И хотя архитектурное решение не претерпело существенных изменений - ряд дополнений новых владельцев (в том числе оштукатуривание и перекраска здания) вынудил автора проекта от отказаться авторства. Достроено было в итоге в 1995 году архитектором Солоповым.


Движемся к началу улицы Мясницкая.

Слева комплекс зданий Московского Императорского почтамта и телеграфа.

[Из истории зданий]С 1783 г. Московский почтамт находится здесь, по адресу Мясницкая, дом 26. Именно в этом году Почтамт взял в аренду, а в 1792 г. приобрел в собственность владение представителя богатой армянской семьи Н.З. Лазарева.

Первый московский почтамт появился в Москве при Петре I в 1711 г. Тогда он располагался за Никитскими воротами в доме вице-канцлера П. Шафирова. До 1783 г. он несколько раз менял адрес, пока не обосновался в бывшем дворце сподвижника Петра I А. Меншикова. Дворцом владел «бриллиантовый князь» А.Б. Куракин, продавший его Лазареву. Трехэтажный дворец располагался в глубине участка. Просторный двор занимали кареты и дилижансы, развозившие почту и пассажиров.

С 1782 по 1798 г. должность почт-директора занимал Иван Борисович Пестель - отец знаменитого декабриста Павла Пестеля, казненного у Петропавловской крепости в 1825 г. В квартире директора, располагавшейся при почтамте, и родился будущий декабрист.

Здание несколько раз перестраивали. Просторный с виду дворец не отвечал требованиям работы почтамта. В начале 1860 г. по проекту архитектора А. Кавоса перестроили главное здание. В 1864 г. в одном из флигелей проходили вечера Общества любителей художеств под председательством графа А.С. Уварова, где читали свои произведения Фет, Майков, Островский, Плещеев, Писемский и др. Новые флигели, спроектированные И. Залесским, были выстроены в самом начале ХХ в.

А в 1910 г. началось строительства нового здания почтамта, располагавшегося по красной линии Мясницкой. Петербургский архитектор О. Мунц и инженер А. Новиков планировали построить Главпочтамт в стиле роскошного византийского дворца. Фасад предполагалось украсить полосатой кладкой, типичной для построек Византии. Однако архитекторы братья Веснины, проектировавшие фасад, сделали его более лаконичным. Массивный главный вход в романском стиле, выступающий из основного объема здания, венчает световой барабан с уплощенным куполом.

В центре здания был спроектирован огромный операционный зал. В центре зала - дубовая стойка. По периметру - галереи с ажурными решетками и винтовыми лестницами. Зал расположен на месте бывшего двора. Задняя стена зала повторяет контур дворца, стоявшего здесь прежде. Над перекрытиями большого зала работал инженер В. Шухов. Специально для почтамта он разработал горизонтальную пространственную ферму. Световой фонарь над главным операционным залом - одна из уникальных конструкций инженера, сохранившаяся в Москве.

В 1912 г. состоялось торжественное открытие нового здания. С того времени почтамт не подвергался какой-либо значительной перестройке и капитальному ремонту.

Сейчас комплекс Главпочтамта включает 17 строений. Вход в центральный операционный зал закрыт в связи с аварийным состоянием.




А так это место выглядело в 1901-03 годах:

[взглянуть]


Дом Юшкова или Юшков дом - один из наиболее ярких памятников московского классицизма. Построен на рубеже 1780-1790-х годов по заказу генерал-поручика И. И. Юшкова. Автором проекта, согласно одной из версий, был Василий Баженов.

[о богатой истории самого здания и учреждений, его населявших]Эта часть Мясницкой в конце XVIII века принадлежала Юшковым, в честь этой фамилии был назван соседний переулок (ныне Бобров). И.И. Юшков (ум. в 1781 г.) служил в разные годы главным судьей судного приказа, президентом камер-коллегии, московским гражданским губернатором. Возможно, И.И. Юшков сделал заказ на строительство дома, но происходило оно уже при жизни его сына - А.И. Юшкова (1773-после 1835), генерал-лейтенанта, командира пехотной дивизии, участника Бородинского сражения. Для него в 1783-1805 гг. архитектором В.И. Баженовым был выстроен каменный двухъярусный дворец с ротондой на углу, вошедший в историю архитектуры под названием «Юшков дом» и к началу XX в. претерпевший многократные перестройки.

И.Н. Снегирев, биограф Баженова, предполагает: «По-видимому, между архитектором и заказчиком существовала, помимо деловых отношений, личная приязнь». По легендам, в доме проходили собрания масонской ложи: сам Юшков, вероятно, был масоном, что отразилось в архитектурном решении дома - ротонда была, по-видимому, заранее отведенным местом для масонских собраний и ритуалов. В XIX веке дом принадлежал Дмитриевым-Мамоновым, большинство членов этого семейства на протяжении XVIII-XIX вв. были масонами. Кроме того, Юшков хотел поддержать одаренного архитектора, которому Екатерина II в 1780-х годах дала отставку, и потому Баженов  испытывал острую нужду в средствах.

С архитектурной точки зрения Юшков дом был новым словом в московской застройке: «Возможно, именно здесь впервые в Москве осуществлена ставшая столь характерной для этой эпохи композиция крупного городского дома с ротондой на углу квартала и симметричными крыльями, примыкающими к ней по красным линиям обеих улиц <…>. Среди этих зданий Юшков дом выделялся прежде всего особой монументальностью и красотой крупной, но легкой ионической колоннады».

В 1844 году Юшков дом, несколько лет пустовавший, был куплен Московским Художественным обществом, впоследствии переименованным в Училище живописи, ваяния и зодчества. Многие выпускники Училища стали выдающимися художниками и скульпторами: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, И.И. Левитан, К.С. Петров-Водкин, С.А. и К.А. Коровины. Многие из них становились впоследствии преподавателями Училища. Здесь также преподавали В.Д. Поленов, В.А. Серов, Л.О. Пастернак (отец Бориса Пастернака), который много лет вместе с А.Е. Архиповым вел натурный класс. Училище отличалось своим демократизмом. В нем значительно раньше и решительнее, чем в консервативной Академии Художеств, получил развитие «бытовой жанр», укрепился реализм в работах с натуры, поощрялся свободный выбор сюжетов учащимися, стали вводиться курсы общеобразовательных наук. И социальный состав обучающихся в Москве был намного демократичнее обучающихся в Петербурге.

Здание на Мясницкой прочно связано с именем Бориса Пастернака. Здесь семья Пастернаков прожила 16 лет. Каждую весну в залах Училища открывались Передвижные выставки. На одной из передвижных выставок произошла знаменательная встреча Л.О. Пастернака с Л.Н. Толстым, которая положила начало их дружбе и сотрудничеству. В последующие годы Л.О. Пастернак иллюстрировал романы «Война и мир» и «Воскресение», а также писал портреты членов семьи Толстого.

В 1918 г. на базе Училища был организован ВХУТЕМАС, где в свое время обучались В. Маяковский, Кукрыниксы. В 1927 г. ВХУТЕМАС преобразован во ВХУТЕИН, закрытый в 1930 году. Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова).

С 1935 года в помещениях размещались различные организации и конторы, а в 1989 году С.Глазунов основал в этом доме «Российскую академию живописи, ваяния и зодчества» и стал ее ректором. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.




Бобров переулок. По центру виден кусочек Тургеневской библиотеки.


А раньше здесь находилась Церковь Флора и Лавра что у Мясницких ворот. По ней главная улица Мясницкой слободы и называлась Фроловской (имя Флор произносилось в Москве искаженно: Фрол). Строился храм с 1651 по 1657 годы на средства прихожан Мясницкой слободы.

В России было поверье, что св. Флор и Лавр покровительствуют лошадям, и всякий человек, имевший отношение к лошадям, стремился в этот день освятить, окропить святой водой своих лошадей. 18 августа в день святых Флора и Лавра к этой церкви стремились все московские извозчики, кучера и конюхи.

Церковь была снесена вместе с прилегающими строениями в 1934-35 годах. В тот момент место было отдано под шахты Метростроя. «Помню маленькую церквушку Флора и Лавра, её шатровую колокольню, как бы прижавшуюся к ампирным колоннам полукруглого крыла Вхутемаса. Церковка эта вдруг как бы на моих глазах исчезла, превратилась в дощатый барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли», - вспоминал В. Катаев в книге «Алмазный мой венец».

1906 год.


[еще]
Вид из Боброва переулка (1916 г). На заднем плане - Почтамт.


Церковь изображена на картине Васнецова "У Мясницких ворот Белого города в XVII веке":







Одно из самых примечательных и однозначно узнаваемых зданий Москвы: Чайный дом Перлова (конец XIX века).

[Появление необычного «китайского» дома, уникального для Москвы, связано с курьезной историей.]В 1896 г. Москва приняла в свою копилку архитектурных изысков единственный дом в китайском стиле, «дом-пагоду» на Мясницкой улице. Курьезная история его появления такова: два чаеторговца из одной семьи Перловых оспаривали право принять в своем доме канцлера Китайской империи Ли Хунчжана, гостя на коронационных торжествах Николая II, прибывшего подписать исторический договор о строительстве Транссибирской железной дороги. Сергей Васильевич Перлов, тот, который с Мясницкой, решил заманить гостя видом привычного для него, как он полагал, дома. Само трехэтажное здание было построено за три года до этого архитектором Р. Клейном. Другому архитектору, К. Гиппиусу, за короткое время удалось создать это чудо с китайским орнаментом, резьбой и башенкой-пагодой на крыше.

Китайская стилизация присутствует и в интерьере магазина: расписные плафоны, традиционное сочетание цветов - синего и красного с золотом, - изображения обязательных драконов, птиц, бамбука, цветущей вишни. Интерьер был дополнен предметами, привезенными из самого Китая: огромными вазами, скульптурой, фонариками, на полу был разложен громадный ковер.

Над входом в магазин был установлен герб рода Перловых: чайный куст на лазоревом щите с шестью жемчужинами. По легенде фамилия Перлов произошла от слова «перл» - жемчужина.

Дерзновения С.В. Перлова не были оценены китайским канцлером, он здесь так и не появился (представитель Поднебесной принял приглашение другого Перлова - Семёна - и на все время своего пребывания разместился в его доме на Мещанской), но зато сам облик дома стал великолепной рекламой специализированного чайного магазина. Перловы занимались торговлей чаем еще с XVIII в. Можно сказать, что именно им во многом принадлежит заслуга популяризации этого напитка, превращения его в продукт массового потребления. Фирма «Сергей Васильевич Перлов и К°» владела десятком магазинов в Москве, а здесь, на Мясницкой, был главный офис фирмы. Помимо магазина, в здании находились чаеразвесочная фабрика и жилые квартиры. Фирмы братьев делали ставку на разную категорию покупателей: Семён Васильевич продавал в основном доступные массовому потребителю сорта чая, тогда как Сергей Васильевич ориентировался на состоятельную публику. Именно в магазине Сергея Васильевича впервые стали продавать чай не в картонных упаковках, а в красочно оформленных жестяных банках, а для самых богатых клиентов - в хрустальных чайницах.

После 1917 г. дом был национализирован, но магазин на первом этаже сохранился, а в двух верхних этажах были устроены коммунальные квартиры.

Распад и развал 1990-х гг. тяжело отразились на здании, дом практически погибал. Реставрация была произведена коллективом института «Спецпроектреставрации» в 2000-х гг.

Сегодня дом существует в том же качестве, что и век назад. Здесь по-прежнему находится магазин «Чай-кофе».




[Дом в дни коронации, 1896 г]




[Небольшой офф]Маленькое лирическое отступление на тему экспансии китайских товаров в Россию. По отчетам самих фирм Перловых чай больше везли из Индии, Манджурии, а не Китая, но это уже в начале XX века. А вот китайских прачечных было много, особенно в районе Цветного бульвара. В конце 1930-х почти всех работников прачечных репрессировали. Да и на китайских товарах составили состояния не китайцы, а Перловы, Боткины, Губонины и Кузнецовы. А вот экспансия русских товаров в Китай сто лет назад была сильной - от кузнецовского фарфора до водорослей из Владивостока. В Москве, на Покровской улице, было отделение Русской Пекинской духовной миссии, занимавшейся воцерковлением китайцев и сбором в Москве для них церковной утвари. Даже был центр Русской торговли и культуры - Харбин. Там и сейчас сохранилось до 30-ти православных храмов. И интересно, что вокзал в Харбине выстроен по образу Павильона 3-го класса Курского вокзала, и еще стоит церковь в Харбине - точная копия московской староверческой в Токмаковом переулке.



[Внутри магазина в 1900 году]Интерьер архитектора Карла Гиппиуса 1896 года. С улицы магазин украшали колокольчики - символ съестных лавок в Китае. В зале посетители сидели на шелковых пуфах, а приказчики подносили им деревянные и фарфоровые ёмкости с чайными сортами. Дегустировали чай прямо в зале. Для ароматизации были выставлены у витрин тюки с чаем из рисовой соломки.



Доходный дом Строгановского училища, был построен в 1875-1878 годах. Архитектор А.Е. Вебер. Цветные керамические вставки, выполненные когда-то студентами, до сих пор украшают фасад здания.


Справа - комплекс зданий Ермаковской богадельни.

[Подробнее о том, как непросто возникла богадельня]Владения по улице Мясницкой, 17 еще в начале восемнадцатого века образовалось из нескольких рядом стоящих дворов. Скупил эти участки князь Волконский в 1719 году, но через некоторое время был вынужден заложить их княгине Вяземской и в дальнейшем не смог выкупить. В 1725 году владение принадлежит уже новому хозяину. Княгиня перепродала участок майору Измайлову, служившему в Семеновском полку. Далее имущество перешло вдове, затем детям, пока не стало принадлежать внуку майора Измайлова - Льву Дмитриевичу.

Лев Измайлов был весьма колоритной личностью. Он был участником русско-шведской баталии, с организованным им Рязанским ополчением участвовал в заграничном походе против Наполеона, за что царем ему был пожалован чин генерал-лейтенанта и подарена бриллиантовая табакерка с ликом самодержца. После войны Лев Измайлов вел разнузданный образ жизни. Его любимыми занятиями были кулачные бои, псовая охота, попойки и гуляния, игра в карты. Благодаря богатству и большим связям управы на него не находили, пока в дело не вмешался Санкт-Петербург. Только после этого над Измайловым установили опеку. После смерти Льва Дмитриевича в 1834 году владения оказались в руках его непонятных воспитанниц.

В 1876 году здесь появляется новый хозяин - статский советник Аблов. Он заказывает проект нового четырехэтажного дома у архитектора Коссова и начинает строительство. Но уже через два года владение выкупает купец-благотворитель Ермаков для устройства здесь богадельни.

Флор Яковлевич владел текстильными фабриками в столице и в Вышнем Волочке и был очень богат. В 1855 году он даже получил золотую медаль от царя с правом носить ее на Аннинской ленте за усовершенствование своего производства и снижение цен на ситцевые ткани. В последние годы жизни Ермаков передает свой имеющийся капитал на благотворительность. Туда же ушли и 3 миллиона после его смерти в 1895 году.

В Ермаковских богадельнях на Мясницкой, 17 проживало одновременно до 2 тысяч человек.

Предположительно, пятый этаж в строении появился после реконструкции здания в 1947 году.




Слева - еще один доходный дом Строгановского училища (арх. Шехтель).

[из истории дома]В 1901 г. Строгановское училище было удостоено звания Императорское, тогда же в ознаменовании 70-летней годовщины ему было пожаловано владение на Мясницкой улице (д. 24). Доходы от участка должны были поступать в фонд училища и тратиться на капитальный ремонт и содержание художественно-промышленного музея.

В 1906 г. на участке земли между улицей Мясницкая, Банковским и Кривоколенным переулком вырос «дом-город». Шехтель и его помощник А. Кузнецов разработали проект пятиэтажного здания в форме незамкнутой трапеции. Архитектор решает не замыкать двор по периметру и тем самым избегает двора-«колодца». В доме нет труднопроветриваемых и темных помещений. Внутри двора был разбит сквер. Здание считается примером рационального использования площади.

Фасад здания по всем трем улицам оформлен как единая линия с пластично скругленными углами. Внешние фасады дома облицованы плиткой земляного цвета, который изысканно сочетается со сдержанным рисунком крупных керамических панно 3-5 этажей и подоконных керамических вставок. Рисунок панно выполнен в стиле графики художников, представляющих «Мир искусства»: перепутанные ленты, бусы, венки и гирлянды лениво оплетают рамки для пейзажных видов, воспроизводящих парки эпохи классицизма. Панно изготавливались в мастерских училища по рисункам Ф.О. Шехтеля и его ученика Ф.Ф. Федоровского, впоследствии ставшего главным художником Большого театра.

Несмотря на экономию, дом предоставлял все возможные в то время удобства: при доме была электростанция, котельные, прачечная, магазины, лечебница. Небольшой внутренний двор был озеленен. Верхние три этажа дома отводились под квартиры. Два нижних - под конторы. Это сразу видно по широким витринам первого этажа и высоким окнам второго. Кроме того, в обоих этажах над окнами были предусмотрены ниши для вывесок.

К 1910 г. на первом этаже здания открыли представительства такие крупные фирмы, как «Общество Путиловских заводов», «Товарищество Феррейн», фирмы пишущих машин «Ремингтон». В доме проживали архитекторы И. Рерберг и Н. Курдюков, учёный-арабист А. Крымский, семья будущего основателя Кукольного театра С. Образцова.

После революции в доме расположилось Главное управление электротехнической промышленности, здесь был разработан знаменитый «Ленинский план электрификации России» (ГОЭЛРО). В советское время в доме проживал режиссёр Театра им. Вахтангова Р. Симонов. В настоящее время здание является нежилым, все помещения заняты под офисы.




По центру - доходные владения Сытовых (конец XIX). В 30-х годах прошлого столетия к дому пристроили 2 этажа, смонтировали балконы и заново провели облицовку строения. А до пристройки там находилась любопытная контора.

[Реклама - двигатель торговли!]Центральная Контора объявлений Метцля. О самом Людвиге Метцле известно не много. Он родился в 1854 году в Праге. Молодым приехал в Россию и открыл в 1870 г. свой бизнес с братом Эрнестом. Первая контора была запущена в Санкт-Петербурге, а затем в Москве. В ее задачи входили прием и размещение в газетах разнообразных объявлений: от коммерческих до частных. В конце XIX века Метцль добился для Конторы эксклюзива на прием иногородней и иностранной рекламы. Некоторое время рекламист работал журналистом. "Российское акционерное общество объявлений" дожило до октября 1917 года.




Справа - доходный дом Ивана Кузнецова («Дом со львом»). В 1908-1910 годах на месте старых построек возвели помпезное строение по проекту архитектора Милюкова и Великовского, в который свою лепту внесли и братья-архитекторы Веснины. Дом Ивана Кузнецова на Мясницкой построен в стиле неоклассицизма и является одним из красивейших домов Москвы.

Строение оформлено в серых тонах. У входа расположена скульптура Льва с гербом в лапах. Барельефы в виде полуобнаженных фигур стилизованы под античность. В центре сооружения оформили крупную арку. Над северным фасадом появилась статуя Меркурия - бога торговли. Иван Емельянович Кузнецов вел торговлю такими товарами, как фарфоровая и стеклянная посуда, фаянс и хрусталь.


Знаменитый лев.


Взгляд назад. С 1727 года, на протяжении более сотни лет, это место по Мясницкой улице занимали владения Салтыковых, принадлежавших к знатному российскому роду.

После 1861 владения по современной Мясницкой, 13 переходят к братьям Нилусам. В помещениях усадьбы они открыли так называемый «семейный клуб» и организовали карточные игры. Посетителями этого салона стали азартные игроки, которые заложили свое имущество в Опекунском совете и пытавшиеся таким образом отыграть его обратно. Братьев Нилусов, оказавшихся мошенниками, вскоре разоблачили и выслали, а владение, заложенное одним из братьев, за бесценок приобрел почетный гражданин Москвы Спиридонов.

Новый хозяин отстраивает здание в 3 этажа по проекту архитектора Соколова (голубой дом слева). Случилось это в 1863-1865 годах. В дальнейшем здание несколько раз реконструировалось под руководством архитектора Эйбушитца (1896) и архитектора Великовского (1913). В 70-х годах XIX века здесь располагалась «Библиотека для чтения Клавдии Коротковой». На первом этаже строения расположены старейшие столичные магазины - «Антиквар» и «Семена».




Справа - торговые помещения гражданки Давыдовой, построенные в 1913 году академиком Б. Великовским. Здание выполнено в стиле неоклассицизма (по подобию зданий архитектора Андреа Палладио XVI века), его реконструировали в 1934, достроив третий этаж над главным входом между боковыми надстройками.


А так дом выглядел в 1910 году:
[еще без надстройки]


Желтый дом справа был выстроен в 1898 году архитектором Эйбушицем по заказу дочери владельца Спиридоновой-Давыдовой. Двухэтажный дом с портиком был реконструирован архитектором Великовским в 1913.

Слева - доходный дом Ананова.




Здание ВШЭ - Высшей школы экономики. Монолитное пятиэтажное строение было сдано в эксплуатацию в 2011 году. При разработке проекта здания архитекторы руководствовались общим обликом улицы, стараясь привнести в него свежую струю и в то же время сохранить баланс истории и новизны. В здании есть подземный паркинг почти на две сотни автомобилей.




Доходный дом с магазинами Бутикова -  Мишина (XIX в; в 1902-1903 годах капитально перестроен с изменением фасада архитектором И. Т. Барютиным).

[История красивого дома]Первоначально территория дома относилась к церковным владениям церкви Св. Евпла, некогда стоявшей на противоположной стороне улицы. В 1840 г. это владение приобрела семья Воейковых, которая построила по красной линии улицы двухэтажный каменный дом.

В 1853 г. дом был продан купцу-старообрядцу А.С. Трындину, открывшему здесь магазин оптических и геодезических инструментов. Дело продолжил его сын Иван, но в 1869 г. он закрыл фирму и продал дом своему тестю, текстильному фабриканту, купцу-старообрядцу И.П. Бутикову. Тот капитально перестроил здание, надстроил один этаж и открыл здесь текстильный магазин. В 1888 г. дом перешел к дочери Бутикова. Она сдавала дом различным инженерно-техническим фирмам и меблированным комнатам.

В 1902 г. его новым хозяином стал купец М.И. Мишин, владелец торгового дома «Иван Мишин и сыновья». Дом вновь был перестроен архитектором И.Т. Барютиным. Сохранив старые стены, Барютин возвел четырехэтажное здание. Небольшой по протяженности уличный фасад активно и разнообразно украшен цветочными композициями, перевитыми лентами, завитками, картушами. Интересны арочные сдвоенные окна верхнего этажа, их фланкируют скульптурные женские полубюсты в необычных головных уборах.

За время Отечественной войны фасад здания сильно обветшал, скульптурное убранство понесло потери. В 2010 г. был достроен мансардный этаж, что уничтожило эмоциональность сложной разновысокой верхней линии здания. Частично сохранился первоначальный интерьер. Сферические своды в подъезде целиком покрыты плотным рельефным орнаментальным декором, состоящим из россыпи головок многолепестковых цветков. Настоящим сокровищем является деревянный резной с росписью потолок в одном из нынешних кабинетов четвертого этажа.

После перестройки роскошный дом на Мясницкой заняли магазины и конторы. В настоящее время дом принадлежит Высшей школе экономики.




Дом Мишина в 1930 году:
[Сравнить с современным]


Старинный угловой дом не сохранился - его разрушили в советские годы. Некоторое время на этом месте располагалась одноэтажная «стекляшка», которую закрыли в начале 90-х годов прошлого века. В начале 2000-х годов на пустующем месте возвели современное строение, авторы которого попытались воссоздать в нем так называемый «московский модерн».






Кованая входная группа корпуса ВШЭ.


Перекресток с Милютинским переулком.


На этом месте раньше находилась церковь архидиакона Евпла (по ней слобода называлась Евпловской).

Церковь воздвигнута великим князем Иваном III. Как полагал историк Москвы М. И. Александровский, в этот день в 1471 году был заключен мир с новгородцами.

В начале XVII века Евпловская церковь обновлялась, а в 1750-1769 годах строится новое здание церкви с колокольней на деньги вдовы генерал-майора - Дарьи Лукиничны Томиловой. Во втором этаже церкви были престол во имя святой Троицы, а также ходовая паперть-гульбище. Сюда с улицы вела каменная лестница. Во время различных празднеств и городских торжеств многие старались подняться на гульбище.

2 сентября 1812 года в Москву вошли французские войска и оставались там до 11 октября. Церковных служб в это время в Москве не было. И вдруг 15 сентября раздался гулкий звон. Звонили на колокольне церкви архидиакона Евпла. Службу вел священник кавалерийского полка отец Михаил Тратинский. Позднее в честь этого события была выпущена литография.

Как говорят архитекторы, это был «единственный образец памятника переходной эпохи, объединивший архитектурные приемы Петровского времени с западноевропейскими воздействиями» что, однако, не спасло церковь от сноса в 1926 году.

В 1925 году руководство четырех трестов обратилось в президиум ВЦИК за разрешением построить семиэтажный дом на месте существующей церкви. Несмотря на протесты архитектора А. В. Щусева и других архитекторов и ученых, церковь снесли. А дом построен не был.


1894 год. Похороны Александра III. Процессия проходит по Мясницкой, на заднем плане видна Евпловская церковь.


Окончание: "Моя улица": Мясницкая, Большая Никитская

Центр, Моя улица, Мясницкая

Previous post Next post
Up