"Моя улица": Мясницкая и окрестности. Часть 1

Oct 01, 2016 23:10

В рамках масштабного проекта "Моя улица" в Москве были реконструированы десятки центральных артерий столицы. Мы уже гуляли по Большой Дмитровке, Большой Ордынке, Маросейке, Петровке, Покровке и Пятницкой. Приглашаю пройтись по старинной улице Мясницкой и ее окрестностям.

[Из истории улицы Мясницкая]Считается, что улица была заложена в этих местах еще в XV веке, когда царь Руси Иван III повелел ставить церковь за Никольскими воротами стен Китай-города. Церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы на Бору, больше известная в народе как Гребневская (по действительному наименованию иконы Божией Матери).

Начальное предназначение Мясницкой улицы - дорога из Кремля в город Юрьев-Польский. Начиналась она от Ильинских ворот, шла по Лучникову переулку, с переходом в Большой Златоустинский, и далее по нынешней.

Современная Мясницкая начинается от Лубянской площади и заканчивается, упираясь в Садовое кольцо. До 1780-х гг. в районе бульварного кольца улица делилась надвое Мясницкими воротами стен Белого города. За воротами с внешней стороны кольца находились мясные лавки, здесь же мясники забивали скот и разделывали туши. Отсюда и название слободы - Мясницкая полусотня. Место для торговли было выбрано не случайно. Дело в том, что в рядом расположенном Гусятниковом переулке размещался рынок по продаже скота и птицы, именуемый не иначе как «Коровья площадка».

В конце 17 века торговля мясом переносится уже ближе к Земляному валу, а спустя некоторое время и вовсе прекращается. Как бы там ни было, но название улицы осталось прежним - Мясницкая. Так же топонимами были ныне утраченные церкви Гребневской Богоматери, Св. Евпла, Флора и Лавра. Те части улицы, где они находились, назывались соответственно Гребневкой, Евпловкой и Фроловкой.

Незадолго до царствования Петра I, но особенно в его правление, улица получила статус царской дороги, по ней Петр проезжал в любимое им Лефортово. Поездки сопровождались гуляниями, маскарадами, фейерверками и другими потехами. Следующие государи также часто пользовались этой дорогой, проезжая в села Красное и Стромынь. Соответственно статусу улицы было и население - высшая знать. На улице стали селиться дворяне и новая аристократия во главе с князем Меншиковым. На плане Москвы 1767 года несколько домов показаны каменными, основная же часть застройки улицы была деревянной; за домами находились огороды и сады с прудами. Дворянской улица оставалась и в первой половине XIX века; позднее дворян сменили преимущественно купцы и фабриканты. Во время пожара 1812 года все деревянные дома на улице сгорели. В 1813 году решением Комиссии о строении Москвы улицу расширили до 25 метров и новые каменные дома стали возводить на новой красной линии.

Во второй половине XIX века Мясницкая могла претендовать на роль главной улицы Москвы. Она стала активно застраиваться многоэтажными доходными домами, которые заняли банки и магазины современных товаров. На улице сосредоточились важнейшие пункты связи: почтамт, телеграф, телефонная станция; здесь также находились художественные учебные заведения, первая публичная библиотека в России. В 1870-е гг. Мясницкая одна из первых получила газовое освещение, по ней была проложена линия конки. В 1890-е гг. газовое освещение сменили электрическим, а чуть позже конку заменили трамваем. В 1935 г. под улицей прошла первая ветка московского метро, послужившая косвенной причиной для сноса нескольких памятников архитектуры.

Улица не раз была свидетельницей событий государственного масштаба, таких как победные торжества или коронационные празднества. В 1894 г. по Мясницкой прошла погребальная процессия с прахом императора Александра III, умершего в Крыму. Дома на всем протяжении шествия были затянуты черной тканью, кругом развешены черные флаги. В 1934 г. здесь прошла вторая такого значения траурная процессия с гробом С.М. Кирова, которого убили в Ленинграде.

Российские революции не могли не затронуть Мясницкую: тяжелые бои здесь шли в декабре 1905 г., в октябре 1917 г. несколько дней с ожесточенным боем брался каждый стратегический объект на улице. В первые годы советской власти, как и во всей Москве, здесь была разруха. С 1918 г. улица стала называться Первомайской или 1 Мая. Первостепенное значение района заставило новые власти уже к середине 1920-х гг. позаботиться об улучшении облика улицы.

В 1934 г. улицу вновь переименовали, она стала называться улицей Кирова. В 1990 г. возвращено название Мясницкая. Особое значение одной из главных улиц города Мясницкая сохраняет и в наши дни.


Стартуем от м.Тургеневская.



Перекресток с Гусятниковым переулком (название получил по фамилии домовладельца конца XVIII века - купца Петра Михайловича Гусятникова).

Слева - дом Шершаковой. Строение 1, которое своим фасадом выходит и на улицу, и на переулок, появилось на этом месте еще в середине восемнадцатого века. Двухэтажный каменный особняк принадлежал в ту пору Андрею Анжу, часовых дел мастеру. Реконструкцию дома и надстройку третьего этажа провели в 1877 году под руководством архитектора К.Ф. Буссе. Тогда же появилось и нынешнее оформление здания. В период с 1885 по 1914 год владение находилось в собственности госпожи Л.Н. Шершаковой. Последняя реконструкция относится к 2002 году, после чего здесь появился бизнес-центр «Мясницкая, 32».


Слева виден кусочек унылого здания. Строительство его завершили к 1982 году для Министерства радиотехнической и электронной промышленности Советского Союза. Особый статус девятиэтажного здания подразумевал наличие собственной подстанции, которая оказалась весьма кстати во время аварии на подстанции Чагино в мае 2005 года, когда в Москве случился энергетический коллапс. В 1996 году произошла сомнительная сделка по приватизации здания, в результате которой собственником становится некая инвестиционная корпорация «Госинкор», выкупившая здание по цене, ниже рыночной в 4-5 раз. В 2005 году владение переходит в собственность «Внешторгбанка». Сделка была оценена на сумму в 50 млн. долларов. В настоящее время помещения на улице Мясницкой, 35, кроме банковских учреждений, занимают офисы различных компаний. Кроме этого здесь оборудовано несколько залов для проведения совещаний, а также имеется конференц-зал.

Желтое здание справа - доходный дом Шершаковых, возведенный в 1877 году. Некоторое время, до революции 1917 года, владение было в собственности купеческой семьи Шершаковых. В настоящее время особняк принадлежит ОАО «Сургутнефтегаз», ее московскому представительству.


Слева трехэтажный доходный дом, который выстроили в начале девятнадцатого века и в котором размещался магазин купца Гусятникова. Именно поэтому москвичи называли особняк «Домом Гусятникова». Основой строения являются палаты, которые стояли на этом месте еще со второй половины восемнадцатого века. «Дом Гусятникова» на Мясницкой, 30/1/2 не пострадал при пожаре 1812 года и дошел до нас в условно неизменной форме.


Доходный дом Зимина. Владение по улице Мясницкая, 36 с 1897 года принадлежало Н.Г. Зимину. В 1908 году был построен доходный дом по его заказу. Авторство проекта принадлежит архитектору Николаю Шевлякову. Четырехэтажный дом выкрашен в светлые тона. Его фасад украшают колонны, портики, а также множество лепных узоров.


Здание Центросоюза было построено в 1930-1936 гг. по проекту знаменитого архитектора Ле Корбюзье при участии  П. Жаннере и советского архитектора Н.Я. Колли. Место для строительства было предложено архитектором Б.М. Великовским в 1925 году. Им стал участок между Мясницкой и проектируемой новой улицей, соединяющей центр с площадью Трех вокзалов (в прошлом - Новокировский проспект, сейчас проспект Сахарова).

Изначально здание строили для размещения в нем ЦС кооператоров, который объединял производителей сельскохозяйственной продукции. Его так и называли - «Дом Центросоюза». В разное время в здании размещался Наркомат, ведающий легкой промышленностью. Его сменило Министерство текстильной промышленности Союза ССР. В 1959 году в здание переехали ЦСУ и Госкомстат Советского Союза. В настоящее время на Мясницкой, З9 находится Росстат - Федеральная служба госстатистики.


Здание в стиле "авангард" представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Один офисный корпус поставлен вдоль Мясницкой, два других почти перпендикулярны ей, ограничивая участок с двух сторон. Для сохранения существующей застройки они сделаны разной длины, Больший выходит торцом на проспект Сахарова.

Сам архитектор отмечал: «2500 служащих обеспечены всеми необходимыми условиями комфорта, большим центральным холлом, столовой, залом собраний, на свои рабочие места они попадают по спиралеобразным пандусам или с помощью механических подъемников непрерывного действия/.../Архитектура - это циркуляция. Вдумайтесь в эти слова; они выносят приговор академическим методам и освящают принцип опор».

Строительство здания Центросоюза было закончено в 1936 году с отступлениями от авторского замысла, но, тем не менее, А.А. Веснин считал, что это «лучшее здание, выстроенное в Москве за последние сто лет». Для города появление произведения Ле Корбюзье было равнозначно возведению в 1479 году Успенского собора Аристотелем Фьораванти, до которого, по мнению историка Н.М. Карамзина «в России не имели идеи о хорошей архитектуре». Но в процессе строительства не удалось осуществить изобретенную Ле Корбюзье систему кондиционирования. А застроенное пространство между поддерживающими здание опорами лишило творение Ле Корбюзье первозданной легкости и исключило свободу передвижения пешеходов между двумя магистралями. Во время последующих реконструктивных работ 1970-х годов под руководством Л. Павлова заменили старые оконные переплеты из темного дуба на алюминиевые, что нарушило цветовое сочетание витражей и стен, облицованных легким туфом. Новейшее остекление также никак не связано с первоначальным замыслом.


А так здание выглядело в 30-е годы (тогда еще по Мясницкой (Кирова) ходил трамвай):
[смотреть]


Дом Центросоюза был построен на месте храма Николы Мясницкого. Древнейшая часть храмового комплекса относится предположительно к XVI веку. К этой маленькой церкви в 1705 г. пристроили обширный храм во имя Сошествия св. Духа и тогда же построили высокую колокольню. По рассказам москвичей, новую церковь выстроили по плану царя Петра Алексеевича, который сам, якобы, наблюдал за строительством. Другая легенда утверждает, что храм выстроил некий думный дьяк, мучимый грехом непочтения к своему отцу. Большой однокупольный Духосошественский храм выстроен вновь в 1780-х из-за ветхости прежнего. Конечно, оказалось, что именно здесь, на месте церкви св. Николая чудотворца, которая представляла собой «наилучшее и единственно сохранившееся в Москве сооружение с восьмикратным перекрытием новгородского типа», понадобилось строить новое здание для правления Центросоюза. Церковь св. Николая чудотворца была разрушена осенью 1928 г.

[Исторические фото]1859 г.


1924-25 гг.




Снос древнего храма. Церковь конца XV - первой трети XVI веков. В процессе сноса обнажились древние элементы декора, скрытые при позднейших ремонтах. Снимок сделан с колокольни в 1928 г.



Справа - городская усадьба И. И. Барышникова (XVII-начало XVIII вв., архитектор М. Ф. Казаков). Зиму 1823-1824 годов у С. Н. Бегичева, бывшего в то время владельцем дома, прожил писатель А. С. Грибоедов, работавший в этом доме над комедией «Горе от ума». У Бегичева бывали поэты В. К. Кюхельбер и Д. В. Давыдов, писатель В. Ф. Одоевский, композитор А. Н. Верстовский.


Комнаты Грибоедова, где он работал над своей комедией, находились в левой части здания. Степан Никитич (Бегичев) очень тяжело перенес смерть Грибоедова и до конца дней не мог простить себе, что именно он уговорил своего друга принять пост посланника в Тегеране.

Позже усадьбой владели дворяне Бекетовы. А во второй половине XIX столетия старинный дом приобретает казна, и здесь открывается Мясницкое отделение больницы для чернорабочих. К чернорабочим тогда относили всех сельских жителей, работавших в Москве по найму. В справочниках начала XX века по данному адресу числится уже Мясницкая городская больница.

К 1923 году здание пришло в аварийное состояние, и Мясницкую больницу перевели в бывшее Городское убежище для неизлечимых больных, а в 1922 году переименовали в «Городскую больницу хронических больных имени В. Г. Короленко» (район Стромынки). После ремонта в усадьбу на Мясницкой въехал институт санитарного просвещения Наркомздрава СССР.

В начале 1990-х годов старинный особняк передали в долгосрочную аренду (на 49 лет) редакции газеты «Аргументы и факты». Здание было отреставрировано. В интерьерах сохранилась прекрасная декоративная отделка: росписи потолков, барельефы, колонны из искусственного мрамора.


Усадьба в 1913 году:
[смотреть]


Об этом доходном доме, расположенном на улице Мясницкая, 41, известно, что его возвели в конце девятнадцатого века. Первый этаж с большими витринными окнами сдавался под магазины. Верхние три этажа занимали квартиры, сдававшиеся в аренду. В 1914 г. дом принадлежал потомственной дворянке Анне Яковлевне Перловой, вдове чаеторговца Сергея Васильевича Перлова.




Зеленый дом справа носит в Москве устоявшееся, хоть и неофициальное название: «дом трёх композиторов».  В память о трех великих людях - Ференце Листе, Петре Ильиче Чайковском и Клоде Дебюсси.

[Из истории композиторского дома и его обитателей]
С конца XVII века это владение за Мясницкими воротами принадлежало дяде Петра I Льву Кирилловичу Нарышкину. Скорее всего, в начале следующего столетия здесь были построены прямоугольные в плане каменные палаты. Сам земельный участок имел для своего времени довольно внушительные размеры, доходя до Большого Козловского переулка и объединяя современные владения 44 и 46.

После Нарышкиных некоторое время усадьбой владел Г. Ф. Вишневский, а в 1749 году новым хозяином становится П. Я. Голицын. По всей видимости, при нем дом был перестроен. Во всяком случае, через четыре года, стоимость его, о чем свидетельствует купчая нового владельца Ф. В. Новосильцева, значительно выросла.

В последующие годы владение неоднократно переходило из рук в руки, а главный дом, в соответствии с менявшейся архитектурной модой и пожеланиями новых хозяев, много раз перестраивался. Появлялись дополнительные усадебные строения.

В 1825 году усадьбу приобрела тайная советница Н. М. Арсеньева. Ее «эпоха» - одна из самых интересных в жизни старинного особняка. В те годы здесь располагался один из культурных салонов Москвы. В гостях у Арсеньевой бывали А. С. Пушкин, П. Я. Чаадаев, М. И. Глинка, известный библиофил А. А. Соболевский, писатель Н. Ф. Павлов, историк и журналист Н. И. Надеждин и многие другие. Здесь, во время своих приездов в Москву, ежедневно бывал и «всегда с готовностью садился за рояль» знаменитый венгерский композитор Ференц Лист. Несколько дней он даже прожил в гостеприимном арсеньевском доме.

В 1847 году Арсеньевы продали свою усадьбу, и она, вновь сменив нескольких хозяев, через два десятилетия была приобретена баронессой Н. Ф. фон Мекк - вдовой «железнодорожного магната» Карла фон Мекка.

Надежда Филаретовна обожала музыку и была одной из самых щедрых меценаток своего времени. Именно она, одна из первых, разглядела в П. И. Чайковском гениального композитора. История их отношений удивительна. Они не были лично знакомы, но тринадцать лет находились в переписке. Все эти годы фон Мекк оказывала Петру Ильичу существенную материальную помощь, по сути, оградив его от житейских забот и позволив полностью отдать себя творчеству.

По приглашению Надежды Филаретовны композитор не раз останавливался в ее доме на Мясницкой улице. Правда, в отсутствие хозяйки. Их платонические отношения были прекращены в 1890 году по инициативе фон Мекк - ее финансовое положение к этому времени изрядно ухудшилось.

А музыку детям фон Мекк преподавал молодой и практически никому тогда неизвестный француз Клод Дебюсси. Он влюбился в свою воспитанницу Соню фон Мекк, и просил у матери ее руки. Но в данном случае чутье отказало Надежде Филаретовне. Она категорически отказала и попросила незадачливого жениха незамедлительно покинуть ее дом. Дебюсси пришлось вернуться на родину. Теперь мы знаем его как знаменитого композитора с мировым именем.

Вскоре после смерти Н. Ф. фон Мекк дом на Мясницкой был продан ее наследниками известному золотопромышленнику, первогильдейскому купцу Николаю Дмитриевичу Стахееву. При нем во дворе был построен дополнительный корпус, а само владение стало доходным.

Последним дореволюционным хозяином старинной усадьбы был потомственный почетный гражданин Константин Федорович Тахтамиров.

После 1917 года дом превратился в коммунальное общежитие. Позже коммуналки расселили, а их место заняли различные государственные конторы. В 2000-е годы была проведена реставрация и прекрасный особняк, тесно связанный с целым рядом блестящих имен, принадлежащих русской и мировой культуре, нынче является несомненным украшением Мясницкой улицы.




Малый Харитоньевский переулок. В конце XVIII - начале XIX веков назывался Урусов, Барышников, Мальцев по фамилиям домовладельцев. Затем закрепилось современное название по церкви Харитония Исповедника «что в Огородниках», известной с 1654 года (снесена в 1935 году). В 1960-1994 годах улица Грибоедова в память о писателе Александре Сергеевиче Грибоедове.


Дом А. И. Лобанова-Ростовского. Кампорезе или Казаков? Кто из именитых архитекторов - автор этого здания? Пока вопрос открыт.

[Богатая история дома]
На рубеже XVII-XVIII веков на землях бывшей Мясницкой слободы стали охотно селиться представители дворянства и купечества. Мясницкая улица, ставшая к тому времени одной из главных городских артерий, украсилась немалым количеством каменных домов. Одним из новых домовладельцев стал купец Гостиной сотни Федор Козмин (Казьмин), который и выстроил, с отступом от красной линии улицы, каменные барочные палаты.

Шли годы, менялись хозяева, менялась и архитектурная мода. И в середине 1760-х годов новым владельцем становится генерал-аншеф П. И. Панин, известный военачальник Семилетней войны, позже командовавший подавлением Пугачевского восстания. При нем старый особняк был перестроен. По обеим сторонам к главному дому были пристроены крылья, изменился декор фасадов. А еще через тридцать лет князем Александром Ивановичем Лобановым-Ростовским, ставшим в 1791 году владельцем усадьбы, была затеяна новая перестройка.

Очень часто автором проекта, придавшего главному зданию классический облик, сохранившийся и поныне, называют одного из самых известных московских архитекторов Матвея Федоровича Казакова. Однако никаких документальных свидетельств этому нет. Фасад здания вошел в знаменитые «Архитектурные альбомы» зодчего, но Казаков включал в альбомы не только свои творения, но также планы и фасады понравившихся ему «партикулярных строений», созданных другими архитекторами - его современниками. Вполне вероятно, что строителем был зодчий Франческо (Франц Иванович) Кампорезе. Скорее всего, по его проекту двухэтажный особняк был удлинен по уличному фасаду путем пристройки с востока и запада дополнительных объемов с парадными залами. Центральная часть главного фасада получила украшение в виде коринфского колонного портика, увенчанного массивным аттиком с полукруглым окном мезонина, создающего впечатление триумфальной арки. В свою очередь два боковых пилястровых ионических портика лаконичны и легки. И наружные стены, и интерьеры здания украшены богатым лепным декором.

В конце 1820-х годов здесь размещалась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам», основанная графом С. Г. Строгановым, - предтеча Строгановского училища. А в 1826 году усадьбу приобрел управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел, известный историк Алексей Федорович Малиновский. В это время здесь не раз бывал Александр Сергеевич Пушкин. А хозяйка дома, Анна Петровна, хорошо знакомая с семьей Гончаровых, приняла активное участие в сватовстве поэта.

В 1836 году у владения появляются новые хозяева: известные механики, датчане братья Николай и Иоганн Бутенопы, владельцы завода по производству сельскохозяйственной техники, а помимо этого - еще и башенных часов. Часы, изготовленные на заводе Бутенопов, были установлены и на Большом Кремлевском дворце, и на Спасской башне Московского Кремля. Курантами они украсили и мезонин дома на Мясницкой. Сама же усадьба была приспособлена под производственные цели.

В 1874 году владение приобрели братья Липгарты, владельцы «Товарищество Эмиль Липгарт и Ко».

После 1917 года в старинном здании расположился госпиталь, а потом сюда въехала Московская потребительская коммуна и Совет кооперации.

К середине 1980-х годов усадьба пришла в аварийное состояние. Ремонт, начавшийся в 1987 году, так и не был закончен. И только в середине 2000-х годов новым арендатором - Некоммерческим партнерством по развитию культуры и искусства «Меценат клуб» - была проведена полная комплексная реставрация. Усадьба находится на охране и включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.




Так дом выглядел в 1928 году:
[смотреть]


А так в самом начале 1900-х (с курантами Липгартов):
[фото]




Умильная афиша :)


Желтый павильон справа - усадьба Суворовых (в т.ч. сестры Александра Суворова). Прославленный полководец часто навещал своих родных. Каменный дом установлен над цокольным этажом, а в его основе лежат каменные палаты, принадлежавшие в середине восемнадцатого века Л.К. Нарышкину (дяде Петра I). Арочные окна устроены как в ризолите, так и по бокам фасада. Антресоли появились здесь уже в XIX веке, когда дом выкупил купец Куманин. С 1866 по 1881 годы особняком владел Ю.Н. Лори.

Последняя «реставрация» строения прошла в 2002-2004 годах. Во время работ строители демонтировали большую часть «усадьбы Суворовых» и возвели на этом месте новодел.


Справа - дом Куманиной. Угловой дом по улице Мясницкой, 46 и Большого Козловского переулка, 2 построили в 1874 году. Автором проекта стал архитектор И.П. Херодинов. В 1877 году, 27 октября, здесь родился Сергей Симанский, ставший в будущем, в 1945 году, 13-м Патриархом РПЦ и известный нам как Алексий I. В память об этом событии на доме установлена мемориальная доска. В период с 1880 по 1916 годы находилось в собственности М.А. Куманиной.

История дома связана с именем художника Константина Юона, который проживал здесь в самом начале двадцатого века. Позднее здесь поселился Борис Земенков - художник и писатель, знаток истории столицы. В 1959 году увидела свет его книга «Памятные места Москвы».


Обманчиво архитектурное оформление здания по улице Мясницкая, 48 «под старину». На самом деле - это очередной московский новодел начала XXI века. До конца 90-х годов прошлого столетия здесь находился доходный дом 1895 года постройки. Выстроенный по заказу известного московского врача П.П. Воронина, он принадлежал ему вплоть до 1916 года. Иногда это строение упоминается как дом меблированных комнат под вывеской «Кондратьев». В одной из квартир проживал известный русский художник Константин Коровин. В советское время нижний этаж занимал магазин «Диета».

В конце XX века бывшее строение на улице Мясницкая, 48, которое входило в список объектов московского культурного наследия, снесли и на его месте подняли бизнес-центр по некоему подобию предыдущего здания.


Боярский переулок. Прежнее название - Трёхсвятительский переулок - по церкви Трёх святителей Вселенских «в Старых Огородниках» (известна с 1635 года, разрушена в 1928 году). При устранении «церковных» названий переименован в 1922 году по боярским усадьбам, когда-то находившимся здесь.


Большой Козловский переулок пересекается Большим Харитоньевским и переходит в Малый Козловский. Большой и Малый Козловские переулки получили название в середине XVIII века по прозванию домовладельца Козёл (назывались также Козловыми и Козьими). Большой Козловский переулок именовался также Гусятников - по фамилии домовладельца; затем Чудовский - по ближнему подворью Чудова монастыря.


Большой Харитоньевский переулок. По нему мы уже гуляли. Слева - палаты Юсуповых.


Странно забитые железом окна.


Барельефы на доходном доме начала XX века.


Очень странное, совершенно дисгармоничное здание с нелепым фризом. Малый Харитоньевский переулок.


Жилой дом (1891, архитектор Б. В. Рутковский). Здесь жил экономист А. В. Чаянов. Судя по всему, раньше справа примыкало какое-то другое здание. Иначе трудно объяснить столь безликий торец в сравнении с украшенным лицевым фасадом.


Взгляд сквозь забор на здание Верховного суда. Любопытные светильники.




WTF???! Я даже не знаю, как назвать эти гвоздики-переростки...


У военных свое представление о прекрасном. В доме Штаб тыла ВС РФ. А раньше здесь было Филаретовское женское епархиальное училище.


No comments


Переулок с трогательным названием Огородная слобода. Получил он его в 1994 году по именованию местности в северо-восточной части Земляного города, которая в XVII веке была занята дворцовыми огородами и дворами огородников (Огородная слобода). Изначально назывался Чудовский переулок - по подворью Чудова монастыря.


Двухэтажный деревянный дом (предположительно 1870-1880-е гг., архитектор А. А. Мейнгард), объект культурного наследия Москвы. Реставрируется. Кто-нибудь может объяснить, почему в деревянном объекте культурного наследия XIX века в процессе реставрации появились пластиковые окна?..


Особняк чаепромышленников Высоцких (1900, архитектор Р. И. Клейн), неоднократно надстраивался и расширялся с сохранением первоначального облика. В советское время - клуб телеграфистов, контора общества старых большевиков, в 1936-1962 - Московский городской дом пионеров (так называемый «гордом на Стопани»), в доме неоднократно бывала Н. К. Крупская; после открытия нового комплекса зданий городского Дворца на Ленинских горах - районный Дворец пионеров и школьников имени Н. К. Крупской. Ныне Дворец творчества детей и молодежи ЦАО.

Обратите внимание на потрясающий наряд бабули!


[История дома и его владельцев]
Городскую усадьбу по адресу Огородная Слобода, 6 возвели к 1900 году по проекту известного архитектора Клейна по заказу Давида Вульфовича Высоцкого - крупного российского предпринимателя начала XX столетия. Чаепромышленник Высоцкий носил звание коммерции-советника и руководил крупнейшей в стране и известной чайной компанией «В. Высоцкий и Ко», которая была основана его отцом еще в середине девятнадцатого века.

Здание было  построено в стиле эклектики - в типичных архитектурных формах, присущих рубежу XIX-XX веков. Архитектор Клейн, без сомнения, мастерски соединил здесь элементы дворцовых зданий эпохи Возрождения и средневекового европейского замка. Внутренние помещения были декорированы богато и помпезно. В отделке использовались дорогое дерево, присутствовали золотая роспись и богатая лепнина, полы были застелены наборным паркетом. К сожалению, былое убранство до наших дней практически не сохранилось.

Помимо архитектурной составляющей,  особняк Высоцких богат своей историей и связан с жизнью многих известных людей.

Так, портреты семьи рисовал известный тогда художник и преподаватель «Московского училища живописи, ваяния и зодчества» Леонид Осипович Пастернак. Вместе с ним, довольно часто, этот дом посещал и его сын - будущий поэт и писатель Борис Пастернак, занимавшийся репетиторством с хозяйскими дочерьми - Идой и Еленой. Эти занятия со временем переросли в крепкую дружбу, а Ида Высоцкая даже была возлюбленной Бориса Леонидовича, которой он однажды сделал, пусть и безуспешно, предложение руки и сердца.

С приходом к власти большевиков в 1917 году все предприятия семьи Высоцких были национализированы, как и роскошный особняк в Огородной слободе, 6. Фабрики влились во вновь образованное гособъединение «Центрочай», а в дом вселился сначала «Клуб Московского Окружного Союза Работников Связи», а после него «Всесоюзное общество старых большевиков».

Стоит заметить, что купеческая семья Высоцких эмигрировала в Великобританию, а одна из их чаеторговых фирм продолжает до сих пор работать в Израиле. Сегодня на полках российских магазинов уже можно приобрести чай с брендом «Высоцкий», который назван не в честь известного барда и артиста Владимира Высоцкого, а продолжает поддерживать традиции старейшего купеческого рода.

После упразднения в 1936 году «Общества большевиков» здание, по предложению Надежды Константиновны Крупской - супруги В.И. Ленина, передали Дому пионеров города Москвы.

Этот переезд нанес особняку значительный урон. В старых интерьерах начали убирать прежний декор и все делать наново, соответственно, в более упрощенном виде. Многие тогда посчитали это нецелесообразным действием, но тогдашний руководитель большевиков города Москвы Никита Сергеевич Хрущев высказался с прямолинейной простотой, что, мол, « … все это купеческое безвкусие и богатство надо убрать». Звучит ужасно, но это факт!




Так как памятники Крупской ставить как-то не принято, то поставили монумент ее мужу. Хоть какая-то связь. Памятник необычен тем, что изображает Владимира Ульянова в годы юности, что крайне редко встречается среди множества памятников вождю. В большинстве своём Ленин предстаёт взрослым человеком, или же мальчиком школьного возраста.

Памятник «Ленин-гимназист» пострадал летом 2008 года от урагана (что любопытно: 17 июля, в день 90-летия расстрела царской семьи) - гнилой тополь рухнул и свалил скульптуру с постамента, расколов его на три части -  голову, туловище и ноги. В августе 2009 г. монумент был отреставрирован и установлен на прежнее место.


Дом Плещеевых. Его возвели в период с 1910 по 1911 году. Автором архитектурного проекта стал зодчий Богдан Михайлович Нилус. Собственниками были Алексей Алексеевич Плещеев и его супруга - Софья Федоровна. Угловое здание заметно выделяется среди рядом стоящих построек как размерами, так необычайной плавностью линий, образованных волнообразным аттиком и устроенными на фасаде полукруглыми эркерами - главным акцентом всей фасадной части.


История дома связана с жизнью известного советского писателя Николая Алексеевича Островского, который проживал в квартире №25 у Марты Яновны Пуринь.


Слева - доходные дома Виноградовой (конец XIX века).


Сало красоты ))


Продолжение: "Моя улица": Мясницкая и окрестности. Часть 2 "Моя улица": Мясницкая, Большая Никитская

Переулки, Центр, Моя улица, Мясницкая

Previous post Next post
Up