"Моя улица": Мясницкая, Большая Никитская

Oct 01, 2016 23:00

Окончание. Начало здесь: "Моя улица": Мясницкая и окрестности. Часть 1 "Моя улица": Мясницкая и окрестности. Часть 2

Слева торговый дом Товарищества М. С. Кузнецова (1898-1903, архитектор - Ф. О. Шехтель). До постройки современного здания здесь находился дом В. И. Фирсановой, перестроенный в 1894-1895 годах.

Владельцем углового участка на Мясницкой улице «король» русского фарфора и фаянса Матвей Сидорович Кузнецов стал в 1893 году, а в 1898 по проекту Ф.О. Шехтеля началось строительство нового здания для конторы и магазина "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова". В тот год "Товарищество" стало крупнейшим производителем фарфора в Европе и нуждалось в достойном представительстве. Фасад украшен масками покровителя торговли крылатого бога Меркурия. Первый этаж занимал магазин, а на втором были конторские помещения и правление "Товарищества".

В 1913 г. здание надстроили третьим этажом по проекту архитектора Ф. А. Ганешина. После революции сюда въезжают Всероссийский синдикат силикатной промышленности и "Объединенный клуб III Интернационала".

[В 1926 году дом выглядел так.]


В 1930-е годы дом вырос еще на один этаж. После войны здание опять отдают магазину посуды, и сегодня на первом этаже, как и при М.С.Кузнецове, торгуют фарфором и фаянсом.


Знаменитый дом Черткова.

В XVI веке здесь была усадьба Волынских. К концу XVII века владение передали касимовским царевичам, чей род пресекся около 1728 года. Владение с каменными палатами получил князь А.Г. Долгорукий - отец несчастной невесты Петра II, так и не ставшей царской женой. После восшествия на престол Анны Иоанновны, Долгорукого сослали в тот же город (Березов), в который он некогда отправил своего благодетеля - Александра Меньшикова.

Новыми владельцами почти на сто лет стали Салтыковы. Они и построили в середине XVIII века этот дом, дошедший до нас с небольшими переделками середины XIX века.

В 1831 году дом с флигелями и садом приобрел Александр Дмитриевич Чертков. Благодаря ему этот адрес узнала вся просвещенная Россия. Чертков собрал здесь уникальную, самую большую на то время библиотеку, посвященную российской истории. Не только книги, но и монеты, рукописи, грамоты, карты, портреты - все, что могло относиться к российской истории, было предметом его собирательства. Пушкин, Погодин, Жуковский, Гоголь, Л. Толстой, и др. работали в этих стенах и были друзьями Черткова.

[а дальше было это]Продолжил дело сын, Григорий Чертков. В 1863 году в специальной противопожарной пристройке со стороны Фуркасовского переулка открылась первая бесплатная частная библиотека в России, «Московская городская Чертковская публичная библиотека». В 1871 году Г. Чертков принес библиотеку в дар Москве, а дом продал Н.А. Гагариной. С 1880 года его хозяйка К.Н. Обидина.

В середине 1890-х годов в залах особняка заседало Московское архитектурное общество. Его сменил Литературно-артистический клуб и Литературно-артистический кружок, который посещали основатели Московского художественного театра. В 1914 году особняк продали Г.А. Кеппену. Он вознамерился выстроить на этом месте пятиэтажный доходный дом. Этим планам помешала война.

После революции дом пришел в запустение. Его спасло то, что в 1922 году здесь открыли «Деловой клуб», призванный помочь новым руководителям перенять опыт у старых специалистов. С 1991 года его название - Центральный российский дом знаний. После последней реставрации дом увенчал не совсем понятный герб, но с замечательным девизом - «Вера и честь».




Дом вошел и в историю кинематографии. Здесь снимали сцену игры на бильярде (Б. П. Чирков и М. И. Жаров) в фильме "Возвращение Максима", а затем фильм "Семнадцать мгновений весны" (особняк американской миссии в Берлине).


Редчайший случай - я в кадре :)


Слева доходный дом Стахеева с магазинами (1897, архитектор Бугровский; три верхних этажа надстроены в 1986 г.). Первый и второй этажи до середины 1950-х годов занимал магазин «Детский мир», затем переехавший на противоположную сторону Лубянской площади. С 1957 года в доме размещается книжный магазин Библио-глобус

Справа дом Кеппена. В 1908 году Густав Кеппен затеял грандиозную перестройку своего владения: старые постройки были снесены, а на их месте появился дом в четыре этажа, выполненный по проекту известного архитектора Клейна.


Здание Московской Духовной консистории. В XV веке на месте будущего здания духовной консистории находились палаты Годуновых. Затем здесь было устроено Рязанское духовное подворье, где жили епископы управлявшие этой епархией. С 1677 года здесь размещался госпиталь для раненых солдат. В 1722 году владение увеличилось за счёт соседнего дома, принадлежавшего ранее царскому окольничему П. И. Потёмкину.

При Екатерине II здесь разместилась Тайная экспедиция с казематами, обнаруженными при сносе зданий в конце XIX века. В одном из казематов сидел Емельян Пугачёв. В 1801 году здания были переданы Приказу общественного призрения.

В 1833 году в двухэтажном здании поместилась духовная консистория со своим архивом, содержавшим метрические книги из всех московских церквей. В 1890-х годах здания были снесены и 31 июля 1895 года состоялась закладка нового здания. Проект здания в псевдорусском стиле был выполнен архитектором В. Г. Сретенским. Рядом архитектором П. П. Виноградовым было пристроено здание с меблированными комнатами, помещения сдавались в аренду; на первом этаже разместилась контора «Мазуринской биржевой артели» и магазин Ю. С. Нечаева-Мальцова.

После 1917 года в здании разместилось ВСНХ, при научно-техническом отделе которого была создана библиотека с большим читальным залом. Здесь же находились редакция «Технико-экономического вестника» и книжный магазин государственных технических издательств. Сейчас в здании располагается Главное управление ГИБДД МВД РФ.


[Так здание выглядело в 1910-х.]




Здание органов госбезопасности на Лубянке. История его длинна и мрачна, излагать не буду, желающие могут найти ее самостоятельно (например, в Википедии).


Выходим к Лубянской площади.

Здесь, на возвышенном месте, в 1472 году, когда еще к Москве подступала полоса дремучего бора, Великим московским князем Иваном III была поставлена деревянная церковь, носившая название "Успение на Бору". В церковь поместили считавшуюся чудотворной икону Богоматери, подаренную Великому князю Дмитрию Донскому жителями маленького городка Гребня в честь его победоносных сражений. С тех пор икону и церковь стали называть Гребенской (и Гребневской). При царе Иване IV деревянную церковь заменили каменной. Над алтарным приделом святого Дмитрия Солунского еще в XVI веке появилась шатровая колокольня, считавшаяся шедевром зодчества новгородско-псковского типа.

В 1924-1928 годах церковь Гребневской Божией Матери была отреставрирована и скоро закрыта, а в 1935 году в связи со строительством станции метрополитена - снесена. Редчайшие иконы XV века школы Андрея Рублева переданы в Третьяковскую галерею, а напрестольная сень, единственная в своем роде, - в музей села Коломенского. Вот тут очень интересно изложена богатейшая история храма.

1881 год.


Если взглянуть с Лубянской площади назад, на Мясницкую, то вот эта церковь, справа:
[1910 г.]



А сейчас тут вычислительный центр силовых министерств.


Лубянская площадь получила название в XIX веке по местности Лубянка, которое, в свою очередь, было названо по Лубянице - району Великого Новгорода. Название Лубянка впервые упомянуто в летописи в 1480 году, когда Иван III приказал новгородцам, выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте. Именно при участии новгородцев была построена церковь Святой Софии, по подобию Софийского собора в Новгороде, и именно они назвали этот район Лубянкой. В начале XIX века площадь именовали Никольской - по находившимся здесь Никольским (Проломным) воротам Китай-города.

В 1926 году была переименована в площадь Дзержинского, в честь скончавшегося летом того же года Феликса Дзержинского, основателя ВЧК - советской службы госбезопасности. Одновременно была переименована и улица Большая Лубянка в улицу Дзержинского. В 1991 году площади было возвращено прежнее название - Лубянская площадь.

В 2010-2012 годах был полностью реконструирован комплекс исторических зданий, расположенных на пересечении Никольской улицы, Лубянской площади, Малого Черкасского и Большого Черкасского переулков. На их месте, сохранив лишь фасады зданий, был возведён гостиничный комплекс Никольская Кемпински. И вход в метро "Лубянка" там же.


В 1535 - 1538 годах были возведены укрепления Китай-города. В южной части будущей площади находились ворота, которые в разное время назывались Владимирскими, Никольскими и Сретенскими. Возле ворот возник торг. В 1612 году на Лубянской площади произошел бой отрядов народного ополчения с польскими войсками, захватившими центр Москвы.

[Фотосравнение]


Реставрируемый фасад Политехнического музея. О нем я уже рассказывала. Справа виден храм Апостола Иоанна Богослова под Вязом.
[Пара слов о храме]Церковь Святого Апостола Иоанна Богослова появилась в 1493 году, сначала деревянная, потом каменная, неоднократно перестраивавшаяся. Нынешнее здание было построено в 1825-1837 годах. Название «под Вязом» произошло от огромного вяза, росшего перед алтарём ещё во времена Екатерины II. В 1925 году храм был закрыт. С 1934 по 2011 год в нём размещался Музей столицы.



Центральный универмаг «Детский мир» - самый большой детский торговый центр в Европе.


А раньше на его месте был Лубянский пассаж.
[А еще на площади был знаменитый фонтан работы Ивана Витали. Фонтан выполнял роль водозаборного бассейна, куда подавалась питьевая вода из Мытищинского водопровода.]






С такого ракурса даже мрачное здание КГБ выглядит уютным и мирным.




Детский мир.


Андрей...


...которого не отпускает работа: наглядная иллюстрация установленного не по ГОСТу знака - табличка должна быть выше.


Улица Пушечная. До 1922 года Пушечная улица носила название Софийка - по храму Софии Премудрости Божией. Такое название для церкви было выбрано не случайно: после присоединения Новгородской республики к Московскому великому княжеству в столицу оказались перевезены многие именитые горожане, а их место в Великом Новгороде заняли верные новой власти люди. Создавая свое компактное поселение на территории, данной им московским князем, новгородцы назвали соседнюю улицу в честь исторического района своего города - Лубяниц - а также поставили храм, напоминающий им о знаменитом Софийском соборе.


[А так улица выглядела в 1904 году.]


Впервые деревянная церковь святой Софии на этом месте упоминается в 1480 году. В дальнейшем здание церкви несколько раз обновлялось. Основная часть храма сохранилась с конца XVII века до наших дней.


К 1932 году церковь была закрыта и передана органам госбезопасности. Вскоре храм лишился главы и завершения колокольни, уничтожены портики, а сам он превратился в Экспериментальную фабрику спортивных изделий общества «Динамо». Историческое окружение храма к 1980-м годам было полностью снесено, но само здание все же сохранилось. Территория церковного двора полностью застроена новыми корпусами органов госбезопасности. С 2001 года богослужения в храме возобновлены, он получил статус приходской церкви при ФСБ (паноптикум...)


Современное название улица получила в 1922 году по находившемуся здесь государеву Пушечному двору (XV-XVIII века), где отливали пушки и колокола. В 1586 году мастером Андреем Чоховым здесь была отлита Царь-пушка весом около 40 тонн! Изначально гигантское артиллерийское орудие предназначалось для того, чтобы повергать в изумление иностранцев. Пушка занесена в Книгу рекордов Гиннеса и стоит сейчас на Ивановской площади. В память об историческом наследии улица оформлена каменными "ядрами".

Розовое здание справа - доходный дом Торлецкого - Захарьина. Исторический доходный дом в Москве, занимает по улице Рождественка весь квартал от Пушечной улицы до Кузнецкого Моста. Дом построил ещё до крымской войны Потомственный почетный гражданин, Купец 1 гильдии, Коммерции советник А. Л. Торлецкий предположительно по проекту К. А. Тона (автора Храма Христа Спасителя, Большого Кремлёвского дворца, первого московского вокзала (ныне Ленинградского, а до этого «Николаевского») и перестройки Малого театра).


Слева - дом страхового общества «Саламандра» с гостиницей и рестораном «Савой» (1912-1913, архитектор В. А. Величкин).

[Немного любопытных фактов из истории дома]В первые же годы правления большевиков гостиницу «Савой» национализировали и создали здесь общежитие для сотрудников Наркомата Иностранных дел. Совсем скоро статус заведению вернули и размещали в номерах преимущественно гостей, прибывших из-за рубежа: так, здесь в 1935 проживали Анри Барбюс и Ромен Ролан, находившиеся в Москве в целях ознакомления с реальной жизнью в советском государстве. Правда, говорят, были и исключения, в число которых вошли переживавшие бурный роман в 1921 году поэт Сергей Есенин и танцовщица Айседора Дункан.

В 1958 году, входившему в состав «Интуриста» отелю «Савой», дали название «Берлин», которое закрепилось за гостиницей вплоть до реконструкции 1987-1989 годов. Существует версия о том, что первоначально заведение в 1913 году открывали именно под этой вывеской, а переименовали лишь с началом Первой Мировой войны и объявлением войны Германии. Это вполне вероятно, так как в тот период в Российской империи всячески ущемляли немецких подданных, невзирая на ранги, и боролись со всеми напоминаниями о них и их государстве. По окончании реставрационных работ, гостиница не только получила первоначальный облик, но ей вернули и прежнее название.

Последняя реконструкция закончилась в 2005 году и обошлась владельцам в 20 миллионов долларов.




Большую часть владения на углу Рождественки и Софийки занимало Суздальское архиерейское подворье, строения которого были возведены в XVII веке. При подворье находилась церковь Рождества Иоанна Предтечи. Впоследствии дома, выходившие фасадами на улицу, приспосабливали под жилые помещения и торговые лавки. Церковь в конце XVIII века упразднили и разобрали за ветхостью.

Дома неоднократно перестраивались, хотя первоначальные постройки не разбирались, и старинные стены сохранились в основе новых строений. В 1903 году угловое здание, выстроенное на месте снесенного храма, перестроили еще раз по проекту В.В. Шервуда. До революции в нем был трактир, а в советское время - довольно популярное рыбное кафе «Сардинка», превратившееся в конце концов в обычную сосисочную, а также «Пельменная». Сейчас здесь, кстати, тоже заведения общепита.




Двухэтажное здание за цветочной лавкой - Императорское московское театральное училище. Знаменитая "Щепка".


Улица Неглинная. На ней мы уже бывали. Справа -  доходный дом Московского купеческого общества (1889, архитектор А. С. Каминский; фасад изменён в 1906 году Эрихсоном и в 1907 году Шервудом). В настоящее время - Департамент культуры города Москвы.


Слева странное здание с колоннами и нелепыми фонарями - отель «Арарат Парк Хаятт». Велодорожка здесь просто невероятно в тему. Вот этот персонаж на БМВ - он не выезжает из арки. Он просто так запарковался.


Обилие знаков загрязняет пространство похуже, чем пропыленная строительная сетка на фасаде реставрируемого Малого театра.


Выходим на Театральный проезд. Уж это скорее проспект: 5 полос да еще и широченные парковки. Справа - Третьяковский проезд (1870-1871, архитектор Каминский). Построен по заказу братьев Павла и Сергея Третьяковых специально для организации выезда. На улицу Третьяковский проезд выходит эклектичным зданием со сквозной аркой.


Гостиница "Метрополь". Строилась в 1899-1905 годах; инициатором строительства был Савва Мамонтов, по его заказу Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля. Фасад, выходящий на Театральный проезд, украшает майоликовое панно «Принцесса Грёза», выполненное по эскизу Михаила Врубеля.


Впереди по центру виден отель "Four seasons" ( он же - гостиница "Москва"). А с флагом - здание Государственной Думы РФ.


Большой театр.

[Кратенько об архитектурной истории здания театра]Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать ... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу. Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом". В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора Осипа Бове здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра. Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В таком виде театр просуществовал до конца ХХ века. В 2005 году началась самая масштабная и весьма неоднозначно оцениваемая реставрация и реконструкция Большого театра. Сроки ее завершения неоднократно сдвигались, в ходе работ сменился владелец генподрядчика, было заведено уголовное дело о растрате, проект реставрации был пересмотрен, а расходы многократно превысили изначальную смету. Обновленный Большой театр открылся 11 октября 2011 года.




В дни нашей прогулке на Театральной площади был какой-то очередной фестиваль. В рамках которого возникли пальмы и кусты, похожие на лавровые. Живенько так :)








Эклектика просто на разрыв. Самый центр столицы, Большой театр - и такое вот не пойми что.


Российский академический молодёжный театр. Основан в 1921 году.


Слева - Новая сцена Большого театра. Здание строилось с 1995 по 2002 год на месте исторических многоквартирных домов. По центру - Административно-вспомогательный корпус Большого театра, здесь расположены репетиционные залы и оперные классы.


Чугунная галерея с фонарями.


Вообще это пространство богато на фонари и фонарики. А я их очень люблю!




Терраса Новой сцены.


Отличный вид на запаркованную площадь (( Перегороженную к тому же какими-то колхозными заборчиками.








Театрально, правда?




И вот мы снова на Большой Дмитровке. Дом союзов.


Весь этот декор по случаю фестиваля "Московская весна".


Я встречала разные мнения по поводу обилия украшений. Лично на мой вкус слегка перебор.






Пасхальная инсталляция.


На Кузнецком мосту уже не висящие клумбы, а бумажные голубки.


Цветы искусственные, конечно. Но сделаны качественно.


В Камергерском переулке тоже фестивалят.


Потрясающе органичный дядька!




Безумный Винни Пух. Почему безумный?


А потому что заразился от котов весенней игривостью ;) Гроза девушек! ))


Чебурашк недалеко отстал ))




Очень много всего, глаза разбегаются.


Газетный переулок.


Тверская. Бирюзовый дом - театр Ермоловой. А за ним гостиница «Ритц-Карлтон Москва», а за ней гостиница "Националь".


Один из самых монументальных и, по выражению некоторых искусствоведов, «помпезных» жилых домов Тверской улицы построен в 1946-1949 годах по проекту архитектора А. Ф. Жукова. Цоколь здания облицован тёмно-коричневым гранитом, предназначавшимся для памятника гитлеровской армии в ознаменование победы над СССР.


Следственный комитет при МВД России и Департамент Кадрового Обеспечения МВД России. Когда я хотела снять его поближе, прибежал типичный охранник и поведал, что снимать "низя". Ну, то есть яндекс.картам и гугло-панорамам можно, а обычным прохожим не положено, в связи с острым приступом синдрома вахтера. Ну, да не очень-то и хотелось.


Выходим на Большую Никитскую. Название дано по Никитскому женскому монастырю, находившемуся когда-то на этой улице.

Памятник Чайковскому (работы Веры Мухиной) на фоне Консерватории, носящей его имя.


Театр Маяковского, основанный в 1922 году как Театр Революции. Здание театра, в то время известное как «театр Парадиз», было построено в 1886 году по проекту архитектора Терского (автор фасада - Ф. О. Шехтель).


Московский музыкальный театр «Геликон-Опера».

[Ошибка ценой в миллиард!]История усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице восходит ко времени генерал-аншефа Ф. И. Глебова. В XIX веке здесь уже находился театр, где выступали французские и итальянские актеры, а также труппа Венской оперетты. В начале XX века здесь была открыта камерная сцена.

В 2000-х годах правительство Москвы приняло решение приспособить памятник архитектуры к нуждам театра «Геликон-опера». Проект «реставрации с приспособлением», согласно которому в распоряжении театра должно появиться два новых зала на 200 и 500 мест, был разработан в 2006 году. С 2007 года по адресу Большая Никитской, д. 19/16 стр. 1 и стр. 2 начались работы. Уничтожение исторических построек ради строительства нового здания подверглось жёсткой критике со стороны общественного движения «Архнадзор». Сама стройка получила название «ошибка ценою в миллиард рублей» после того, как заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что город не может отказаться от реконструкции усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых под размещение в ней театра «Геликон-опера», поскольку в стройку уже инвестировано более 1 млрд руб. бюджетных средств: «Я готов признать, что это было ошибочное решение, но не готов взять ответственность за списание в убыток миллиарда рублей».







Здание ТАСС.


Площадь Никитские ворота.


Восхитительный образец того, как в стремлении сделать хорошо разметкой звонко разбили лоб.


На площади всё та же "Московская весна".


Народу тьма, все фотаются.


Мы сворачиваем на продолжение Большой Никитской.




Шестиэтажный дом с двухэтажным мезонином построен в 1949 году для военнослужащих.

6 июня 1999 года, в день двухсотлетней годовщины со дня рождения А. С. Пушкина, был открыт фонтан-ротонда «Наталья и Александр» в память о его венчании с Н. Н. Гончаровой.




Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение»).

[Потемкин и Пушкин - что у них общего?]Существовавшая в этой местности деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», первое упоминание о которой относится к 1619 году, сгорела в 1629 году. В 1685-1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалёку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» - чуть западнее ныне стоящего.

Позднее в приходе храма стоял двор Г.А. Потемкина. Поговаривали, что в той церкви он тайно венчался с Екатериной II. Может быть, поэтому, а может быть, потому, что двор Преображенского полка, шефом которого он был, располагался неподалеку и нуждался в большом соборе, граф решил перестроить старую церковь. Проект был поручен В.И. Баженову, но смерть графа помешала осуществлению этого плана.

Строительство продолжили родственники Потемкина. Выяснилось, что фундамент старой церкви не выдержит большого собора, и заказчики отдали под новый храм свой двор. Старую церковь не сносили, начав рядом строительство трапезной по проекту М.Ф. Казакова, которую закончили в 1816 году. Сам храм достраивался в 1830-х.

В одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня в Сторожах 18 февраля 1831 года проходило венчание А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой. Рядом, на месте нынешнего сквера, разбирали старую Вознесенскую церковь Натальи Кирилловны Нарышкиной.




Храм «Большое Вознесение» облюбовала московская интеллигенция. Утонченный ампир, венчание Пушкина, прекрасная акустика привлекали прихожан со всей Москвы. Рядом сохранялась маленькая нарышкинская колокольня с шатровым верхом.

[Выглядела она так]


[Страшное советское время]Храм стал свидетелем страшных боев 1917 года между юнкерами и революционными отрядами. Сюда принесли 180 гробов с телами погибших юнкеров.

А в 1920 Ф.И. Шаляпин читал здесь Апостола: в церкви венчалась дочь певца.

В 1922 году храм был разграблен «в пользу голодающих Поволжья», но службы продолжались. В 1925 здесь отслужил свою последнюю службу Патриарх Тихон, в 1928 году состоялось отпевание М.Н. Ермоловой.

Власти обложили приют непосильными налогами. Средства на их выплату собирали даже иностранные посольства (включая турецкое), но и это не спасло церковь. В 1931 году ее отдали под склад, старинные иконы сожгли прямо в здании храма. Затем здесь разместилась лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Кржижановского. Внутри был устроен второй этаж, прорезаны окна. В 1937 году снесли колокольню...

В 1987 году лабораторию выселили. В храме было решено открыть культурный центр с концертным залом. По многочисленным просьбам москвичей его вернули церкви. С 1990 года здесь возобновились службы. В 2002-2004 годах была заново построена колокольня на старинном фундаменте.




На этом наша обширнейшая прогулка подошла к концу! И я все равно не рассказала и половины из того, что определенно заслуживало внимания.


Очень надеюсь, что вам было познавательно и интересно :)

Лубянка, Большая Никитская, Центр, Мясницкая, Кузнецкий мост, Переулки, Большая Дмитровка, Большой театр, Моя улица

Previous post Next post
Up