Большой Харитоньевский переулок и Чистые пруды. Часть 3.

Jan 09, 2015 23:26

ОКОНЧАНИЕ. Часть 1 __ Часть 2

Слева здание, построенное в начале 30-х годов прошлого столетия для кооператива «Политкаторжанин». Архитектурная особенность постройки - выступающие за основную ось здания нижние два этажа и несимметрично устроенный в левой части фасада эркер. В настоящее время дом остается жилым. Часть его помещений занимает Всероссийская общественная организация «Союз художников России».

Справа (двухэтажное) усадьба Шувалова-Голицыных. Этот дом включен в альбомы партикулярных строений М. Ф. Казакова и является одним из самых значительных зданий Москвы, построенных в период раннего классицизма.

Дом выстроен около 1780 года Иваном Ивановичем Шуваловым (он оставил огромный след в истории Российской империи: именно он был основателем, а затем и куратором Московского университета; в ту пору ему было всего 28 лет), известным фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, покинувшим двор при воцарении Екатерины II и вернувшимся из чужих краев лишь в конце 70-х годов. Из-за своей приверженности императору Петру III он решил, как большинство опальных и старых вельмож, поселиться в Москве. Но Шувалов в своем доме так и не поселился: Екатерина вернула ему свое благоволение, сделала обер-камергером, и остаток своих дней он прожил в Петербурге, где умер в 1797 году. Свой московский дом он подарил племяннику, сыну сестры, князю Федору Николаевичу Голицыну, куратору Московского университета. Эту ветвь князей Голицыных, чтобы не запутаться, современники именовали «Голицины с Покровки».

В 1812 году дом не горел, и в нем, по преданию, жил один из наполеоновских маршалов. В этом доме родился и вырос гражданский губернатор Москвы, а затем московский городской голова, князь Владимир Михайлович Голицын.

Здание с полуколоннами возвели в 1914 году на месте правого усадебного флигеля в качестве доходного дома. Проект выполнил архитектор Франц Львович Контрим. Первый этаж, как и сегодня, был отведен под магазины, а верхние этажи занимали сдаваемые внаем меблированные квартиры (одна из них сегодня принадлежит певице Валерии.). Глядя на дом, создается впечатление, что первые его три этажа были построены изначально, а вот верхние явно приросли потом, причем, наверняка, в разное время.


Маленький дом - бывший левый флигель усадьбы Шувалова-Голицыных.

Большой - бывший доходный дом Конкина. Его возвели в 1900 году. Среди подобных сооружений города Москвы, дом Конкина особо выделялся тем, что помимо меблированных квартир, которые сдавались внаем обеспеченным гражданам, здесь были устроены и залы, в которых проводились всевозможные балы и свадьбы. В настоящее время в доме обустроено элитное жилье.


Слева жилые дома.


Есть предположение, что левый флигель Шуваловской усадьбы строил сам Казаков.


По адресу Покровка, 43, вдоль красной линии улицы, расположены два строения. Левое здание (строение 1) было построено в 1917 году, незадолго до Октябрьской революции. Этот участок в период с 1902 по 1917 годы занимала семья Мартовых. В настоящее время здесь расположен «Международный банк Азербайджана» - банк МБА (Москва).

Строение 2 на протяжении девятнадцати лет (1900-1919) находилось в собственности купеческой семьи отца и братьев Соболевых, родовые корни которых тянутся еще с 1831 года, когда в купечестве состоял их родной дед.


В этоме с балконом раньше была корчма "Тарас Бульба" с открытой верандой. Потом другие ресторанчики. Нынче, судя по отсутствию вывесок, здание пустует.


Строение справа в период с 1888 по 1914 годы являлось собственностью купца Михаила Васильевича Шилова, который управлял конторой, занимавшейся «транспортированием кладей». После Октябрьской революции 1917 года дом национализировали и в этих стенах начал свою работу синематограф «Народная свобода». История этого здания связана с известной музыкальной школой, которая открылась в 1920 году и переехала сюда в 1923. Она была организована учениками известного пианиста и педагога Константина Николаевича Игумнова, который часто посещал это учебное заведение (впоследствии школу назовут его именем). В пятиэтажной пристройке со стороны заднего фасада разместился бизнес-центр «Покровка, 45».


Справа - жилой дом конца XVIII века. Неоднократно перестраивался. Слева - доходный дом купеческого общества, построенный в 1909 году по проекту архитектора Шервуда. Фасады здания оформлены в стиле московского модерна, но, между тем, несут в себе декоративные мотивы, соответствующие барочным формам.


На левом торце дома масштабное граффити.


Здание справа было построено в 2005 году. Авторы проекта, как будто обыгрывая тему названия ранее расположенного по-соседству кинотеатра «Новороссийск», создали волнообразное здание, придав ему песочные тона декора. Может это и не случайно, так как в настоящее время в доме расположено представительство черноморского новороссийского порта - НМТП («Новороссийский морской торговый порт»).


Граффити не одиноко. Это целая панорама в едином стиле. Стены двух соседних домов украсили рисунки с «Ласточкиным гнездом» и контурами крымских скал в маскировочной раскраске. Даже вентиляционную шахту задействовали!


Дом Полетаева-Филиппова был построен в 1910 году как доходный дом. Архитектурный проект исполнил зодчий Иван Боголепов. В 1914 году строение находилось в собственности Ивана Петровича Полетаева, но уже через два года - в 1916 году - хозяином владения числился П.И. Филиппов. Как и в настоящее время, в те годы на первом этаже располагались различные магазины и конторы.


За домом Полетаева-Филиппова комплекс похожих зданий. Время их строительства доподлинно неизвестно, но на основании архивных документов дом в 1914 году принадлежал «почетному гражданину» Михаилу Дмитриевичу Четверикову. В этом здании некогда располагался чайный магазин - один из четырнадцати в городе Москве, которые принадлежали товариществу «Сергей Васильевич Перлов и Ко». В настоящее время здесь расположен «Театр на Покровке».


Колокольню бывшего храма во имя усекновения Главы Иоанна Предтечи «что в Казенной слободе» была построена в период с 1770 по 1772 годы. Колокольня стояла отдельно от самого храма, снесённого в 1930-х годах. Ныне постройка относится к церкви Иакова что в Казенной слободе и в ней расположена церковная книжная лавка.


С одной стороны от колокольни чайхона, с другой - чебуречная. Очень символично.


Центральный дом предпринимателя и клуб-кинотеатр «35 мм». Здание возвели к 1977 году для кинотеатра «Новороссийск» и приурочили событие к 60-летней годовщине Великого Октября. Неподалеку от главного входа в культурный центр разместили восьмитонный морской якорь - реликвию Отечественной войны 1941-1945 годов, привезенный сюда из Цемесской бухты города Новороссийска. Это был дар города-героя кинотеатру, названному в его честь. Как говорится в одном из источников, строение появилось «на месте стоявших здесь малоценных мелких строений провинциального типа».

В 2004 году здание полностью реконструировали под разместившийся в этих стенах ЦДП - Центральный дом предпринимателя, созданный с целью «объединения предпринимателей города, продвижения предпринимательской инициативы, проведения мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса».


Вот мы с вами и дошли до Садового кольца. Поворачиваем налево, на Садовую-Черногрязскую.

Название улицы происходит от названия реки Черногрязка (маленький приток реки Яузы), которая раньше пересекала улицу. В XIX веке речушка была заключена в коллектор (она и теперь протекает в нём). Имя реки говорит само за себя - оно происходит от вида здешней почвы. Нынешнее название улица приобрела в конце XVIII века.


В XVI-XVII веках улицы, как таковой, ещё не было. На её месте был пустырь, а чуть западнее располагались Басманная и большая Огородная слободы. В первой из них жили пекари, которые изготавливали особый хлеб, называвшийся «басманом», а во второй - огородники. Огородная слобода снабжала весь царский двор свежими овощами и фруктами. Почвы здесь позволяли собирать богатые урожаи. В середине XVIII столетия здесь был построен Запасный дворец, где хранились запасы продовольствия и фуража для императорского двора. В планах 1882 года Садовая-Черногрязская улица уже существует под нынешним своим названием.


Взгляд в Фурманный переулок. Назван в XIX веке по находившемуся в переулке Фурманному двору - «извозчичьему двору» (от немецк. фурман - «возница, извозчик»). По-видимому, на этом же дворе стояли и пожарные повозки с пожарными трубами («заливными насосами»), почему переулок называли также Трубным.

Глазная больница Гельмгольца по адресу улица Садовая-Черногрязская, 14/19 открыла свои двери для первых больных в 1900 году 17 ноября. Средства на ее обустройство выделила Варвара Андреевна Алексеева, именем которой, а также ее супруга, медучреждение и было названо. Стоит отметить, что больница сразу стала популярной среди небогатого сословия Москвы, где все желающие - взрослые и дети - могли получить квалифицированную медпомощь, причем бесплатную. Для этих целей из бюджета направлялось порядка 25 000 рублей. Офтальмологический центр расширялся и со временем здесь, наряду с лечением больных, организовали учебный процесс и обеспечили научную работу.

В 1936 году больнице повысили статус до Центрального НИИ офтальмологии, а спустя 12 лет (1948) присвоили имя ученого Германа Гельмгольца и преобразовали в НИИ глазных болезней.


В 1914 году почти все дома (не считая некоторых учреждений) принадлежали богатым купцам и купцам среднего достатка. В период революции (а точнее, незадолго до неё) здесь располагалась первая типография, принадлежавшая социал-демократам. После революции многие дома были реконструированы: соединялись между собой, появились пристройки и надстройки к ним.


В советское время Садовое кольцо было решено расширить. Это было осуществлено путём сноса некоторых домов, палисадников и ветхих строений. На Садовой-Черногрязской улице появилось асфальтированное покрытие дороги, а освободившиеся места стали застраивать высотными зданиями.

В наше время улица является важной транспортной артерией города и просто одной из самых красивых улиц Садового кольца.

На фото видна одна из семи знаменитых сталинских высоток. Это административно-жилое здание. При строительстве основания этого высотного здания был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Поскольку дом высотой 138 метров строили одновременно с сооружением северного выхода со станции метро «Красные ворота», то проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он оттаял, здание просело и приняло вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов. В итоге здание оказалось не вполне вертикальным, из-за чего в нём постоянные проблемы с эксплуатацией лифтового хозяйства.


Сворачиваем в Большой Харитоньевский переулок. Название дано по Храму Харитония Исповедника в Огородной слободе.

Корпус-строение на углу возвели уже в годы советской власти в период с 1925 по 1929 годы для глазной больницы имени Гельмгольца.


В XVII веке на месте переулка лежала дворцовая Огородная слобода. В этой крупнейшей московской слободе в 1679 насчитывалось 373 двора огородников, и десятки дворов прочего люда.

Во второй половине XVII века на окраине слободы были выстроены белокаменные палаты Алексея Волкова. В 1727 Пётр II Алексеевич пожаловал палаты князю и подполковнику Преображенского полка Г. Д. Юсупову; после пожара 1737 года вслед за Юсуповыми в переулок пришли Бестужевы-Рюмины и прочая знать. Юсуповы владели палатами до 1917 года, а заодно и округлили владения землями по чётной стороне переулка. Расцвет усадьбы пришёлся на первую четверть XIX века, когда ей владел Н. Б. Юсупов, а по соседству владели домами Шуваловы, Измайловы и граф Санти.

Здесь квартировали Адам Мицкевич и И. И. Дмитриев, а в 1801-1808 в Большом Харитоньевском переулке жила семья С. Л. Пушкина, отца Нашего Всего. Все упомянутые дома и Юсуповские сады сгорели в пожар 1812 года. Впоследствии, Пушкин «поселил» на углу Малого и Большого Харитоньевского переулков тётку Татьяны Лариной.


Три стоящие вплотную дома, как правило, описываются вместе. Причины две: известный общий владелец и общая судьба.

Центральное, самое старое здание, было построено в 1794 г. коллежским асессором X.Христианом, который купил участок с несколькими деревянными домами у Измайлова. В 1801 г. его жена продала дом князю Н.Б. Юсупову. Скорее всего, в этом здании и был театр Юсупова, при описании которого современники употребляли слова "невиданный" и "сказочный". Большое впечатление производила на них "обширная зала, освященная люстрой,.. окаймленная тройным поясом лож, уставленная рядами кресел...". О "театральности" здания говорит и то, что на его втором этаже еще в 1960-х гг. был зал, в котором выступали оперные певцы. Едва ли его устроили последующие владельцы.


В 1801-1803 гг. князь Н.Б. Юсупов сдавал в аренду Пушкиным флигель. Здания слева и справа построили в 1826-1827 гг. по проектам В.Г. Дрегалова и Е.Д. Тюрина. Наследники князя в 1836 г. продали все три дома для организации в них Работного дома.


Палаты Юсуповых. Самая устойчивая легенда гласит, что принадлежали эти палаты царю Ивану IV Васильевичу и были его охотничьим дворцом. И якобы вел из него подземный ход, по которому грозный царь, переодетый в смерда, выбирался тайком «в народ» подслушивать сплетни о самом себе. Документальных подтверждений этому нет. Бесспорно одно: на рубеже XVI и XVII веков (именно этим периодом датируется древнейшая часть памятника, подклетный этаж крайней правой, если смотреть со стороны переулка, палаты) на окраине Москвы уже стоял красавец терем.


Достоверная история его относится к более поздней эпохе. Вероятно, в конце XVII века Петр I подарил терем своему сподвижнику, дипломату, вице-канцлеру барону Петру Шафирову. В 1723 году он принимал здесь царя, о чем сохранилась запись в походном журнале Петра I. В том же году владельцем усадьбы стал еще один петровский сподвижник - начальник Тайной канцелярии, граф Петр Андреевич Толстой. При Петре II Толстой был сослан на Соловки, а палаты отошли к ближайшему помощнику князя А. Меншикова, обер-секретарю Военной коллегии Алексею Волкову. Владел он ими менее года, но дом часто называют его именем - «Палаты боярина Волкова». Хотя боярином Волков никогда не был.

После падения Меншикова усадьбу у Волкова отобрали. Петр II пожаловал ее своему доверенному человеку, подполковнику Преображенского полка Григорию Юсупову-Княжево. С тех пор и до самой революции дворец находился в семье Юсуповых.


Архитектурный ансамбль каменных палат формировался веками и представляет собой несколько отдельных теремов на подклетах, с сенями и наружными крыльцами.

Усадьба неоднократно перестраивалась. В конце ХIХ века под руководством архитектора В. Померанцева была перестроена западная часть палат, изменен декор фасадов, стилизованный под XVII век, и внутренняя планировка, палаты надстроены третьим этажом. В 1890-е годы по инициативе княгини Зинаиды Николаевны архитектор П. Султанов восстанавливал внешний облик палат и создавал интерьеры парадных залов второго этажа. Крыши стали более крутыми, а их скаты расписали «в шахмат». Фасады получили полихромную окраску, выдержанную в цветовой гамме интерьеров. Со стороны двора пристроено новое парадное крыльцо. В доме заново сделали все печи и покрыли подлинными антикварными изразцами.


После революции дом был захвачен анархистами, потом здесь устроили музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании побывало несколько организаций, позже сюда въехала Сельскохозяйственная академия, чьей преемницей стала Российская академия сельскохозяйственных наук.

Во второй половине 2000-х годов была проведена реставрация по проекту института «Спецпроектреставрация». Дворцу вернули примерно тот вид, какой он имел перед революцией. Сейчас в части здания расположен музей «Палаты Волковых-Юсуповых». Интерьеры его достойны внимания. Будет возможность - обязательно посетим дворец.


Кстати, в старые времена Дворец Юсупова не только реставрировали, но и деревья в его саду считали: сохранилась опись деревьев, датированная 1807-1809 гг. Сейчас "палисадник" выглядит очень запущенным и неуютным :(


«Юсупов работный дом». Первое время это заведение все же использовали как дом призрения для нищего люда, причем принудительный, из-за того, что предложений для работы было достаточно мало и, таким образом, создатели несколько просчитались. Городские власти все время боролись за повышение своеобразной «престижности» заведения, но даже из данных от 1913 года следует, что только 54% местных постояльцев проживали в доме на добровольной основе, а остальные находились здесь только на время исполнения принудительных работ.


Палаты дьяка Андреяна Ратманова. Палаты Ратманова построены в конце XVII в. Во второй половине XVIII в. на основе палат построили классический особняк с двумя флигелями и центральной частью с треугольным фронтоном. В конце XVIII в. его владельцем стал князь И.Б. Козловский. В 1800-1830-х гг. особняк перешел во владение к полковнику Василию Сухово-Кобылину. Здесь провел детство его сын Саша - будущий драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин.


В 1960-е гг. обнаружили, что передний фасад особняка скрывает палаты XVII в. Фасад палат восстановили, пристроили крыльцо. Однако, поскольку особняк был выше палат, пришлось сделать надстройку над венчающим карнизом палат. Восстановленные палаты отличаются от фрагментов особняка не только архитектурно, но и цветом: они имеют чисто белый цвет, в то время, как фрагменты особняка имеют элементы серого цвета. Сейчас в здании находится НФ "Пушкинская библиотека". Но это не та библиотека, где выдают книги всем желающим. Полное название выглядит так: Некоммерческий Фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий "Пушкинская библиотека".


Большой Козловский переулок. Большой и Малый Козловские переулки получили название в середине XVIII века по прозванию домовладельца Козёл (назывались также Козловыми и Козьими). Большой Козловский переулок именовался также Гусятников - по фамилии домовладельца; затем Чудовский - по ближнему подворью Чудова монастыря.


Бывший городской детский приют, 1895, арх. М. К. Геппенер. Бывшая усадьба Одоевских.


В этом доме находится отделение милиции полиции.


Дом построен в 1887 году. До 1900 года он принадлежал Пономаревым. Трехэтажному зданию с протяженным фасадом и угловым эркером-фонариком на двух верхних этажах повезло: его не надстроили.


С 1914 года дом принадлежал текстильному фабрикату Н. Ф. Грибову.




Дом построен в 1891 г. (арх. Н. В. Карнеев) для бесплатной лечебницы Общества военных врачей (ранее здесь была усадьба графа А- Л. Санти). Первоначально дом был двухэтажным. Несмотря на небольшие размеры, архитектор сделал в нем просторную лестницу с широкими пролетами. Видимо, заказчики считали, что лечат не только врачи. Два этажа и правая пристройка с голыми фасадами появились в конце 1950-х гг. Сейчас здесь поликлиника.


Гусятников переулок. Название получил по фамилии домовладельца конца XVIII века - купца Петра Михайловича Гусятникова. В 1933-1993 годах - Большевистский переулок - по располагавшемуся поблизости (в переулке Стопани, ныне - переулок Огородная Слобода) в 1930-х годах Всесоюзному обществу старых большевиков. Исконное название возвращено в 1994 году.

Справа - доходный дом С. Ф. и А. А. Плещеевых, 1910.


Выходим на Чистопрудный бульвар. Чистопрудный бульвар является одним из центров культурной жизни современной Москвы. На бульваре или рядом находится несколько популярных театров, в числе которых: Et Cetera, Современник, театр О. Табакова и др. Помимо этого, в летний период бульвар становится площадкой для многочисленных уличных музыкантов, играющих самую разнообразную музыку, а также местом проведения тематических выставок современного фотографического искусства.

Справа - дом купца Никитина. Здание появилось на этом месте в 1837 году. В 1889 году владение выкупает московский купец Никитин для обустройства в нем ресторана «Прогресс». На первом этаже были устроены общие залы, а второй отвели под отдельные кабинеты. Сергей Иванович владел этим заведением вплоть до 1916 года. В 2004 году здание капитально перестроили. Далее в комплексе разновременных зданий находится посольство Республики Казахстан.


На Чистопрудном бульваре есть небольшой сквер.


Главный дом усадьбы Кашкиных был построен в 1782-1784 годах после сноса стены Белого города; его фасад, зафиксированный в альбомах Казакова, имел характерный облик раннего классицизма. В 1950-1953 годах был надстроен с двух до до шести этажей. В XX веке в доме размещались редакции газет «Рабочая Москва», «Вечерняя Москва» и «Московская правда»; сейчас размещается издательство «Московский рабочий».


В сквере молодежь занимается разными развлечениями. В числе прочих нам попалось такое действо: между деревьями натягивается упругая стропа, и по ней нужно пройти вперед - и потом пропятиться назад, спиной. Мы видели весьма ловких канатоходцев.


Скульптурный комплекс посвященный казахскому писателю Абаю Кунанбаеву. К великому моему сожалению, я впервые слышу о таком писателе :(


У памятника изящные кмпозиции с фонтанами.


Фонтан "Поющий журавль" в сквере Чистопрудного бульвара представляет собой семь пенных струй среди камней-валунов, на одном из которых расположена скульптура самого Журавля. Чаша фонтана имеет неправильную форму, а "берега" из камня больше напоминают пруд. Построен этот фонтан был в 1999-м году. При свете дня скульптура очень реалистична - между ней и ее живыми прототипами наблюдается явное "портретное" сходство. Ведь автором Журавля является один из ведущих отечественных анималистов, заслуженный художник России, действительный член Российской академии художеств скульптор Александр Михайлович Белашов.

Фигура журавля нередко страдает от вандалов (они сжимали его распахнутый клюв пассатижами, а однажды и вовсе свернули голову), поэтому по окончании сезона работы скульптура демонтируются и увозятся на хранение до весны.




Ресторан и велнесс-клуб «Белый лебедь», расположившийся между урезом пруда и фонтаном в центральной части бульвара.

Архитектором данной постройки является Колосницын Владимир Васильевич. Его причисляют к числу «мастеров» «лужковского стиля» в архитектуре Москвы. Работы Колосницина неоднократно вызывали критику в прессе, так, например, историк архитектуры и архитектурный критик Г. Ревзин даже называл его «самым плохим архитектором Москвы». О здании ресторана «Белый лебедь», построенном на Чистых прудах по проекту Колосницина, Ревзин отзывался так:
Классическая тема - дворец над водоемом - предполагает изысканную легкую композицию. Чем, собственно, и был шестидесятнический ресторан «Джалтаранг» работы Ю. Шевердяева. Эта легкость показалась авторам недостаточно представительной. Возник мощный крупный объем, перегораживающий пополам Чистопрудный бульвар. Чистые пруды рядом с этим представительным объемом превратились в неопрятную мелкую лужицу. Автор, однако же, смутился своей серьёзностью и начал с ней бороться. Двумя путями: создал асимметричный фасад в абсолютно симметричной композиции бульвара и украсил его постмодернистским ордером, призванным продемонстрировать шутливость композиции.
Каждый, кто видел этот кособрюхий сарай, украшенный сосискообразными колоннами с капителями в виде гипсовых ведер, я думаю, должен был проклясть этого мастера.


На фоне "лужицы" :)


Осень на Чистых прудах.




Четная сторона Чистопрудного бульвара.


Дом Кожсиндиката (1926-1928). Ранняя полностью железобетонная конструкция. В 1912-1918 годах на этом месте находился временный павильон «Бородинской панорамы», построенный архитектором П. А. Воронцовым-Вельяминовым к столетию Бородинской битвы, а до этого - пруд в саду усадьбы Пашковых. В 1989 году в нижнем высоком этаже здания под эгидой режиссёра Р. Быкова был открыт кинотеатр «Ролан». В настоящее время в здании помимо кинотеатра находится Федеральная миграционная служба и ресторан «Ностальжи».






Удивительный дом. Здание построили в 1908-1909 годах как доходный дом находившейся рядом церкви Троицы что на Грязях (о ней я писала во второй части отчета). Оформлением дома и внутренних помещений занимался художник С.И. Вашков, один из учеников великого Виктора Васнецова. В основу декора фасада доходного дома заложено оформление каменной резьбой Дмитровского собора, издревле стоявшего в городе Владимире.

Причудливо выполненные барельефы птиц и животных некоторые искусствоведы относят к ростовско-суздальскому направлению в русском зодчестве. Стоит отметить, что художник сделал не просто копии средневековых барельефов, а по-новому представил их в свете изменившейся архитектурной эстетики, свойственной началу XX века - гротескная прорисовка и укрупненный масштаб.

Изначально дом был построен в четыре этажа, а по бокам строения возвышались шатровые башни. В 1945 году была проведена значительная реконструкция дома. Дом прирос 3-мя этажами и лишился выступавших башенок и балконов, которые располагались на втором этаже.


В доме до сих пор сохранились коммунальные квартиры. В интерьерах сохранились элементы декоративного убранства - решётки лестниц, двери, рельефы над ними, лепные украшения плафонов в квартирах. И еще там расположен океанариум. Мы были в нем, впечатления так себе.


Фасад гостиницы "У Покровских ворот", выходящий на бульвар. О гостинице я также писала во второй части отчета.


Пересекаем Покровку.


И по Покровскому бульвару возвращаемся в Хохловский переулок, откуда мы и начали нашу прогулку.




На этом мой монументальный труд закончен. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного. По крайней мере я в процессе подготовки существенно обогатилась знаниями!

Переулки, Покровка, Центр, Московская осень, Чистые пруды, Памятники

Previous post Next post
Up