Золотая осень в Новоспасском монастыре

Jan 15, 2015 15:57

Комплекс Новоспасского монастыря - одно из моих любимых мест в Москве. Здесь потрясающая атмосфера умиротворения, спокойствия, достоинства и благости. Здесь чувствуется старина. Древность храмов, основательность крепостных стен и башен, вековые традиции росписи внутреннего убранства, иконы, к которым идут люди с молитвой и благодарностью уже сотни лет... Я впервые побывала здесь весной. И с тех пор неизменно возвращаюсь мыслями в это удивительное чистое место.


Этот монастырь несколько раз менял свой адрес, статус, он закрывался и открывался вновь, разорялся и восстанавливался, но неизменно входил в число значительных обителей Московского государства и пользовался покровительством великих князей, царей и императоров России.


Могилы схиархимандрита Гурия (он был духовником вновь открытой после советского времени обители) и архиепископа Алексия (бывшего на протяжении 20 лет наместником монастыря).


Часовня в память 300-летия Дома Романовых (1913).


В северо-западном углу братских келий помещается храм во имя святителя Николая, обозначенный снаружи одной главой. Построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице. В подвальном этаже под Никольской церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, куда сажали присылаемые в монастырь преступники. Здесь в продолжение 6 недель подвергался мучениям святой преподобный Дионисий, бывший настоятель Троице-Сергиевой обители, заточенный в Новоспасский монастырь как мнимый еретик.


Напомню вкратце: изначально монастырь был основан с южной стороны от Москвы, на месте современного Данилова монастыря - около 1282 г. ему положил начало первый московский князь Даниил Александрович. Здесь он просуществовал полвека, пока около 1330 г. князь Иван Калита не перенес обитель непосредственно в Кремль. Обитель была посвящена Преображению Господню и приобрела статус «комнатного монастыря», что особо подчеркивалось ее местонахождением непосредственно возле дворца. (От этого монастыря до 1930-х гг. сохранялась церковь Спаса на Бору). Однако после разрушительного кремлевского пожара 1488 г. великокняжеская резиденция подверглась полной перестройке, и по приказу Ивана III Спасо-Преображенская обитель в 1490 г. была вновь перенесена за пределы города - теперь на юго-восток, на Крутицы (название напоминает о крутом левом береге Москвы-реки). В связи с этим монастырь получил название «Спас на Новом», или «Новоспасский».


Храм иконы Божией Матери «Знамение» (XVIII век) с усыпальницей рода Шереметевых. Архитектор Е. С. Назаров.


С северо-западной стороны Преображенского храма находится церковь в честь Знамения Богоматери. Икона Знамения Богоматери была родовой в семействе бояр Романовых. Первоначально храм был сооружен царем Михаилом Федоровичем над тем местом, где были погребены привезенные сюда тела бояр Романовых, дядей царя и родных братьев патриарха Филарета: Александра, Василия, Михаила и Иоанна Никитичей.

Однако в 1791 году храм был разобран в виду ветхости. И в том же году, взамен разобранного, около старого места граф Шереметьев возводит новый храм, также во имя Знамения Богоматери. Постройка произведена по проекту архитектора Назарова, сотрудника знаменитого Баженова.


К слову. О патриархе Филарете. Я историю, увы, знаю плохо. И до недавнего времени твердо была уверена, что у патриарха, как представителя черного монашества, давшего суровые обеты, никак не может быть семьи. Ан нет. Ведь монахом можно стать и в зрелом возрасте, уже имея семью и детей. Что и случилось с Филаретом.


Пока вы любуетесь прекрасным садом на территории монатыря, я расскажу про патриарха, это познавательно.

Федор Никитич (в монашестве Филарет, 1555-1633) может считаться подлинным основателем династии Романовых на Российском престоле - благодаря его авторитету кандидатом на трон оказался его сын Михаил Федорович. Федор Никитич Романов был старшим сыном Н.Р. Юрьева (ум. в 1588 г.) - известного деятеля эпохи Ивана Грозного, брата царицы Анастасии. В молодости статный красавец, щеголь, лихой наездник и страстный охотник, он был популярен в московском простонародье. Любознательный, тяготевший к светскому знанию, он "божественное писание разумел отчасти", зато владел польским языком и самостоятельно выучил латынь. Женившись на дочери костромского дворянина Ксении Шестовой, имел от нее 6 детей, в том числе сына Михаила.


Боярин с 1585 г., Ф.Н. Романов в 1580-х гг. был лоялен Борису Годунову, но после падения Шуйских остался его единственным соперником. После смерти царя Федора Иоанновича в 1598 г. Ф.Н. Романов, двоюродный брат усопшего, стал претендовать на престол. 26 октября 1600 г. все пять братьев Никитичей были арестованы по обвинению в намерении извести царя Бориса, в ходе следствия подверглись пыткам и в июне 1601 г. отправлены с семьями в ссылку. Федор был сослан в Антониев-Сийский монастырь, а его жена - в Заонежские погосты, и оба пострижены, он - под именем Филарета, она - Марфы.


При Лжедмитриях Филарета хорошенько потрепало. На качелях политических интриг (перемежаемых ссылками и заточениями) он пробыл вплоть до заключения Деулинского мира с поляками. Вернувшись в Россию отцом уже царствующего государя, он был избран патриархом Московским и всея Руси и фактически правил страной. Талантливый политик, умный, властный, волевой, к тому же "мнительный и опальчивый", Филарет стал официальным соправителем сына с титулом великого государя. Коронованный сын не смел перечить отцу; известен случай, когда патриарх за несогласие ударил его посохом при боярах.

Занимался Филарет и государственными, и церковными делами. При нем в церкви стало больше порядка и спокойствия (он выступал против насилия и мздоимства, нравственной распущенности).


Патриархом Филаретом  в Новоспасском монастыре первоначально была устроена колокольня в 1622 году (подробнее о ней чуть далее).


В 1812 французы превратили Знаменский храм в конюшню, и в 1813 году церковь была вновь освящена. Знаменский храм - двухэтажный. Верхний этаж по отношению к нижнему представляет хоры, где и устроен сам храм, а нижний - усыпальницу. Под алтарем храма помещена фамильная усыпальница графов Шереметьевых. Под Знаменским храмом погребены также князья: Лобановы-Ростовские, Черкасские, Сицкие и Урусовы.


По монастырскому саду очень приятно гулять. Он светлый, уютный и ухоженный.


Спасо-Преображенский собор (XVII век) и храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. Архитектор Я. Бухвостов. Подробнее о соборе я расскажу немного позже.




Трогательные воробушки :)




Греется в лучах уходящего солнца.


В 1619 году Патриарх Филарет «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келийное строение денег сто рублей». На средства патриарха в монастыре был построен одноэтажный корпус келий, в котором также размещались баня, пекарня, кухня и другие помещения.




С 1640 по 1642 гг. уже со вступлением на престол царя Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной.


Стены решены в традиционной для древнерусских крепостей строительной схеме. Наружные поверхности стен гладкие, с минимальным количеством архитектурных деталей. Круглые башни на четырех углах и одна квадратная со стороны пруда, которая имеет дополнительный угол и потому заслужила название «пятигранной».

Для постройки стен и башен из вологодского Белозерского монастыря в 1642 году были затребованы каменщики и кирпичники. Строил стену каменных дел мастер Фёдор Конь. Каменщики, вызванные Михаилом Фёдоровичем, поселились вблизи монастыря и образовали слободу, называвшуюся Каменщики, от этой слободы пошли 2 улицы, ведущие от Новоспасского монастыря к Таганской площади - улицы Большие и Малые Каменщики.








Башни помимо военной выполняли хозяйственные функции: в них устраивались кладовые, мастерские, куда выносили монастырские производства связанные с шумом или неприятным запахом (кузницы, производство посуды, чистку рыбы), в них также устраивалось жильё для служителей монастыря.


Окна со ступенчатой перемычкой выявляют на фасадах толщину стен и открывают доступ света в помещения. Сегодня форма этих окон является своеобразной «визитной карточкой» архитектурного комплекса Новоспасского монастыря.


Фрагмент крепостной стены и северо-западной башни.


Комплекс Новоспасского монастыря сегодня представляет собой набор совершенно разных зданий и сооружений, построенных в период от середины XVII в. до конца XIX в. Притом, как и обычно в русской архитектуре, большинство из них были возведены на месте более ранних построек. Фактически, на сегодня, комплекс Новоспасского монастыря правильнее всего назвать результатом многолетней научно-реставрационной работы. Большинство зданий восстановлено на определенный период времени, наиболее характерный для сооружений такого типа.

В результате уже самых последних деяний реставраторов, в монастыре выделены два этапа. Первый - это здания в стиле древнерусской архитектуры - Преображенский собор, Покровская церковь с трапезной и хлебодарной палатой, стены и башни. И, второй - здания эпохи классической архитектуры - Знаменская церковь и колокольня. И если древнерусская архитектура получила белый цвет, то классика имеет бежевую отделку стен с белыми колоннами и архитектурными деталями. Подобный подход объединил разнохарактерные сооружения в достаточно стройную цветовую гамму.


Западный фасад Покровского собора.


В первые годы Советской власти монастырь был превращен в женскую тюрьму, затем здесь был "исправительно-трудовой лагерь" для уголовников и политических заключенных. Храм Знамения Пресвятой Богородицы был густонаселенным тюремным бараком. В 30-ые годы - период новой волны репрессий - часть обреченных на смерть людей привозили якобы для санобработки в Знаменский храм, и здесь расстреливали. После войны храм превратили в медвытрезвитель. В 1967 году благодаря Павлу Корину, медвытрезвитель был закрыт. В данный момент идут реставрационные работы по внутреннему убранству Знаменской церкви.






Квасоварня.








Юго-западная башня.




Сад монастыря - настоящее произведение искусства. И деревья там собраны весьма необычные. Например, вот это деревце справа.


Представляете себе размер листочков?!


На территории очень много хвойных. Это потрясающе красиво!


Первоначально колокольня монастыря (устроенная в 1622 году патриархом Филаретом) находилась около соборного храма, но вследствие своей ветхости была разобрана в 1787 году. Однако еще в 1759 году была заложена на восточной стороне ограды существующая теперь звонница. Постройка была начата по проекту известного в то время архитектора Ивана Жеребцова. По его замыслу колокольня должна была стать первой в Москве после Ивановской. Но после возведения первых двух ярусов денежные средства закончились. И лишь через 20 лет были достроены третий и четвертый ярус. Строительство завершилось в 1785 году.






Западная стена. Внизу вы можете видеть фрагменты надгробий с разоренного в советское время монастырского некрополя.




Осенние лиственницы.




Южная стена. Это стена не крепостная, а внутренняя. Отделяет хозяйственный двор. Маленький домик впереди - свечная мастерская.


В 1812 году во время пожара своды были пробиты упавшими на них колоколами, и колокольня ремонтировалась. С 1965 по 1985 гг. фасады колокольни много раз ремонтировались и окрашивались.


Спасо-Преображенский собор. Основан в 1491 году при великом князе Иване III. В 1497 году освящен всероссийским митрополитом Симоном. В XVII веке при Михаиле Федоровиче первоначальный собор был разобран «до подошвы», и на этом же месте в 1645 году был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма.


Слева - церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь возведена в качестве «теплого» храма в общем комплексе с Преображенским собором. Основной вход в комплекс - из обходной галереи Преображенского собора. Причудливо взаимосвязанные здания как бы «перетекают» одно в другое, и сегодня, находясь уже в обновленном интерьере, даже трудно понять - где кончается одно и начинается другое.




Храм во имя Покрова Богоматери примыкает своей северо-восточной стороной к Преображенскому, имея с ним общую паперть. Он был заложен царем Алексием Михайловичем Тишайшим в 1673 году. Храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году. В 1812 году французы превратили Покровский храм в склад. В 1813 году вновь он был освящен.


Справа - крыльцо Настоятельского корпуса.




Новая и страшная страница в истории монастыря была открыта в 1918 г.: монашеская жизнь полностью прекратилась, а комплекс оказался передан в ведение ВЧК под концентрационный лагерь - подобная участь постигла еще три московских монастыря. Официально здесь перевоспитывались проститутки, но есть данные и о политических заключенных, среди которых около года была и дочь Льва Толстого Александра. В 1923 г. лагерь был «перепрофилирован» в женский исправдом, а в 1926 г. - в детскую колонию. Часть зданий была превращена в жилье и общежитие НКВД, кладбище разграблено и уничтожено, в Знаменской церкви расположился вытрезвитель, в 1930-х гг. на территории продолжались расстрелы. В начале 1940-х гг. появилось решение о полном сносе монастыря - его реализацию остановила начавшая Великая Отечественная война.

После войны планы уничтожения обители были отменены, но здания по-прежнему находились в плохом состоянии. В относительной сохранности был лишь Спасо-Преображенский собор, превращенный в архивохранилище, в нем уцелела большая часть росписей. Часть территории занимала мебельная фабрика. Лишь в 1980-х гг. комплекс был приведен в порядок, здания частично отреставрированы. С 1991 года шел процесс передачи монастыря верующим.


Покровский храм был снова освящен только в 1997 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 2002 году начались работы по его росписи, главным образом, силами братии.






Цветник - одно из чудеснейших мест монастырского сада. На дворе октябрь - и такая красота.
















Почти сразу после перенесения великим князем Иоанном III на Васильевский стан Новоспасский монастырь стал местом погребения представителей знатных родов и, прежде всего, бояр Романовых - предков царственного Дома. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников.

Среди погребенных здесь предков царственного Дома - родоначальник рода Романовых Роман Юрьевич Захарьин († 1543), мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа Иоанновна († 1631), отец Патриарха Филарета боярин Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, † 1586). К древней части усыпальницы относятся захоронения четырех родных братьев Патриарха Филарета, трое из которых скончались в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова, а в 1607 г. были перезахоронены в Новоспасском монастыре. Помимо Романовых и их родственников, в усыпальнице погребены представители древних российских фамилий - Черкасские, Васильцевы, Дашковы, Голицыны, Куракины, Новосильцовы, а также иерархи Русской Православной Церкви и настоятели монастыря.

В 1810 г. на монастырском кладбище была похоронена инокиня Досифея - легендарная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. История ее жизни стала основой для множества легенд и художественных произведений. Но тот факт, что после ее смерти в Ивановском монастыре погребение прошло именно в Новоспасском монастыре, близ усыпальницы бояр Романовых, косвенно подтверждает ее родство с правившей династией.


В 1995 году в уже возрожденный монастырь из Кремля согласно решению, принятому на высшем государственном уровне, были торжественно перенесены чудесным образом сохранившиеся останки великого князя Сергея Александровича Романова, убитого в 1905 году, - генерал-губернатора Москвы, человека глубокой веры, праведной жизни, всецело отданной служению Отечеству. Ныне место его упокоения - фамильная усыпальница Романовых. В 1998 г. в монастыре был установлен воссозданный крест-памятник - точная копия креста, выполненного по проекту русского живописца В.М. Васнецова и находившегося в Кремле на месте мученической кончины великого князя.


Различные потрясения и бедствия, постигавшие обитель на протяжении ее истории, привели к утрате части гробниц, в том числе и романовских; о многих из них удалось узнать уже в новейшее время. Подвергшаяся в ХХ веке страшному надругательству и разорению (почти все захоронения были вскрыты, осквернены и ограблены, надгробия уничтожены, от убранства храма не осталось и следа), усыпальница Романовых была восстановлена в конце 1990-х годов, и в ней был воссоздан храм в честь преподобного Романа Сладкопевца.


На этом позвольте мне закончить. Еще раз приглашаю вас в Новоспасский монастырь. Даже если у вас нет религиозной подоплеки :) Вы прикоснетесь к настоящей истории, увидите плоды трудов многих рук и сердец.


Московская осень, Новоспасский монастырь

Previous post Next post
Up