Роль языка в гендерном и классовом неравенстве

Apr 01, 2012 14:44


«Выяснилось, что в среднем государства с различением рода у существительных находятся в самом низу шкалы равенства мужчин и женщин. Перед ними идут языки без различения рода вообще. На последнем месте Йемен, чуть выше - Чад и Пакистан. Самые справедливые - Финляндия (хотя финский язык не знает рода даже на уровне местоимений), Исландия и Норвегия ( ( Read more... )

сексизм, диалектика, язык, лингвистика, капитализм

Leave a comment

Comments 67

марризм и левацкий уклон, ИМХО comprosvet April 1 2012, 11:10:53 UTC
Подсчитывать "среднюю температуру по больнице" тут ИМХО бессмысленно - в тюркских и по крайней мере в персидском (ЕМНИП и в остальных в иранских) языках грамматический род отсутствует, что не мешет неравноправию женщин в странах, где говорят на этих языках.

>И ещё, я считаю, что посессив должен быть уничтожен, да и генитив до кучи (для некоторых языков это может оказаться фатальным, да).

Сломать языки (притом не уже вымирающие, а вполне жизнеспособные), чтобы добиться сомнительных последствий в исправлении отношений путем исправления слов? Или сознательно оторвать официальный письменный язык от разговорного, создав кафаревусу наоборот?

>А ещё такие слова как «мужество»

Давно же деэтимологизация произошла - словосочетание "мужественная женщина" выглядит не более странным, чем "красные чернила".

Reply

Re: марризм и левацкий уклон, ИМХО buntar1917 April 1 2012, 11:57:12 UTC
Я давно заметил, что особое внимание к словам, именам, приписывание им особой "магии" есть отличительная черта христианской метафизики. Русская религиозная философия первой половины XX века крутилась вокруг "философии имени" (трактаты с данным названием есть у С. Булгакова и А. Лосева, следует также отметить работу Лосева "Вещь и имя", работы Флоренского "У водоразделов мысли" и "Имена"). Кургинян с Кара-Мурзой находятся под сильным влиянием русской "философии имени" и постоянно воюют в своих трактатах (типа "Манипуляции сознания" и "Потерянного разума") с "врагами России" на семантическом поле. Стремление исправлять слова и производить другие манипуляции с языком свидетельствует о склонности к идеализму, "реализму" в смысле одного из течений средневековой схоластики.

Reply

Re: марризм и левацкий уклон, ИМХО sergeyvsorokin April 8 2012, 18:52:53 UTC
Не всё так просто. Слова это то, с помощью чего мы мыслим, и они неизбежно влияют на результат мышления. Если нет понятий для различения каких-то ощущений или состояний, то и думать о таком различии можно только очень смутно, в лучшем случае ( ... )

Reply

torbasow April 14 2012, 11:24:38 UTC

Я очень давно, ещё в прошлом веке, заметил, что сам основной закон философии сформулирован на идеалистическом языке. «Первично» - это идеалистическое понятие, навязывающее природе отношения из классового человеческого общества, так сказать, метафизический патриархат.

…И периодически встречаются лулзы, когда люди слишком буквально толкуют используемые философией понятия - материя (в смысле вещество), форма (геометрическая, ага), движение (гравитационное взаимодействие им, видите ли, уже не движение!), бесконечность (кроме Виктора Гамова, кажется, никто не заметил, что это понятие математически очень и очень растяжимое)… Это что сразу в голову пришло.

Reply


(The comment has been removed)

(The comment has been removed)

(The comment has been removed)

mevamevo April 10 2012, 22:15:33 UTC
На эсперанто народу говорит вполне достаточно, чтобы сформировать полноценное сообщество и чтобы язык был вполне живым, даже развивающимся. Вот на всём остальном (всякие ифкуили и квенья) действительно говорит горстка любителей.

Reply


ignatyev1969 April 1 2012, 23:17:28 UTC
В чувашском языке нет рода у местоимений третьего лица (как и в татарском и, видимо, в большинстве, если не во всех, тюркских и финно-угорских языках). Вот в шведском языке недавно местоимение неопределённого рода hen ввели в дополнение к han|hon, из-за чего с Кагарлицким истерика случилась.) У меня у родителей родной язык чувашский, и они иногда ошибаются в согласовании рода, говорят (по-русски) что-то вроде: Она пошёл, или Он пошла. Кажется, я тоже иногда так ошибаюсь по-русски, хотя он у меня и родной.

Думаю, что отсутствие рода в языке не особенно вредит патирархизму(патриархату). Тут важно не столько различение в языке, а, если с кем-то взаимодействуешь при визуальном контакте, ясно же с кем имеешь дело, и поступаешь в соответствии с гендерными стереотипами.

Яблочник Глеб Ситников вообще предлагает графу пол в паспортах отменить.

Reply

comprosvet April 10 2012, 10:05:33 UTC
>В чувашском языке нет рода у местоимений третьего лица (как и в татарском и, видимо, в большинстве, если не во всех, тюркских и финно-угорских языках).

В тюркских - вроде бы во всех (я сомневался как раз насчет чувашского, он же самый обособленный в группе).

>У меня у родителей родной язык чувашский, и они иногда ошибаются в согласовании рода, говорят (по-русски) что-то вроде: Она пошёл, или Он пошла.

Это у всех тюркоязычных классическая ошибка.

Reply


(The comment has been removed)

torbasow April 14 2012, 12:44:04 UTC
Ну, это я и имею в виду.

Reply


Leave a comment

Up