И Слово было у Бога

Jun 26, 2020 14:50



"- Вот вы, пуритане, сеете рожь - так? И он, еврей или, допустим, магометанин, посеял этот полезный злак. И у вас он взойдет, и у них. Так не один ли ч-черт, простите меня, какие молитвы вы все при этом бормотали?"
(Е.Ярмагаев "Приключения Питера Джойса")

В 1187 году Альфонсо VIII, король Кастилии, тот самый, о котором "Испанская баллада"Read more... )

чемоданное настроение, тихо над Альямброй

Leave a comment

Comments 22

luba_mont June 28 2020, 02:23:24 UTC
Как же давно, как чудовищно давно это было!
Вы думаете, что те, кому мастера предъявляли работу, тогдашняя приемная комиссия, понимали, что написано? Я плохо представляю уровень образованности. И уровень зоркости: может, они просто не рассмотрели надпись? Орнаменты, конечно, очень восточные. И такая красивая вязь!
Версия с терпимостью самая приятная! И правда, "не один ли черт..."

Reply

tomtar June 28 2020, 09:58:23 UTC
Думаю, арабский, хотя бы на бытовом уровне, знали многие испанцы - они к тому времени уже несколько веков с переменным успехом воевали с маврами, были пленниками, данниками, победителями, союзниками, соперниками. Всего хватало. К тому же арабская культура была настолько выше тогдашней испанской, что неизбежно оказывала влияние. Арабское было в моде и относились к нему достаточно прагматично. В Лас Уэльгас, как я понимаю, удивительно то, что арабские элементы не сохранились от времен мавританского владычества, как в Кордове или Толедо, а сознательно использованы при строительстве новехонького монастыря, помимо всего прочего служившего королевским пантеоном в столице христиан, да еще и максимально удаленной от земель, подконтрольных мусульманам. Испанцы позднее так старательно стирали следы мавританского влияния, что спустя несколько веков использование арабских мотивов в христианском быту стало для них откровением.

Reply

luba_mont June 29 2020, 23:56:38 UTC
А ведь правда, это самое удивительное. Тем более, что Реконкиста, начавшись за сто лет до строительства именно с этих краев, до южного побережья еще не добралась, еще всё живо и помнится. Вроде бы, с какой стати обращаться к совсем недавнему врагу. Меня не очень удивляет, что стиль, орнаменты арабские: они, наверное, стали обычными в архитектуре за мавританские годы, их и испанские каменщики использовали. Но надпись они бы не сделали! Получается, что арабы ушли, а пятая колонна осталась в ожидании, не произойдет ли чего-нибудь?
Не меняются люди!

Reply

tomtar June 30 2020, 09:39:21 UTC
Ну отчего же "пятая колонна"? Такие же жители Кастилии, как и христиане. Наверняка среди них бвли и лмксульманившиеся испанцв, веками жившие на этой земле. Они просто украсили здание так, как привыкли это делать, у заказчика, знакомого с мавританскими традициями, это изжоги не вызвало, как и обращение к богу на ином языке. А вот менее просвещенные в чужих культурах потомки были изумлены.

Reply


baxmyp_ka June 28 2020, 10:16:44 UTC
Павлинов тоже мастера-мусульмане изобразили? Почему-то вспомнилось, что Коран накладывает запрет на изображение животных. Или я в плену застарелых стереотипов?

Reply

tomtar June 28 2020, 11:45:20 UTC
А как же персидские миниатюры? Павлины в орнаменте - мотив довольно редкий, но встречающийся в арабо-испанском декоре. Если верить путеводу, павлин - местная особенность орнаментов. Стиль мудехар отличали некоторые вольности. И да, помимо местных мастеров, для строительства монастыря специально приглашали искусников из мавританских Севильи и Толедо. Кроме павлинов, там еще встречаются орлы и грифоны, правда, эти орнаменты были сделаны позднее, в 1230-1260гг, уже после смерти Альфонсо VIII, но все же - мавританскими мастерами.


... )

Reply

baxmyp_ka June 28 2020, 12:04:56 UTC
Так где миниатюры и где Аллах! Выходит, что не столь табуирована для мусульман возможность изображать живой мир? Или разделение труда было, как Вы предположили: -"С меня узоры, с тебя картинки". )

Reply

tomtar June 28 2020, 12:25:19 UTC
Миниатюры все рисовали исламские художники, и человеческие изображения их отчего-то не отпугивали. Думаю, что если нельзя, но очень хочется, то можно )) Опять же, где Мекка и где Бургос. Чем дальше от престолов, тем меньше строгости. Тем более, что всегда можно извинить себя тем, что под этими сводами молиться не правоверным.

Reply


iamaglika July 12 2020, 03:19:44 UTC
Как же эти орнаменты на вышивку похожи!

Reply

tomtar July 12 2020, 09:33:19 UTC
В этом монастыре есть музей текстиля, там роскошные средневековые покрывала и одежды, в основном - вы верно отметили - в арабском стиле. Есть и сделанные на заказ в арабской Испании, и местные, по мотивам, с изящнейшими вышитыми орнаментами. Они, конечно, потемнели от времени, но легко представить, какими нарядными и яркими они были когда-то. А какие чудные арабские сады с фонтанами сохранились на юге! Не знаю, легенда или нет, но в Гранаде сечения каналов и труб в садах Хенералифе якобы были подобраны так, что вода создавала музыку.

Reply


Leave a comment

Up