И Слово было у Бога

Jun 26, 2020 14:50



"- Вот вы, пуритане, сеете рожь - так? И он, еврей или, допустим, магометанин, посеял этот полезный злак. И у вас он взойдет, и у них. Так не один ли ч-черт, простите меня, какие молитвы вы все при этом бормотали?"
(Е.Ярмагаев "Приключения Питера Джойса")

В 1187 году Альфонсо VIII, король Кастилии, тот самый, о котором "Испанская баллада" Фейхтвангера, основал вблизи славного города Бургоса монастырь во имя пресвятой девы Марии. Что там было у короля Альфонсо с прекрасной толедской еврейкой и было ли вообще, неизвестно, но решение о постройке монастыря в тогдашней столице Кастилии принимали совместно Альфонсо и его супруга Леонор Плантагенет.


Монастырь предназначался для пребывания девиц из наиблагороднейших кастильских семей, приближенных ко двору, а настоятельницами неизменно становились дамы королевских кровей. Неудивительно, что Альфонсо, как и полагается королю и доброму христианину, не пожалел средств на его возведение. До начала строительства великолепного Бургосского собора было еще без малого полвека, и именно монастырю Санта Мария ла Реаль де лас Уэльгас предстояло служить главным символом христианства в стольном граде королевства Кастильского.



К сооружению монастыря привлекли и мавританских мастеров, известных своим искусством в обращении с камнем - к этому времени испанцы совершили ряд успешных походов против мавров, отвоевывая кусок за куском свои земли, и грех было бы не воспользоваться плодами побед, заодно наставляя последователей ислама на путь истинный.




Лаконичные, если не сказать суровые внешние монастырские стены внутри радовали изящными арками и капителями в арабском стиле. Потолок галереи клуатра украшали дивные птицы и травы, оплетенные тонким резным орнаментом. Впрочем, монастырь, принадлежавший ордену цистерцианцев, отличался строгим уставом, так что его насельницам было, скорее всего, не до праздного разглядывания потолочных сводов.






В двадцатом веке до монастыря, вполне себе живого и действующего, добрались реставраторы. Потолки очистили от вековой пыли и копоти, и старинные орнаменты засияли новыми, неожиданными красками: тонкая арабская резьба отчетливо сообщала зрителям традиционные мусульманские благословения, пожелания счастья и благополучия и - разумеется! - сакраментальное "Нет бога, кроме Аллаха!"




Справедливости ради, замечу, что в декоративном искусстве периода Реконкисты сие не редкость: в чем-то борцы с неверными были куда терпимее своих потомков. И потом, это просто красиво.

اليومن والإقبال

чемоданное настроение, тихо над Альямброй

Previous post Next post
Up