Предыдущие части большого отчета о нашей велопоездке к узкоколейной железной дороге Антоновка - Заречное читайте здесь:
1. Завязка. 4 велика, 4 психа, 4 выходных...
http://tomkad.livejournal.com/8714.html2. День первый. Старт над Пиной
http://tomkad.livejournal.com/9337.html Во второй день поездки нам предстояло, наконец, прокатиться на узкоколейном чудо-поезде, скрытом в глухих лесах украинского Полесья, а также продолжить неравную борьбу с ужаснейшими украинскими брукованками. Отчет о втором дне поездки разбит на две части. Перед вами раздел 3.1. Катание на кукушке и брукованый ад...
3.1. Катание на кукушке и брукованый ад...
...Спалось ну очень сладко. А вот просыпаться уже не очень хотелось, вернее не очень хотелось подыматься, да и не моглось... Все тело не по-детски ныло и сообщало мне о своей неготовности продолжать такие издевательства... "Только попробуй!" - говорили похрустывая колени; "Даже не вздумай!" - проскрипели ступни. Мышцы заныли: "ай ну может не надо?". Задница промолчала - а что ей было говорить? Вчера она превратилась в огромный синяк и сегодня её ждала та же участь... Короче был я в тот момент как робот-бендер давно не видавший нормалных горюче-смазочных и скрипевший на все лады... Но ничего не попишешь - надо продолжать путь и углубляться в территорию "соседки".
Отправили Пашу в деревню за водой, так как своя кончилась вчера вечером (даже пришлось из озера для еды немного брать). Тот долго катался и в итоге приехал с водой не сильно отличавшейся то от озерной - в деревне практически нет колодцев!!! Быстро позавтракали, собрали палатки и вот уже вроде все готово в путь...
По плану "разгрузочный день" составленному нашими "отцами" Вашковым и Головко, мы должны были от Островска прокатиться на поезде в Заречное, а оттуда следовать на юг около 30км по дороге с "твердым" покрытием до д.Боровое, а там и пару километров до д.Млынок где находится один из самых ценнейших экспонатов этой УЖД - деревянный железнодорожный мост через р.Стырь. Вся сложность заключалась в том чтобы успеть на этом мосту перехватить тот самый поезд возвращающийся в Антоновку из Заречного... Дальше движение вдоль железки с фотолинейным уклоном и ночевка по обстоятельствам (но желательно поближе к Антоновке все же).
Озвученная цифра в 60 км за день вроде и обнадежила, но не вселяла особого доверия с моей стороны(я вообще песимист и паникер по натуре). Еще меньше верилось в то, что дорога из Заречного порадует нас своей асфальтовостью, хотя кто-то говорил: "все-таки дорога из райцентра как-никак, а не та задрыпаная на периферии, по которой вчера мы тыкались".
Карта нашего движения во второй день
Закрутились колёса захрустели колени и мы не спеша покатили в село... Спешить вроде действительно было некуда: до 10.00 (время прибытия кукушки в Островск по расписанию) еще около часа, а Вашков рассказал, что поезд частенько опаздывает на приличный часок-другой, а иногда и вовсе не приходит!!!
У Сергея Болашенко
здесь описан такой случай:
"Я был свидетелем редчайшего случая, когда на ст. Островск вагоны были отцеплены, поскольку ТУ-2 сломался на о.п. Морочно и вечерний поезд, не дойдя до Заречного, простоял там всю ночь, а утренний вышел из Антоновки с двухчасовым опозданием, ведомый путейским ТУ-7. Тепловоз с вагонами не мог оттащить застрявший поезд с перегона, поэтому их пришлось оставить на последней перед ним станции, а пассажиры переместились в кабину ТУ-7 и на торцевые площадки - около сорока человек на одном тепловозе!"
Поэтому ожидать можно было всего что угодно. А пока мы движемся в магазин с целью прикупить мороженого и "фанты", два литра которой здесь стоит смешных 4.50 грн (около 2 тыс. наших зайцев). В магазине завели разговор с местным мужиком и тот тоже долго удивлялся как наши "лисапеты" не развалились от брука днем ранее. А про дорогу Заречное - Боровое он ничего так толком и не сказал...
Прикатили на станцию, где уже на платформе стояло с десяток человек. В разговоре их присутствовала английская речь и позже мы узнали, что это иностранные туристы, которые с местным ГИДом едут на шашлыки к рядом расположенным озерам Хоромное и Великое. Остановки там нет, но чего не сделаешь ради иностранных гостей! ГИД ждет разрешения локомотивной бригады. Когда он узнал, что мы из Беларуси, он естественно не мог не сказать пару слов про Лукашенко - естественно хороших. Любят нашего "батьку" соседи.
Ну а мы сделали еще пару кадров станции...
Дальше идем и приобретаем билеты в здании, но не через окошко кассы, которое было закрыто, а через служебный вход, попав таким образом к дежурной по станции... Тут в глаза сразу бросился плакат-календарь с фоткой ЧС7 и мудреный приборчик так называемый электрожезловый аппарат системы Трегера в котором торчали жезлы от перегона... Да-да как уже может говорилось ранее на всей дороге действует электрожезловая система с обменом жезлами на действующих станциях. Для тех кто не слышал про такое попробую немного объяснить... Раньше, во времена паровозов, когда не было там всяких там постов ЭЦ (электроцентрализации) и автоматических светофоров для безопасности движения использовали жезлы, которые передавали на станциях машинистам поездов (вернее помощникам). Это был как бы ключ от перегона по которому следовал поезд, а по прохождении следующей станции жезл передавался дежурной и брался другой от следующего перегона.
Жезл
Таким образом контролировалась безопасность движения - дежурная по наличию у неё жезлов могла знать "закрыт" ли перегон для движения или можно пускать следующий состав. Ну что-то так примерно... Правда нередкими были случаи, когда с обеих концов перегона дежурные выдавали жезлы, направляя таким образом составы друг другу на встречу. Вот тогда и был изобретен прибор для жесткого контроля выдачи жезлов...
О принципе его работы советую почитать
здесь (очень интересно), а также о
жезлоподавателях и
жезлообменивателях ...
Андрей попросил у дежурной разрешение сфоткать чудо-аппарат, но та наотрез отказалась, мол "стратегический объект"!!! Порадовали фигурные билетики, которыми нас отоварили - я до сих пор храню свой (висит у меня на стене в общаге).
Чем ближе было время до прибытия поезда, тем как-то больше меня брал мандраж.Во-первых: стояла нерешенной проблема наших велосипедов. Вашков говорил, что в поезде всего два вагона. Вагоны демиховского завода крошечные в тамбур войдет от силы два велика. Итого получается мы оккупируем два тамбура великами и сами с баулами занимаем немало места в салоне. Плюс надо брать в рассчет местные пассажиропотоки, которые в принципе не слабые... Короче решили ждать прибытия, а там по обстоятельствам...
Во-вторых: я все ждал этой встречи с поездом, встречи с тепловозом ТУ2, которого, признаюсь читателю, до сегодняшнего дня не видел ни разу даже на картинках. Ребята как-то пытались его описать, но моё воображение ничего не смогло воспроизвести...
И вот, все уже заняли "точки" для фотозалпа состава в упор, и все уже ждут... Дальше всех на огневую выбрался, естественно, Вашков, присмотрев себе неплохой ракурс с деревцом и кривой. Мы же просто тупо стали на станции на разных удалениях друг от друга... Все готово и вот уже слышен приближающийся непривычный уху грохоток и лязг металла вдалеке - идет родной! Вот момент... еще момент... Вашков уже делает кадры состава и начинает движение к платформе,
Фото Вашкова А.
а нам только сейчас открывается этот милый составчик с незнакомым тепловозом во главе...
На радость нам состав приходит аж с четырьмя вагонами! Быстро загружаемся в последний, где сидели только контролеры и еще пара человек. Великам нашлось-таки место в салоне. Сами же дружно забились в тамбур последнего вагона, открыв настежь все двери. Катание началось! Ощущения этих двух часов поездки до Заречного просто непередаваемые! Но попробую передать. Когда был маленьким, то любил высовывать голову из окна дизеля и ехать так долго-долго смотря вперед и наблюдая за тем как извивается змейкой состав... Здесь то же самое, но только круче в 300 раз - можно высунуться полностью из двери (лучше конечно этого не делать так уж явно, чтобы лишний раз бригаду не тревожить),
Фото Головко П.
можно спокойно ехать сидя на полу и свесив ноги вниз цеплять ими высокую траву и мелкие кустики мимо которых проносится кукушка.
Фото Головко П.
Люблю в поездах смотреть в окно последнего вагона, здесь и вовсе можно открыть дверь...
Переходы из вагона в вагон не оснащены резиновым кожухом как в "больших" поездах, поэтому можно стоять и здесь, и смотреть на проносящиеся мимо пейзажи...
Обратите внимание на количество КР-ов вагона (КР - капитальный ремонт)
Ну а где еще можно учудить такое: при одноминутной остановке поезда на каком-нибудь остановочном пункте выскочить из вагона, забежать перед составом, успеть его сфотографировать и, уже когда тот тронулся, на ходу заскочить обратно в поезд?
Фото Головко П.
Вобщем лица наши светились от радости примерно вот так,
но только в два раза ярче... Вашков-то был на этой УЖД уже второй раз, а мы в первый.
Любая деталь этого поезда вызывала у нас восхищение и радость. Даже убитое состояние демиховских вагончиков и их измазанность копотью и мазутом были восприняты на УРА! Давненько я не вымазывался в мазуте еще со времен моих малолетних лазаний по стройкам...
Фото Вашкова А.
Сразу же после отправления из Островска за нашим поездом увязался мотоциклист на "минском", который долго нас преследовал, но в итоге поезд отстоял первенство!
В районе упомянутых озер туристы получили-таки остановку от машиниста, они помахали нам рукой и мы отправились дальше...
Иногда по заказу туристов пускают спецпоезд состоящий из пассажирского вагончика и грузовой платформы, который катает иностранного гостя по УЖД. Вот совсем недавнее фото украинского автора
Ореста Фото Ореста
Кстати в маленьком тепловозике ТУ2 сегодня теснилось аж ТРИ человека бригады... Сначала мы думали, что один едет леваком, но позже поняли в чем дело.
Итак на первой остановке о.п. Локница из вагона выскочил Вашков и сделал такой кадр - остальные побоялись...
На следующем о.п. к вылазке приготовились мы с Пашей и тоже в итоге сделали неплохие кадры.
В составе обнаружилась еще одна группа туристов - парень и девушка из Киева ехали в одном из вагонов... Парень тоже присоединился к съемке. Им оказался ЖЖ-юзер
sashman . Вот его
отчет в ЖЖ (там интересные фото всей линии).
Вобщем наш игрушечный составчик спокойно себе продирался сквозь лесные заросли,
как вдруг, где-то на середине пути участка Парская - Заречное взял и стал. Только в этот раз стал не по плану... Просто заглох. Сломался. Из вагонов повалил народ, кондуктора ну и мы естественно... Эта поломка родила нам еще несколько хороших кадров ТУ2-062 в густом лесу.
Тут выяснилась миссия третьего в локбригаде - это механик, который следует в поезде заведомо на случай поломки (так вот часто он ломается). Вобщем минут через 15 тепловоз завелся, все вновь заняли свои места и поезд продолжил путь к вот уже близкому финишу на Заречном...
До Заречного еще запомнился момент символического фотографирования километрового столбика с числом "100" - так вот мы отдали дань уважения этой дороге, которая считается самой длинной УЖД общего пользования в Европе!!! (информация из неофициальных источников - знатоки могут поправить меня).
Вскоре открылось обширное поле, затем пересекли переезд где по обе стороны от жд продолжал лежать брук и вот уже чувствую как заходим в горловину станции... Поездка на узкоколейном чуде закончилась... Вылазить и дальше неизвестно сколько и где мотаться на велике не очень хотелось, ну да ладно!
Выгрузились и решили остаться пока на станции чтоб её отснять как следует ну и набраться сил в путь-дорогу...
Минут через 10-15 по прибытии нашего поезда к станции со стороны потянулись неизвестные нам люди... На местных они похожи не были, а когда одна из девушек заговорила с Пашей, мы узнали что это часть большой группы автостопщиков, которые пересекли границу минувшей ночью. Они прибыли на УЖД тоже целенаправленно, чтобы прокатиться на поезде но только в обратном направлении из Заречного в Антоновку, а затем стопом добираться обратно на родину. Эта встреча если честно меня несколько даже шокировала. Вот это да! все-таки про дорогу знают у нас и сюда приезжают! Очень приятно было видеть в этот момент земляков. Вот
отчет о поездке этих ребят у Алекса ака
incopolis , который был написан практически сразу после поездки. Мы же ,заги, публикуемся только вот сейчас... Советую для прочтения - очень интересно и увлекательно!
Ну что же - независимо друг от друга проводим съемку станции и тепловоза с составом.
ТУ2 "в профиль"
Анфас
Восточная горловина станции (вид со стороны тупика)
Фото Вашкова А.
Здание станции Заречное находится в плачевном состоянии
Здание станции
Сборное помещение
Западная горловина станции (в сторону Антоновки)
Входной семафор станции
Фото Вашкова А.
Зал ожидания (в кадре - минская группа автостопщиков)
Пожелав удачи автостопщикам, мы отправились со станции, надеясь на то, что еще сегодня увидим их на вышеупомянутом мосту в видоискатели своих фотоаппаратов.
Но и опять сразу мы не поехали за город, а решили прокатиться по Заречному, осмотреть райцентр, ну и конечно заскочить в магазин за уже прочно вошедшей в дневной рацион пачкой-другой мороженого... Заречное - городок вроде не плохой, но все-таки достаточно совковый... Я сделал только один кадр - здание автостанции
Когда часы уже показывают, что до отправления поезда осталось всего 2 часа, мы начинаем чухать на юг по городскому асфальту надеясь на его продолжение и за чертой города... Но стоило нам увидеть выездную табличку "Зарiчне", как асфальт сразу отрезало, а из-под него вылез наш старый знакомый - брук. Брук здесь был еще жестче нежели вчера - камни более острые и угловатые. Вобщем одно расстройство...
Сегодня я хоть и пребывал в не очень хорошей физической форме, но то ли со психов, то ли со злости решил - отставать не буду!!! И хоть бы хны! С велом здесь полягу, но не сдамся! С этой же злости я взял лидерство в нашем пелатоне и погнал по вобщем-то неплохоукатанной обочине. Вашков в спину кричал что-то типа "хорошо идешь!" И вправду, по началу даже держали очень приличный темп 17-20 км/ч. Так совсем быстро добрались до Приветовки на тротуарах которой начал встречаться асфальт... Без остановки не обошлось - Паша Головко пару километров назад ошибочно свернул не на ту тропу и теперь его не было видно. Ничего времени достаточно, да и идем быстро - успеваем с запасом вобщем. Долго ждать не пришлось - группа снова в сборе.
За Приветовкой дорога стала хуже - обочины здесь меньше накатаны, хотя и сильно глубокий песок встречался тоже редко. На этом участке мы потеряли из виду Вашкова, у которого как позже выяснилось развалился багажник. Андрей в срочном порядке перевязал его и теперь он достаточно опасно провисал и расшатывался, что достаточно прилично выводило из себя его хозяина. Вновь удалось собраться вместе, но не надолго. Мои товарищи, увидев огромный черничник, решили минут на 10 перевести дух и подкрепиться лесной ягодой. Я же просто забил на это дело и покатил вперед - лишняя фора ведь не помешает, да и не до ягодок было тогда. Местами обочины вообще пропадали и приходилось испытывать жесточайшую тряску от камня. Но стоит заметить достоинства моего итальянца, которые открылись сегодня - он очень не плохо в сравнении с другими великами шел по камню, по крайней мере когда всем приходилось выходить на брук, я спокойно догонял и обгонял ребят словно стоячих... Одно только напрягало - высокая "шишка" моего 70-литрового рюкзака
Фото Вашкова А
Кстати, на совсем маленьком участке дороги (метров 30 всего) брук превратился в хорошую брустчатку с окатанными камешками идеально подогнаными один к одному, после преодоления которого велик снова ужасно затрясся. Где-то через километр моего пути навстречу из-за поворота выскочил мужик на телеге с впряженной двойкой. Он сразу увидев меня дал по тормозам, я тоже остановился и у нас начался такой разговор:
- Вітаю, чоловечіна!
- Дзень добры!
Мужик был вдоволь пьяный и начал дальше нести всякую ахинею:
- Харчов маешь? Не маешь, ну дык вунь я зара дам (показывая на свой воз, где ничего не было кроме как немного соломы)!
- Не, дзякуй! Маю!
- Ну дык можа леки? Леки маешь? Нэ маешь, дык вунь я зара усё дам (опять указывая на свой воз)!
- Да не, дзякуй! маю!
После некоторой паузы мужик спросил напрямую:
- Ты дурань?
- Дык мабыць не! - не скрывая улыбки отвечаю я. Опять пауза.
- Кількі будзе тры плюс шэсць?
- Дзевяць.
- Ат! і сапрауды не дурак! Ты маскаліна? - глаза мужика глядели вроде на меня, но как-то все же сквозь меня.
- Не! Беларус!
- УУУУ! Харчов маешь?
Тут я понял, что мужика понесло на второй круг и, начав набирать обороты, крикнул ему:
- Маю! Дзякуй! Спытайце у хлопцаў, што за мной едуць, мабыць ім трэба!
Перед самой Речицей с ходу влетел колесами в зыбкий песок и дальше катил по нему велик до самой деревни. В Речице начался один из самых ужасных участков всей поездки. Еще в пределах деревни обочины начали походить на жесткое месиво, созданное копытами местных стад коров, в которых велосипеды не вязли, нет, а просто становились колом. В поисках нормальной обочины мы просто тыкались с одной стороны дороги на противоположную - описывая зигзаги вокруг основной линии движения...
Фото Головко П.
Потом начался большой сосновый лес, который в сочетании с рыхлыми песками говорил, что впереди нас ждут новые дюны. За эту поездку я хоть научился безошибочно диагностировать этот генетический тип рельефа, который учили еще со школы. Кстати классические книги по геологии говорят, что самые большие дюны в нашем регионе находятся как раз на Полесье в бассейне Припяти.
Под палящим солнцем мы взбирались по каменке на дюны с ужасно маленькой скоростью и ужасно большой энергоотдачей. О сложности участка говорил еще и тот факт, что именно здесь и только сейчас один предводителей группы Вашков начал давать волю чувствам.
Я ехал метров на двести впереди и хорошо слышал как сзади раздавались самые нелицеприятные выражения в адрес дороги, велосипеда-немца, опять дороги, опять велосипеда... Порой вроде проскакивал мат и в наш адрес... Ой хорошо что здесь были только мы и никто больше... Когда Андрей вновь становился в песках, то просто безразлично жал на спуск своего фотоаппарата, рождая такие шедевры
Фото Вашкова А
Здесь меня кстати посетила еще одна мысль: "Сколько же в эту дорогу разумное человечество вложило матов и различных проклятий и сглазов на её создателей? Наверное столько же сколько и камешков в ней уложено, может даже больше уже. На этой дороге я по крайней мере оставил нехилый кусок своего здоровья - факт!"
Перед Перекальем остановились посовещаться. В планах было посещение одноименного о.п., но до него отсюда около 7 км по сомнительной лесной дороге песчаной природы, которая уходит в сторону от основного маршрута. В итоге можем не успеть на мост, итак уже вроде не совсем успеваем. Вобщем забили на о.п.Перекалье и поехали по деревне.
Оставалось еще 8 км до Борового и 4 км до моста, времени на все про всё что-то около 40 минут. За Перекальем логично продолжался брук, но появилась еще замечательная укатанная луговая дорожка, которая уводила нас на широкое поле на обратном конце которого виднелось Боровое. То что надо!
Фото Вашкова А.
Фото Вашкова А.
Через минут 15-20 мы уже находимся в Боровом и фотографируем остановочный пункт
Фото Вашкова А
Здесь, в Боровом, несколько раз в году на "том самом поле" устраивают ярмарку, куда собирается народ со всего региона. Мы, конечно, самой ярмарки не застали, но увидели только часть ярмарочной инфраструктуры в чистом поле
Боровое взято и теперь перед нами стал вопрос "как до моста-то добираться?" Но об этом рассказано уже в следующем разделе отчета
3.2. Мост через Стырь и путь на Хиночи...