В 1988 году, в дни торжеств по случаю 100-летнего юбилея Среднеазиатской железной дороги, на станции Ташкент-Пассажирский (Северный Вокзал) для всеобщего обозрения были выставлены локомотивы, работающие на железной дороге. Вызвавшую большой интерес у жителей города и гостей столицы выставку, по многочисленным просьбам и предложениям было решено сохранить и превратить в музей. И вот уже 4 августа 1989 года в День железнодорожника состоялось торжественное открытие музея железнодорожной техники в Ташкенте.
В настоящее время Ташкентский музей железнодорожной техники входит в мировую ассоциацию технических музеев железнодорожного профиля. Под открытом небом здесь представлены 13 паровозов, 17 тепловозов, 3 электровоза, 10 вагонов и наиболее интересные образцы ремонтно-строительной техники XX века. Открытием лично для меня стал экспонат - уникальный двухпалубный пассажирский вагон с обзорным куполом 1965 года выпуска, коих никогда ранее я не видел в реале.
Фотографии музейных экспонатов под катом
Территория музея расположилась в 350 метрах северо-восточнее от здания вокзала станции Ташкент-Пассажирский (Северный вокзал). Если смотреть от вокзала направо, то можно увидеть белую входную арку в музей.
У самого входа стоит паровоз Кч-4-228 произведённый на свет в 1950 году на заводе "Шкода".
Паровоз серии Су (Сормовский усиленный) с осевой формулой 1-3-1 (количество и расположение относительно друг друга бегунковых, ведущих и поддерживающих колёсных пар) стал первым советским магистральным паровозом. Диаметр ведущих колёс равняется 1850 мм, а максимальная скорость, которую могла выдать "сушка", составляет 115 км/ч. Всего было построено 2683 таких машины.
Паровоз Су-250-94 в Ташкентском музее. Выпущен в 1924 году на Брянском машиностроительном заводе.
В будке машиниста "сушки"
Маневровый танк-паровоз 9п-649 типа 0-3-0. Машина этой серии стала последним советским паровозом нормальной колеи (1524 мм). Ташкентский экспонат выпущен в 1936 году на Коломенском заводе.
Самый старый экспонат музея - паровоз Ов-1534 ("овечка") 1914 года выпуска. Эта машина изображена на почтовой марке Узбекистана 1999 года. По некоторым данным именно эта "овечка" снималась в кинофильме "Неуловимые мстители".
Маневровый тепловоз ТГК2-2245. Калужский завод, 1962 год
Трудяга многих промышленных предприятий ТГМ23В-1654. Муромский завод, 1956 год.
Паровоз Еа-2371 выпущенный в 1944 году в США фирмой АЛКО. Паровозы данной серии производились на заводах США и Канады по чертежам, разработанным русскими инженерами и поставлялись на железные дороги Российской империи и Советского Союза во время Первой и Второй мировых войн для быстрого пополнения паровозного парка.
Маневровый ТГМ1-1681, а за ним паровоз Эм-732-35
ТГМ3-1156 Людиновского тепловозостроительного завода.
Грузовой паровоз Эр-772-89, 1951 год. Первый паровоз этой серии был разработан ещё в Российской империи в 1909 году, а после Второй Мировой войны было развёрнуто крупносерийное производство таких машин в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии. Ташкенский экспонат увидел свет на заводе ЧКД в Чехословакии.
А вот довольно редкий экспонат - тепловоз ДА-31 (Дизельный фирмы АЛКО), поставлявшийся в Советский союз по ленд-лизу из США. ДА-31 выпущен в 1945 году, а уже в 1947 году в СССР появился свой тепловоз ТЭ1, явившийся точной копией американца.
Немецкие военные паровозы серии BR 52 в большом количестве были получены СССР в качестве трофеев после войны. В Союзе их стали величать "ТЭ-шками".
Трофейный паровоз ТЭ-5200 1943 года выпуска. Германская империя, концерн Геншель.
На снимке справа - чудом уцелевшая водонапорная башня станции Ташкент-Пассажирский
Осевая формула паровоза 1-5-0. Диаметр ведущих колёс - 1400 мм.
Советский магистральный паровоз СОм17-2657 Харьковского паровозостроительного завода. На одном из старых снимков в музее, на паровозе выведена дата "1934 год", а вот уже на моём свежем снимке красуется "1941 год".
Паровоз ЭУ-705-74, а слева от него уже вышеупомянутый советский ТЭ1-20-068, копия американского ДА
Тепловоз ТЭП60-1081 в необычном для моего глаза раскрасе
В Музее выставлено на обозрение три электровоза, один из которых ВЛ22М-374
второй - ВЛ60К-157 Новочеркасского завода.
Тепловоз ТЭ2-025, который имеет, на мой взгляд, один из самых крутых дизайнов среди остальных машин произведённых в СССР.
В среде железнодорожников получил такие прозвища как "Бычок", "Люська", "Монголка", "Фердинанд".
Ну чмухой нашего брата нынче не удивишь, даже в Ташкенте. ЧМЭ3-4115.
Немножко ремонтно-строительной техники: рельсосварочная машина РСМ3
Шпалопобивочная машина
Автодрезина ДГКу-134
Тепловоз ТЭП10-126 "Стрела"
Двухосный вагон САЗ-5000
Тепловоз 2ТЭ10В-3928
ТЭМ2-2558 Луганского машиностроительного завода
Снегоочиститель СДП-216
"Усатый" 2ТЭ10Л-254
Ещё один крутой советский тепловоз ТЭ3-61-06
ФД-20-2849 ("Феликс Дзержинский")
Паровоз ЛВ-0487 ("Лебедь") 1956 года постройки.
Тепловоз ТЭП70-0008, один из самых первых экземпляров этой знаменитой серии
А вот и гвоздь всей программы Ташкентского музея - советский двухпалубный пассажирский вагон САЗ-4000 с обзорным куполом. Что-то подобное я видел только в старых голливудских фильмах))
Данный вагон является совместной разработкой Ленинградского и Тверского вагоностроительных заводов
Внутри, как я понимаю, до недавнего времени располагалась экспозиция, рассказывавшая про историю создания и развития Среднеазиатской железной дороги.
Сегодня же внутреннее убранство вагона выглядит удручающе, как после погрома
Лестница на второй этаж
Второй этаж и обзорный купол.
На территории музея в Ташкенте действует узкоколейная железная дорога колеи 750 мм, а из подвижного состава имеется два тепловоза ТУ7, три вагона ПВ38, а также два открытых летних вагона, оформленных в восточном стиле.
Вагоны ПВ38
Тепловоз ТУ7А-3143 с двумя летними вагонами на пассажирской платформе в начале музея.
Самый мощный советский паровоз П36, прозванный за цветные "лампасы" по бокам "Генералом". В Ташкенте выставлен П36-0250, а последним паровозом этой серии стала машина с номером 0251.