Тема это очень сложная, тянущая как минимум на несколько докторских, если по серьезному. Так что надеюсь, что читатели простят неизбежные упрощения.
Открытие перспективы неразрывно связано с развитием изображения интерьера. А изобразить его сложно. Интерьер в византийской живописи заслуживает отдельного разговора, здесь же я лишь отмечу, что зачастую его там вообще как такового нет, а то, что действие разворачивается внутри дома, обозначают лишь предметы мебели.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15509/109816945.9e/0_c422b_d170478a_XXL.jpg)
Омовение ног. Мозаика монастыря Хосиос Лукас. ок. 1030-1040
Кроме того, в византийской живописи (до 14 века, по крайней мере) крайне редко встречается изображение потолка.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16108/109816945.9e/0_c422c_f7ec1cb0_orig.jpg)
Омовение ног. Мозаика собора в Монреале. Вт. пол. 12 в.
Потолок не сложно изобразить, если показывается только одна боковая стена в интерьере. В этом случае балки, образующие кессоны на нем и параллельные этой стене параллельными и показываются.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16098/109816945.9e/0_c4237_3b9277dd_XXL.jpg)
Якопо Торрити. Брак в Кане
Но вот если надо показать две боковых стены, или подчеркнуть центричность композиции, задача существенно усложняется.
Художники предпочитали маскировать потолок за драпировкой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16167/109816945.9e/0_c4236_fd5ac935_XL.jpg)
Сон фараона. Мозаика флорентийского баптистерия, после 1270
Выход из ситуации - показать обе стены, сделать балки (или ряды кессонов) слева паралельными левой стене, а справа - правой.
Это поняли еще в античности, а в конце тринадцатого века тот же прием использует Пьетро Каваллини.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4126/109816945.c/0_90555_729db4e6_XL)
Пьетро Каваллини. Рождество Богоматери
В этом случае все линии слева и справа будут параллельными, а центральные сойдутся в одной точке (эффект «рыбьей кости»).
Другой выход - свести все параллельные ряды кессонов в одну точку. Возможно, это получилось не сразу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15522/109816945.9e/0_c422f_ff062924_orig.jpg)
Дуччо. Маэста. Христос перед Анной.
Иногда сходились кессоны только в центральном нефе, в боковых же оставались параллельными
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17846/109816945.9e/0_c4235_75518b7e_XL.jpg)
Мастер Св. Цецилии. Исцеление человека из Лериды. Фреска верхней базилики Св. Франциска в Ассизи
… или в центральной части потолка:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15514/109816945.9e/0_c4230_ade3841e_XL.jpg)
Дуччо. Маэста. Омовение ног.
Но в конце концов все параллели на потолке сошлись в одной точке.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15594/109816945.9e/0_c4231_dbcaa8ed_XXL.jpg)
Джотто. Христос среди книжников. Фреска нижней базилики Св. Франциска в Ассизи
Но все же, это еще не совсем перспектива.