Рождение перспективы-1. Проблема потолка

Jan 15, 2015 19:46

Тема это очень сложная, тянущая как минимум на несколько докторских, если по серьезному. Так что надеюсь, что читатели простят неизбежные упрощения.

Открытие перспективы неразрывно связано с развитием изображения интерьера. А изобразить его сложно. Интерьер в византийской живописи заслуживает отдельного разговора, здесь же я лишь отмечу, что зачастую его там вообще как такового нет, а то, что действие разворачивается внутри дома, обозначают лишь предметы мебели.



Омовение ног. Мозаика монастыря Хосиос Лукас. ок. 1030-1040
Кроме того, в византийской живописи (до 14 века, по крайней мере) крайне редко встречается изображение потолка.



Омовение ног. Мозаика собора в Монреале. Вт. пол. 12 в.

Потолок не сложно изобразить, если показывается только одна боковая стена в интерьере. В этом случае балки, образующие кессоны на нем и параллельные этой стене параллельными и показываются.



Якопо Торрити. Брак в Кане

Но вот если надо показать две боковых стены, или подчеркнуть центричность композиции, задача существенно усложняется.

Художники предпочитали маскировать потолок за драпировкой.



Сон фараона. Мозаика флорентийского баптистерия, после 1270
Выход из ситуации - показать обе стены, сделать балки (или ряды кессонов) слева паралельными левой стене, а справа - правой. Это поняли еще в античности, а в конце тринадцатого века тот же прием использует Пьетро Каваллини.



Пьетро Каваллини. Рождество Богоматери
В этом случае все линии слева и справа будут параллельными, а центральные сойдутся в одной точке (эффект «рыбьей кости»).

Другой выход - свести все параллельные ряды кессонов в одну точку. Возможно, это получилось не сразу.



Дуччо. Маэста. Христос перед Анной.

Иногда сходились кессоны только в центральном нефе, в боковых же оставались параллельными



Мастер Св. Цецилии. Исцеление человека из Лериды. Фреска верхней базилики Св. Франциска в Ассизи

… или в центральной части потолка:



Дуччо. Маэста. Омовение ног.
Но в конце концов все параллели на потолке сошлись в одной точке.



Джотто. Христос среди книжников. Фреска нижней базилики Св. Франциска в Ассизи
Но все же, это еще не совсем перспектива.

живопись, перспектива, пространственные построения, фрески, мозаика, проторенессанс, Византия, треченто, Италия, средневековье

Previous post Next post
Up