Изображения домов и храмов встречаются на греческих вазах уже в период архаики. Обычно это ортогональная проекция фасада здания. Как правило, не сложно восстановить его внешний облик - по аналогии с известными сооружениями.
Совмещение интерьера и экстерьера встречается крайне редко.
Cофил. Ваза со свадьбой Пелея и фетиды, фрагмент, ок. 580 г до н.э.
Клитий. Ваза Франсуа. Фрагмент, ок. 560 г. до н.э.
Чернофигурная ваза. 6 в. до н.э., фрагмент
Женщины у фонтана. Чернофигурная ваза, ок. 520 г. до н.э.
В эпоху ранней и высокой классики, как я уже писал, в верхней части рисунка порой показываются чередующиеся темные и светлые вертикальные полосы. Они могут изображать как триглифы с метопами, так и потолочные балки. Думаю, последнее вероятнее.
В эпоху поздней классики, примерно в середине 4 в. до н.э. на нижнеиталийских вазах можно увидеть попытку построения перспективы интерьера. Речь идет о наисках (небольших храмах), с колоннами, фронтоном и потолочными балками, или кессонами. Обычно такие храмы изображаются фронтально, при этом используется построение с «осью схода», или т.н. «рыбья кость».
Вот один из самых совершенных примеров такого рода:
Балтиморский вазописец. Кратер с волютами, ок. 320 г. до н.э.
Но обычно дальние колонны изображаются просто в виде двух не закрашенных полос.
Тот же кратер с другой стороны.
Кратер с наиском, ок. 340 г. до н.э.
Иногда балки, расположенные посередине изображаются сходящимися, а те, что по краям - почти параллельными. Соблазнительно видеть в примерах такого рода переходную форму от рисунков эпохи высокой классики (вроде потолка в «Тесее и Минотавре») к рисункам на апулийских вазах с «рыбьей костью». Но скорее всего, здесь мы имеем дело с деградацией более совершенной системы. Представляется, что построения с «осью схода» пришли в вазопись извне, скажем из монументальной живописи, которая скорее всего играла ведущую роль по отношению к декоративным росписям.
Наиск с молодым воином. Роспись кратера, ок. 340-320 гг. до н.э.
Женщина и воин. Роспись кратера, ок. 320 г. до н.э.
Можно привести много примеров упрощения описанной схемы. Во многих случаях потолочные балки и дальние колонны вообще не изображаются.
Копенгагенский вазописец. сер. 4 в до н.э.
Апулийский краснофигурный картер, ок. 340-320 г. до н.э.
Интересно, что развитие пространственных построений в греческой вазописи развивается также, как в живописи Проторенессанса и треченто, вплоть до повторения одних и тех же ошибок.
В работах Каваллини, Дуччо и других итальянских художников того времени можно найти аналогичные композиции. Например, построения с «осью схода».
Дуччо. Омовение ног.
Джотто. Фреска капеллы Барди, 1325
Этот пример я уже
показывал в одном из недавних постов.
апулийская амфора, ок. 350 г. до н.э.
Пьетро Кавалини. Рождество Богоматери
Аналогичный пример находим у Каваллини. Заметим, в данном случае (с глухими стенами) такое построение кажется более логичным.
В работах мастеров треченто архитектура (потолок и пол) часто изображается в косоугольной параллельной проекции.
То же можно найти и в вазописи. Но здесь такой приём довольно редок.
Царство аида. Роспись вазы 4 в до.н.э. К сожалению, только прорись, оригинал не нашел пока.
Якопо Торрити. Пир в Кане
Фреска базилики Св. Франциска в Ассизи
И в заключение, не могу не отметить, в качестве курьеза, что по Жабинскому 4 в. до н.э. и 14 в. н.э. относятся к одной и той же "линии", кажется, №6.)
Эволюция пространственных построений в греческой вазописи-1