Себеж - Кузнецовка. Душистая осень у западной границы Рижского направления

Nov 15, 2015 11:38

Где-то месяца два назад я с Кириллом ака crimecat1 решил пофоткать ТЭП60 в братской республике на фоне холмов. К сожалению со временем у меня не сложилось, и за два дня до старта мы скорректировали маршрут в пользу посещения самой отдалённой в России доступной точки Рижского направления - станции Себеж.
Вечером 04 ноября 2015 я сажусь, предварительно закупив корм для динозавров, в предпоследнюю электричку по маршруту Москва - Волоколамск. В Румянцево мой вагон покидает последний пассажир, и далее я еду в гордом одиночестве. В 23 часа на привокзальной площади в Волоколамске встречаю Кирилла, и мы едем на запад. По ночной трассе народ возвращается домой. Шаховская и Ржев остаются далеко позади. Машин стало мало, мы рассекаем ночь светом дальних фар. В районе Оленино догнали фуру с подсветкой, как у машин Кока-кола в новогодней рекламе с латвийскими номерами.
Я почти сутки не спал, но предвкушение нового не даёт мне заснуть.
1.



В районе Великих лук нас стало клонить в сон, и мы решили заехать на станцию Новосокольники, чтобы подремать в машине
2. Ручные стрелки в Новосокольниках, вид на Москву. 04 часа утра


За два часа нашего сна проехало 4 тепловоза, что давало нам надежду на фотографический результат утром.
В 6 утра мы решили продолжать движение и к утренним сумеркам добрались до станции Себеж. К нашей печали станция оказалась за забором, вокруг погранвышки с погранцами. Висит предупреждение о запрете фотосъёмки без согласования. Мы не стали доставать фотоаппараты и проверять, что будет. Всё-таки одно дело троллить тупого цербера под мостом БМО на станции Поварово-1, а другое дело пограничники.
Вход на пассажирскую платформу исключительно через здание с пограничниками. На станции Себеж стоит типовое здание, похожее на здание вокзала в Шаховской. На фронтоне вокзала почему-то нет названия станции, но сбоку есть традиционные ОКТшные белые таблички. Есть здание ДСП, чем-то напоминающее здание на станции Новоиерусалимская. Освещённость станции на очень высоком уровне - можно (чисто теоретически, я не рекомендую) снимать ночью без штатива. Через пути перекинут общедоступный пешеходный мост, с которого мы и обозрели станцию. Проводится маневровая работа, бегает ТЭМ2. За станцией Себеж есть станция Гарнея, а ещё дальше станция Посинь, за которой лежит Латвия и станция Зилупе. Когда-то до Посини бегало две пары ежедневных пригородов от Новосокольников...
Но... Хватит простыней текста. Если в Себеже снимать нельзя, то на перегоне в сторону Москвы - можно.
Мы отправились на бывшую станцию Кузнецовка - станция 611 км, как она указана на довоенных картах.
3. Перегон Себеж - Заваруйка, участок Себеж - Кузнецовка, вид на Москву


4. С закосом под стильность


5. В другую сторону перегон Заваруйка - Себеж, участок Кузнецовка - Себеж. До входных по станции Себеж менее 2-х км в ту сторону. Внимательный читатель заметит, что вырез в земле сделан под двухпутную дорогу. И это действительно было так. В Российской империи на территории современной Псковской области было очень хорошо развито железнодорожное сообщение. Участки Великие Луки - Новосокольники - Себеж, Новосокольники - Невель - Витебск, Новосокольники - Невель - Полоцк, Великие Луки - Соблаго - Бологое были двухпутными. Существовала однопутная железнодорожная ветка Псков - Идрица (Рижское направление) - Полоцк. Железная дорога была настоящим двигателем жизни регионов.
На тот момент Рижское направление было единым в плане подчинения и относилось к Калиниской железной дороге.
Но вторая мировая война внесла свои коррективы. Железная дорога лишилась вторых путей на всех участках. С карт исчезла ветка Псков - Идрица - Полоцк. Исчезла так и недостроенная до конца железная дорога Волоколамск - Дубровино-1 - Ястребы - Сычёвка - Белый - Ломоносово - Витебск, остатки каменных устоев мостов которых можно найти в лесах и по сей день. Исчезла Торопецкая ветка, участок Земцы - Соблаго, судьба и история которого весьма туманны.
Возрождение железной дороги в полную силу не наступило и по сей день.
Хотя перспективы есть, готовится запуск портов в Усть-луге, а это означает рост грузопотока на участке Манихино-1 - Волоколамск - Ржев - Новосокольники - Дно - Питер.


С момента нашего прибытия до первого прохода поезда прошло почти 4 часа. В Себеже проходили манёвры, прибывали поезда из Латвии, а у нас было тихо.
6. Вдруг проснулась станция Заваруйка, и ДСП пожелала 8000-лохматому поезду счастливого пути на Себеж. Мы радостно активизировались
ТЭП70-0065 с путемером на перегоне Заваруйка - Себеж с приветливой бригадой


7. Наконец-то грузовой! 2ТЭ116У-0318 на перегоне Себеж - Заваруйка, участок Себеж - Кузнецовка


8. В Псковской области царят совершенно непередаваемые запахи. Осень подарила нам аромат травы и преющей листвы, которой мне так не хватает в Москве


9. Душистые листья. Природа настолько родная, что сама мысль о наличии границы кажется шизоидной. Можете назвать меня человеком с имперскими замашками, но Латвия - это Россия. Краснодарский край мне кажется более чужим, чем эти ароматные до опьянения листья на сыроватой листве...


10. Капли утренней росы


11. А тем временем Заваруйка отправила к нам грузовой
2ТЭ116У-0316 на перегоне Заваруйка - Себеж, участок Кузнецовка - Себеж


12. Времени было много, и мы решили двигаться дальше по маршруту. Возвращаемся к машине. Бывший нечётный маршрутный светофор НМ станции 611 км Кузнецовка, вид на Себеж


13. Вид на Москву


14. Самая дальняя для меня точка Рижского направления. Столб 613/612 км.


15. Остатки путевого развития станции Кузнецовка, вид на Москву


16. Судя по деревянным шпалам, Рижка была не так давно на дереве


17. Бывшая пассажирская платформа на бывшей станции Кузнецовка бывшей двухпутной линии.
Пригородного сообщения на участке Новосокольники - Посинь более нет


18. В принципе, платформа в весьма хорошем состоянии, хоть завтра пригород запускай, было бы желание


19. Судя по табличкам с символикой РЖД на станционном здании и степени гнилости шпал бокового пути, станцию разобрали лет 10-12 назад (но я могу ошибаться)


20. Другие таблички и ретро-прицеп


21. Бывшая станция Кузнецовка, вид на Москву. По моим ощущениям, во времена двухпутки было два главных пути и два боковых в нечётном парке. На горизонте виден изгиб пути - почему-то сохранили северный путь


22. Платформа Кузнецовка, вид на Себеж


23. Вдруг на горизонте замаячил прожектор, и возник рельсовый автобус РА1-0045


24. Проносится на скорость хорошо за 80 км/ч мимо платформы. Если бы не смаз, можно было бы предположить остановку, как в старые добрые времена


25. Технические постройки


26. Табличка от поезда на туалете 932 С-Петербург - Себеж



Дальше мы сели в машину, доехали до погранворот со стороны Москвы. Чисто теоретически можно снять поезд, выезжающий из Себежа на Москву, но после этого надо сразу исчезнуть, ибо территория охраняется, и на рамке рядом с рентгенустановкой висят камеры.
Мы проводили зелёный 2ТЭ116 на восток и поехали дальше искать поезда, впечатления и приключения.

Часть вторая: Вечерний Невель. Точка на Бологое-Полоцкой железной дороге
Часть третья. Кунья - Артёмово. Долгая дорога к семафорам в Ранцево. Брошенные деревни Тверской Глухомани

Спасибо за внимание


2ТЭ116У, Новосокольники, поезд, Себеж, товарный, РА1, Рижское направление, тепловоз, ТЭП70, платформа, Октябрьская ЖД, Кузнецовка, пути, Псковская область, дорога, Заваруйка

Previous post Next post
Up