Где-то месяца два назад я с Кириллом ака
crimecat1 решил пофоткать ТЭП60 в братской республике на фоне холмов. К сожалению со временем у меня не сложилось, и за два дня до старта мы скорректировали маршрут в пользу посещения самой отдалённой в России доступной точки Рижского направления - станции Себеж.
Вечером 04 ноября 2015 я сажусь, предварительно закупив корм для динозавров, в предпоследнюю электричку по маршруту Москва - Волоколамск. В
Румянцево мой вагон покидает последний пассажир, и далее я еду в гордом одиночестве. В 23 часа на привокзальной площади в
Волоколамске встречаю Кирилла, и мы едем на запад. По ночной трассе народ возвращается домой. Шаховская и Ржев остаются далеко позади. Машин стало мало, мы рассекаем ночь светом дальних фар. В районе
Оленино догнали фуру с подсветкой, как у машин Кока-кола в новогодней рекламе с латвийскими номерами.
Я почти сутки не спал, но предвкушение нового не даёт мне заснуть.
1.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9506/79399541.7e/0_147900_93ac9a32_XL.jpg)
В районе Великих лук нас стало клонить в сон, и мы решили заехать на станцию Новосокольники, чтобы подремать в машине
2. Ручные стрелки в Новосокольниках, вид на Москву. 04 часа утра
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/79399541.7e/0_1478f8_62fe5dd0_XL.jpg)
За два часа нашего сна проехало 4 тепловоза, что давало нам надежду на фотографический результат утром.
В 6 утра мы решили продолжать движение и к утренним сумеркам добрались до станции Себеж. К нашей печали станция оказалась за забором, вокруг погранвышки с погранцами. Висит предупреждение о запрете фотосъёмки без согласования. Мы не стали доставать фотоаппараты и проверять, что будет. Всё-таки одно дело троллить тупого цербера под мостом БМО на станции Поварово-1, а другое дело пограничники.
Вход на пассажирскую платформу исключительно через здание с пограничниками. На станции Себеж стоит типовое здание, похожее на здание вокзала в
Шаховской. На фронтоне вокзала почему-то нет названия станции, но сбоку есть традиционные ОКТшные белые таблички. Есть здание ДСП, чем-то напоминающее здание на станции
Новоиерусалимская. Освещённость станции на очень высоком уровне - можно (чисто теоретически, я не рекомендую) снимать ночью без штатива. Через пути перекинут общедоступный пешеходный мост, с которого мы и обозрели станцию. Проводится маневровая работа, бегает ТЭМ2. За станцией Себеж есть станция Гарнея, а ещё дальше станция Посинь, за которой лежит Латвия и станция Зилупе. Когда-то до Посини бегало две пары ежедневных пригородов от Новосокольников...
Но... Хватит простыней текста. Если в Себеже снимать нельзя, то на перегоне в сторону Москвы - можно.
Мы отправились на бывшую станцию Кузнецовка - станция 611 км, как она указана на довоенных картах.
3. Перегон Себеж - Заваруйка, участок Себеж - Кузнецовка, вид на Москву
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9803/79399541.7e/0_1478fa_ac6f1e72_XL.jpg)
4. С закосом под стильность
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17847/79399541.7e/0_1478fb_d35263e1_XL.jpg)
5. В другую сторону перегон Заваруйка - Себеж, участок Кузнецовка - Себеж. До входных по станции Себеж менее 2-х км в ту сторону. Внимательный читатель заметит, что вырез в земле сделан под двухпутную дорогу. И это действительно было так. В Российской империи на территории современной Псковской области было очень хорошо развито железнодорожное сообщение. Участки Великие Луки - Новосокольники - Себеж, Новосокольники - Невель - Витебск, Новосокольники - Невель - Полоцк, Великие Луки - Соблаго - Бологое были двухпутными. Существовала однопутная железнодорожная ветка Псков - Идрица (Рижское направление) - Полоцк. Железная дорога была настоящим двигателем жизни регионов.
На тот момент Рижское направление было единым в плане подчинения и относилось к Калиниской железной дороге.
Но вторая мировая война внесла свои коррективы. Железная дорога лишилась вторых путей на всех участках. С карт исчезла ветка Псков - Идрица - Полоцк. Исчезла так и недостроенная до конца железная дорога Волоколамск - Дубровино-1 - Ястребы - Сычёвка - Белый - Ломоносово - Витебск, остатки каменных устоев мостов которых можно найти в лесах и по сей день. Исчезла Торопецкая ветка, участок Земцы - Соблаго, судьба и история которого весьма туманны.
Возрождение железной дороги в полную силу не наступило и по сей день.
Хотя перспективы есть, готовится запуск портов в Усть-луге, а это означает рост грузопотока на участке Манихино-1 - Волоколамск - Ржев - Новосокольники - Дно - Питер.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4404/79399541.7e/0_1478f9_5294edac_XL.jpg)
С момента нашего прибытия до первого прохода поезда прошло почти 4 часа. В Себеже проходили манёвры, прибывали поезда из Латвии, а у нас было тихо.
6. Вдруг проснулась станция Заваруйка, и ДСП пожелала 8000-лохматому поезду счастливого пути на Себеж. Мы радостно активизировались
ТЭП70-0065 с путемером на перегоне Заваруйка - Себеж с приветливой бригадой
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9746/79399541.7e/0_146fc8_e869d4a2_XL.jpg)
7. Наконец-то грузовой! 2ТЭ116У-0318 на перегоне Себеж - Заваруйка, участок Себеж - Кузнецовка
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4809/79399541.7e/0_1478fc_604d9671_XL.jpg)
8. В Псковской области царят совершенно непередаваемые запахи. Осень подарила нам аромат травы и преющей листвы, которой мне так не хватает в Москве
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9312/79399541.7e/0_1478fd_290ca8d9_XL.jpg)
9. Душистые листья. Природа настолько родная, что сама мысль о наличии границы кажется шизоидной. Можете назвать меня человеком с имперскими замашками, но Латвия - это Россия. Краснодарский край мне кажется более чужим, чем эти ароматные до опьянения листья на сыроватой листве...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67698/79399541.7e/0_1478fe_c96d2e3f_XL.jpg)
10. Капли утренней росы
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3014/79399541.7e/0_1478ff_259507a4_XL.jpg)
11. А тем временем Заваруйка отправила к нам грузовой
2ТЭ116У-0316 на перегоне Заваруйка - Себеж, участок Кузнецовка - Себеж
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9506/79399541.7e/0_147900_93ac9a32_XL.jpg)
12. Времени было много, и мы решили двигаться дальше по маршруту. Возвращаемся к машине. Бывший нечётный маршрутный светофор НМ станции 611 км Кузнецовка, вид на Себеж
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/39232/79399541.7f/0_147901_5e104125_XL.jpg)
13. Вид на Москву
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3509/79399541.7f/0_147902_948e64b0_XL.jpg)
14. Самая дальняя для меня точка Рижского направления. Столб 613/612 км.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4613/79399541.7f/0_147903_5f5435c1_XL.jpg)
15. Остатки путевого развития станции Кузнецовка, вид на Москву
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/79399541.7f/0_147904_f9d48eed_XL.jpg)
16. Судя по деревянным шпалам, Рижка была не так давно на дереве
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3411/79399541.7f/0_147905_1c036435_XL.jpg)
17. Бывшая пассажирская платформа на бывшей станции Кузнецовка бывшей двухпутной линии.
Пригородного сообщения на участке Новосокольники - Посинь более нет
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5404/79399541.7f/0_147906_16556189_XL.jpg)
18. В принципе, платформа в весьма хорошем состоянии, хоть завтра пригород запускай, было бы желание
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4118/79399541.7f/0_147907_a7c46e89_XL.jpg)
19. Судя по табличкам с символикой РЖД на станционном здании и степени гнилости шпал бокового пути, станцию разобрали лет 10-12 назад (но я могу ошибаться)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5102/79399541.7f/0_147908_2cea0374_XL.jpg)
20. Другие таблички и ретро-прицеп
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3208/79399541.7f/0_147909_6d267af8_XL.jpg)
21. Бывшая станция Кузнецовка, вид на Москву. По моим ощущениям, во времена двухпутки было два главных пути и два боковых в нечётном парке. На горизонте виден изгиб пути - почему-то сохранили северный путь
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9312/79399541.7f/0_14790a_2bc7a3db_XL.jpg)
22. Платформа Кузнецовка, вид на Себеж
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9060/79399541.7f/0_14790b_579f1f62_XL.jpg)
23. Вдруг на горизонте замаячил прожектор, и возник рельсовый автобус РА1-0045
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6003/79399541.7f/0_14790c_caa12285_XL.jpg)
24. Проносится на скорость хорошо за 80 км/ч мимо платформы. Если бы не смаз, можно было бы предположить остановку, как в старые добрые времена
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4010/79399541.7f/0_14790d_1078c0cd_XL.jpg)
25. Технические постройки
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5634/79399541.7f/0_14790e_3f9bff70_XL.jpg)
26. Табличка от поезда на туалете 932 С-Петербург - Себеж
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4606/79399541.7f/0_14790f_3e9edaa2_XL.jpg)
Дальше мы сели в машину, доехали до погранворот со стороны Москвы. Чисто теоретически можно снять поезд, выезжающий из Себежа на Москву, но после этого надо сразу исчезнуть, ибо территория охраняется, и на рамке рядом с рентгенустановкой висят камеры.
Мы проводили зелёный 2ТЭ116 на восток и поехали дальше искать поезда, впечатления и приключения.
Часть вторая: Вечерний Невель. Точка на Бологое-Полоцкой железной дороге Часть третья. Кунья - Артёмово. Долгая дорога к семафорам в Ранцево. Брошенные деревни Тверской Глухомани Спасибо за внимание
![](http://s04.flagcounter.com/count/rUMJ/bg_BEFF3B/txt_000000/border_7D16CC/columns_2/maxflags_20/viewers_0/labels_0/pageviews_0/flags_0/)