Анализ сюжета "Хранители Снов" Часть 2

Apr 13, 2017 13:46




Продолжая анализ сюжета, на этот раз поговорим о гланом герое, и через призму эволюции Джека, раскроем новые, очень важные детали сюжета. Однако Кромешника я постараюсь затрагивать в данной части минимально, так как это не тот персонаж, на которого можно смотреть вскользь.

Мы увидели в предыдущей части, что Джек не особо соответствует канонам главного героя (ГГ). Сегодня мы ответим на вопрос: является ли он по настоящему главным героем? Проходит ли он через внутренние перемены, усваивает ли какой-то урок?


Минутка теории
Из дуги ГГ мы знаем, что обыкновенно ГГ идет не самым кратчайшим путем к решению своей проблемы, однако выбирает более легкий для себя путь, не требующий внутренних перемен.


Остановимся подробнее на уроке, который он должен освоить: обыкновенно в начале повествования друг главного героя говорит ему о кратчайшем решении его проблемы, о прямой между точками А и Б:



Почему герой не идет этим путем? Потому что для этого ему надо совершить внутреннюю перемену в себе, что требует больших психологических затрат и поэтому не привлекает персонажа. Он выбирает путь наименьшего сопротивления и это приводит его к краху, после которого он осознает единственно верный путь - путь адаптации, путь внутренних перемен, который может привести его к цели.



Минутка практики
Похоже, что создатели фильма были знакомы с этим шаблоном и попытались его воссоздать в своем сценарии: Санта рассказывает Джеку, что у каждого есть центр и уверен, что главный герой должен его найти.


Однако это лишь имитация «разговора с другом», ибо друг должен сказать о реальном решении проблемы героя, а идея Санты никак не может помочь ГГ решить его проблему с нехваткой веры детей. Да и находит он свой «центр» уже после того, как получает веру, так что реализация шаблона успешно проваливается.
Что же тогда является настоящей историей нашего персонажа? Для этого пройдемся по сюжету:
В начале герой рассказывает нам о своей проблеме. И это тоже имитация шаблона, когда герой в начале говорит о проблеме, а в конце о её решении. Однако в конце герою совершенно нечего сказать, ведь он сам эту проблему никак не решал, но был «телепортирован» к своей цели.



После начального повествования следуют 300 лет бессмысленных попыток получить веру детей, из которых мы видим только последнюю (гонку на санках), и далее на протяжении всего фильма Джек не предпримет ни одной попытки решить свою проблему. Почему? Нам понадобится психологический закон из диссертации Шарля Бодуэна:

«Идея, внедрившаяся в Бессознательное благодаря самовнушению, становится “образом-целью” для Бессознательного, которое всегда найдёт способ реализовать эту идею».

Иными словами, во что мы верим, то наше Бессознательное и реализует. Во что же верит Джек? Смотрим внимательно:



(Мой "дословный" перевод с англ.)
JACK:     Если я что-то делаю не так, ты можешь сказать мне что?
Потому я пробовал всё, и никто никогда меня не видел.
Ты забросил меня сюда… самое меньшее, ты мог бы сказать мне зачем.

Джек верит, что как бы он не пытался получить веру детей, это безрезультатно (вторая фраза). Таким образом, ГГ отказывается больше что-либо делать для решения своей проблемы. Учитывая, что последние 300 лет он только и жил попытками ее решить, жизнь оказывается для него абсолютно бессмысленной.

Но так как человек по своей природе не статичен, на место процесса борьбы за жизнь приходит другой процесс - процесс её завершения. Идею, что ГГ бессознательно встает на суицидальный путь, сложно принять за истину, учитывая насколько это внешне оптимистичный персонаж. Однако вот несколько сцен, которые подтверждают эту теорию:
  1. ГГ тайком уходит, когда большинство Хранителей спят, в надежде наткнуться на Кромешника. Несмотря на нежелание Кромешника сражаться, он навязывает ему бой с собой. Но погибает не герой, а случайно затянутый в сражение Песочник. Руки Джека в крови Песочника, но он даже не осознает это.


  1. В тот же самый бой вступают Хранители. Они собираются вместе перед волной кошмаров, обеспечивая каждому защиту и шансы на выживание. И по совершенно непонятным причинам Джек предпочитает покинуть клин, обогнать его и подставиться под удар.


  1. Сцена со спасением птички, Джек принимает решение подставить свою жизнь (и зависящих от него Хранителей заодно) удивительно легко, быстро и без особых колебаний:



Перед персонажем стоит очень небольшой выбор: либо он сознательно быстро добывает веру детей, либо бессознательное реализует его веру в бессмысленность жизни, то есть обрывает её. Так или иначе проблема будет решена.

Но ГГ не собирается более принимать никаких сознательных усилий, чтобы достичь цели, поэтому исход его жизненного пути довольно ясен.



Так почему этого исхода так и не случилось и чем вообще занимается ГГ в фильме, в котором нет места внутренним переменам?

Во общем-то он ничем не собирался заниматься. Его последняя цель - искать наиболее опасные приключения, чтобы рано или поздно оборвать свой бессмысленный жизненный путь. Но появляются Хранители, которые уверены, что ГГ поможет им сохранить свою веру от посягательств Кромешника (хотя, как мы помним, это его вера, просто украденная Хранителями).

Джек наотрез отказывается вступать в круговую поруку, тем более что веры детей у него нет. И даже если она появится, он никогда в здравом уме не станет связывать себя таким договором, ведь клятва лишь связывает многочисленными обязательствами, выгодными только обществу Хранителей. Кроме того, только Хранители теряют вместе с верой и свои физические силы.

Но этот жуткий III Закон успешно связал Хранителей вместе и теперь они образуют какую-никакую команду во главе с лидером Сантой (Северяниным). Он оказывает на них положительное воздействие, сплачивает команду и преследует интересы группы, которые осознает лучше, чем они сами.

После отказа Джека, Хранители начинают совершать ошибки: показывая ГГ, как много детей в них верят, Фея нечаянно надавливает на самую больную тему, а вот Кролик делает это преднамеренно:


ГГ якобы проглатывает оскорбление и забывает его, но на самом деле момент самовозвышения Кролика над героем не остается незамеченным и найдет свое отражение в дальнейшем сюжете.
У Санты есть привычка пускать всё на самотек, и лишь с помощью Песочника он догадывается вмешаться в эту ситуацию.


После того, как Фея и Кролик четко охарактеризовали социальное положение Джека, Санта начинает промывать герою мозги, мол «все мы похожи, потому что у каждого из нас есть свой центр». И отныне он с ГГ уже не слезает, удерживая его в компании, из которой тот постоянно пытается улизнуть. Здесь также имеет место тема воспоминаний, которые якобы нужны Джеку (на самом деле ему просто нечем отныне заняться). И Санта тут же с предложением - мы достанем тебе воспоминания, если поможешь. Затем Джек единственный, кто может защитить их, и в принципе он так и ходил бы с ними, но они защищают его от гибели, (не давая его бессознательному реализовать программу), и не дают ему веру детей.

Таким образом сюжет встает намертво, и герой не имеет возможности двигаться ни в одну ни в другую сторону и решать свою проблему.


Джек сознательно и бессознательно заинтересован в побеге от Хранителей, но не в физическом (так как они телепортируются в любую точку мира), а именно в идеологическом побеге. И именно в этот момент Санта совершает ошибку, когда рядом уже нет Песочника, который бы наставил его. Он уступает место лидера Кролику, который к моменту Пасхи настоятельно претендует на него. Ровно через 40 секунд после этого происходит самая глупая сцена во всем фильме:



Случайность? Отнюдь. Неумелое лидерство Кролика меняет атмосферу в команде, если при Санте все сплотились и эффективно решали задачи группы (+ Санта удерживал Джека, который в решении этих задач заинтересован не был), то Кролик делает команду глупее и неосмотрительней. И именно в этом периоде слабости команды, Джек видит свой шанс.

Но так как Хранители не отпустят его, возникает необходимость скомпрометировать самого себя в глазах Хранителей. Воспоминания Джека могут стать неплохим компроматом, поскольку только Кромешник может дать их ГГ. Также необходимо нанести реальный ущерб Хранителям, например, сорвать Пасху. И делать для этого ничего не нужно, только отсутствовать во время сражения. Кстати, прекрасная возможность проучить Кролика, отомстив ему за оскорбление при первой встрече.


Поэтому герой навешивает непомерное количество лести Кролику на уши и исчезает под невинным предлогом. Увидеть его реальные мотивы нам мешает маленькая птичка - шпион Хранителей, под надзором которой Джек покидает команду. Она мешает ГГ, и он рассказывает ей всевозможные сказки: мы сейчас вернемся, у нас есть еще время, я открою клетку твоим друзьям, как только смогу.

Через несколько минут наступит Пасха (уже рассвет), и Кромешник попытается ее сорвать, и… он на полном серьезе собирается разобрать всю эту гору воспоминаний?!


Разумеется, нет. Он тянет время, чтобы пропустить Пасху и надеется наткнуться на Кромешника, либо на воспоминания (компромат), но кроме того приходится делать спектакль для птички. Кромешник, ожидавший его, натыкается на эту скромную актерскую игру, и раскусив его план, показывает ГГ профессиональный спектакль. Его интересы полностью совпадают с интересами героя, поэтому он помогает Джеку достичь своих целей: удерживает его всю битву за интересным разговором и отдает ему воспоминания:

image Click to view



(Мой перевод)
PITCH: …но ты боишься, что подумают Хранители? Ты боишься разочаровать их. Так позволь мне облегчить твой ум насчет одного: они никогда не примут тебя на самом деле.
JACK: Прекрати! Прекрати!
PITCH: В конце концов, ты не один из них.
JACK: Ты не знаешь, кто я!
PITCH: Конечно знаю! Ты - Джек Фрост, сеешь хаос повсюду, также как ты делаешь это прямо сейчас!
*кидает воспоминания Джеку
JACK: Что ты сделал?
PITCH: Намного важнее, Джек, что ТЫ сделал! Счастливой Пасхи, Джек!
Кромешник намекает - это не он подставляет Джека перед Хранителями, но Джек сам пытается разорвать свою связь с ними. После этого мы видим наиболее очевидное подтверждение его словам:



Джек появляется перед Хранителями с компроматом прямо в руках (хотя у него есть прекрасный карман), на вопросы отвечает невнятными извинениями. Кролик, не обладая должными лидерскими качествами и интуицией, выгоняет Джека, обрекая всю команду на неизбежную гибель, а Санта в виду своей дурной привычки пускает это на самотек. Жалко, что нет Песочника подсказать Санте взять лидерство в руки, и замять «ошибку» Джека.

Кромешник получил почти всю свою веру обратно и приходит с потрясающим предложением. Понимая, что есть лишь 2 выхода для героя (он же видел, как Джек буквально лег под его нож в битве), он предлагает ему часть своей, таким огромным трудом добытой веры детей. Просто так!


Однако ГГ не готов двигаться более к своей цели и отмахивается от столь щедрого предложения. Убедившись, что он не может сдвинуть героя к его цели, Кромешник толкает его в единственном оставшемся направлении - дает ничтожный повод для суицидальной программы бессознательного героя, которое хватается за этот шанс, но герой снова выживает.

Вспомним теперь, что проблема данного сюжета лежит (от самого начала его создания) в навязчивой идее включить Джека помимо его воли в эту, проклятую III законом, команду зависимых друг от друга персонажей.

Поэтому ГГ якобы узнает из воспоминаний, что он Хранитель, хотя это в корне не так. Взрослые Хранители имеют веру детей и заботятся о них, чтобы веру не потерять. Джек же сам ребенок, никогда не имел веры детей и заботился только о своей семье. Он чудотворным способом получает веру детей и зачем-то становится Хранителем (об этом подробнее позже), отныне ставя свою веру и физическое состояние в зависимость от них. И завершает повествование, однако сказать ему по поводу усвоенного урока нечего, потому что урока никогда не было!

Так меняется ли герой на протяжении этого повествования?

Вы возможно, не поверите, но несмотря на все усилия обоих сценаристов, в этом сюжете все-таки есть место изменению главного героя! Для того, чтобы увидеть это, вернемся к тому, кто управляет нашим сюжетом. Мойра:



Именно она, богиня судьбы, создала ту самую непреодолимую стену в попытке остановить всех желающих добыть веру детей (Кромешника ей остановить не удалось, он слишком адаптивен к проблемам). Почему героя телепортируют через эту стену? Почему это случилось именно в конце фильма?

Несмотря на сотни сюжетных дыр, на эти вопросы все же находится объяснение. И, как ни удивительно, объяснение это кроется в отношениях Джека и Пасхального Кролика.

Кролик унижает героя, и тот, в свою очередь, низвергает Кролика, преподавая ему отличный урок. Но когда герой видит, как тухнет огонек веры в последнем ребенке, он пытается восстановить веру именно в Кролика, исправить разрушение, которое он принёс. Впервые после начала фильма он начинает двигаться, уже не для своей веры, а для веры в Кролика!

Это единственное изменение, через которое проходит данный персонаж. Он слишком хорошо знает ощущение одиночества и отсутствия веры детей, он прекрасно знаком с последствиями данной проблемы, так как сам медленно умирает из-за неё. И он идет спасать своего недруга.


Никто так и не рассказал ему урок и не дал никакого совета, но вопреки этому, он сам проходит через изменения, таким образом «задабривая» Мойру и разрушая стену для решения собственной проблемы.


Так что вопреки всем нашим сомнениям, Джек всё-таки становится главным героем в тот момент, когда совершает свой небольшой подвиг для Кролика.


Таким образом, Джек проникся сочувствием к своему противнику, осознал свое с ним единство и помог ему. Однако, разве не этого ожидал от него всё это время Кромешник?

Был ли Кромешник на самом деле злодеем, и почему в конце он пытается убить именно главного героя? На эти вопросы я подробнее отвечу в другой раз.

rise of the guardians, jack frost, сюжет, разбор, Ледяной Джек, tina rou, Кромешник, Тина Роу, анализ, pitch black, мультфильм, Хранители снов

Previous post Next post
Up