Итак, сегодня мы окончательно закончим разбор эволюции ГГ, смотря на него через призму Кромешника, а также я отвечу на все вопросы о Кромешнике, которые волновали меня в последнее время. А именно:
· Кто обладает правом давать советы ГГ, и как это право доказать?
· Что представляет из себя адаптивность как средство к выживанию и адекватному восприятию реальности?
· Почему Кромешник хочет убить главного героя (ГГ)?
· Проигрывает ли Кромешник и в чем причины его поражения?
Минутка теорииИтак, что такое легитимность? Обобщенно, это право на что-либо. В нашем случае, это будет право на решение чужих проблем. Отчего же чужих? Начнем издалека: наш главный герой имеет какую-то проблему, которая решится путем внутреннего психологического изменения, или выучивания урока, или принятия совета друга, как вам удобно. Однако для того, чтобы он мог адекватно решить свою проблему, необходимо выполнение нескольких условий:
- Наличие адаптивности (способности совершать внутренние изменения)
- Совет друга должен быть верным. Друг должен верно определить прямую между точками А и Б
Адаптивность либо есть, либо нет, тут все просто. Однако со 2-м пунктом мы должны понимать, что живем в реальном мире, где не все советы полезны и правильны. Но любой человек искренне будет верить, что дает верный совет. Поэтому нам и необходимо понятие «Легитимность в решении чужих проблем». В основном психологических. Иными словами, «Право давать советы». Вопрос стоит в том, кто легитимностью этой обладает, а кто нет.
Вот основные доводы, на которые ошибочно опираются:
· Родственная либо дружеская связь с носителем проблемы.
· Наличие «экспертного мнения» касательно данной проблемы или просто теоритического «понимания» её решения.
§ Включая наличие некого «знакомого», у которого была та же проблема.
· Также мешают превратное понимание проблемы, или обобщение её по внешним, не имеющим отношения к делу признакам, с целью подогнать свою историю под чужую проблему.
Теперь о том, кто же легитимностью на самом деле обладает. И здесь признак всего лишь один:
o Человек лично имел опыт решения абсолютно аналогичной проблемы.
Таким образом мы можем легко осознать крайне ограниченное кол-во людей, способных в решении чьих-либо проблем быть полезными. Но еще более важно учитывать при таком раскладе искаженность восприятия мира человеком, который легитимен этот совет дать. Ибо решение у данного человека есть, но не всегда оно является правильным, единственным или просто истиной в каком-либо роде.
Минутка практики
Мы уже говорили отдельно, что совет Санты (Северянина) для ГГ совершенно бесполезен с точки зрения сюжета. На этот раз заметим другую деталь: проблемой ГГ является отсутствие веры детей, а Хранители никогда не были в подобной ситуации! Свою веру они получили сразу или почти сразу, таким образом никто из Хранителей не может дать дельного совета по решению проблемы ГГ.
Однако есть персонаж, который этот совет может дать. Ещё столетия назад, многократно бившись над получением веры детей, он тоже не преуспел и нашел иной путь для решения этой проблемы. Его веру отобрали Хранители и он может отобрать её обратно! Он разрабатывает новую технологию - обращение снов в ночные кошмары, а также параллельно находит уязвимые места Хранителей, так как согласно III закону, вера отбирается у каждого из них, как только выбывает хотя бы один.
Как же Кромешник доказывает свою легитимность, как ему удается доказать герою, что они на одной стороне? Смотрим на один из ключевых диалогов: (до 1:26)
Click to view
(Мой перевод)
PITCH: Я предполагал, что так может произойти… Они никогда по-настоящему не верили в тебя. Я лишь пытался показать тебе это. Но я понимаю…
JACK: Ты ничего не понимаешь!
PITCH: Я ЗНАЮ что значит изгнанным! …Каково быть без веры, тосковать по семье! Все те годы во мраке я думал: никто, кроме меня не знает, каково это. Но теперь я вижу, что я был неправ. Нам не нужно быть одинокими, Джек! Я верю в тебя и я знаю - дети поверят тоже. JACK: В меня?
PITCH: Да! Смотри, на что мы способны! Что подходит друг другу лучше, чем холод и тьма? Мы можем заставить их поверить! Мы дадим им мир, в котором всё, всё будет…JACK: Кромешной тьмой?
PITCH: …и Ледяным морозом тоже. Они будут верить в нас обоих.
С первого взгляда может казаться, что это злодей оправдывает свои козни и заманивает ГГ в ловушку. Однако если мы имеем дело с хитростью и манипуляциями злодея, то доказать это очень легко - он должен где-то соврать. И тогда нашей главной проблемой станет то, что он не обманывает ГГ ни разу на данный момент. Кромешник действительно весь фильм говорит и показывает герою, что тот не нужен Хранителям и что он не один из них. Кромешник действительно прошел весь долгий путь без веры, он действительно понимает, каково это, и действительно легитимен. Кроме того, он только что добыл большую часть своей веры обратно и задаром предлагает часть её Джеку? А это-то часть какого коварного плана?
Но теперь посмотрим на дальнейшую ситуацию с точки зрения адаптивных качеств персонажей, их способности совершать внутренние изменения.
Главный герой не способен адаптироваться к изменившейся ситуации и это вводит его в конфронтацию с Кромешником. Он отвергает свой единственный шанс, которого он ждал 300 лет - получить веру детей. Если вы предполагаете, что герой не хотел вступать на «сторону зла», перечитайте
отдельный его разбор, где видно, что он не двигается никоим образом интересами детей и добра, но чисто своими интересами.
Кромешник решил проблему веры для себя однажды, и обнаружив в своем многолетнем плане неожиданную деталь - Джека, легко адаптируется к его участию. Но Джек начинает разыгрывать из себя что-то, кем он не является, он перестает быть союзником для Кромешника, к удивлению последнего.
Кромешник поражен и оскорблен отказом ГГ от веры детей.
Кромешник - необычайно умный персонаж, который не раз сталкивался с Мойрой и уже осознал, в какой странной вселенной он живет, поэтому также легко он понимает странные процессы, происходящие в ГГ. Герой не принял хороший, настоящий совет? Что ж… у героя было бессознательное желание подставиться под нож Кромешнику и тот дает герою шанс.
Убивать героя он никак не желает, но необходимо учитывать, что отказавшись сотрудничать с ним, герой встал на сторону Хранителей, потому Кромешник ломает его крайне мощное оружие, спокойно оставляя при этом живым. Наш персонаж не психопат-убийца, хотя надо признать, очень артистичная личность, которая идет в целях выживания весьма на многое, включая убийства. Если бы он убивал героя в той сцене, мы бы нашли хотя бы толику удивления и замешательства в Кромешнике, когда ГГ предстал перед ним «воскресшим из мертвых». Удивление не появляется на его лице, когда выясняется, что Мойра дала своему любимчику за пару минут починить посох, ведь он героя не стремился убить, но его целью была лишь быстрая адаптация к странной перебежке Джека во вражеский лагерь - он обезвреживает ГГ и отправляется сражаться с Хранителями.
Если бы он был бы убийцей без причин, или хоть немного желал, чтобы Джек был мертв, тот был бы мертв.
Итак теперь узнаем, почему Кромешник хочет убить именно Джека
в этой сцене? (до 3:36)
Вопросов довольно много кроется под этой сценой, ведь Кромешник заботился в некотором роде о Фросте, а затем происходит самое интересное: он и Кролик неофициально конкурируют между собой за Джека! И, соответственно каждый из них необычайно оскорблён, когда Джек оказывается не на его стороне.
Начнем с начала. Первоначально оба к ГГ относятся прохладно. Но Кромешник все-таки с интересом воспринимает героя, а Кролик с враждой.
Однако Кролик характеризует Джека, как «надежду», которую он якобы увидел в нем:
Click to view
А Кромешник характеризует Джека как того, кто повсюду привносит хаос.
И вдруг Джек начинает пытаться доказать, что его «центр» - это не привносить хаос, а что-то другое. В связи с чем он исправляет разрушение, причиненное Кролику, и таким образом, как бы снова претендует на то, чтобы быть «надеждой» для Кролика.
То есть, грубо говоря, герой не ищет свой «центр», как думал Санта, он выбирает его! И даже ценой
потери единственного шанса на веру, он пытается доказать, что он «надежда» для своей сестры, для Джейми, для Хранителей и их детей.
То есть по сути, Джек совершает свою единственную перемену и становится героем ТОЛЬКО потому, что Кромешник
рассказал ему, кто он есть, как будто видел его насквозь. И герою не понравилась его собственная сущность, когда он это увидел. Он воспринимает опыт и знания человеческой сущности Кромешника, как вызов, и пытается доказать себе и Кромешнику, что он не тот, кем Кромешник его описал.
Ради этого он становится тем, кем он не является - Хранителем, вызывая этим удивление Кромешника, который весь фильм твердил ему, что они не его компания. Сколько жертв приносится ради всего этого самообмана! Отказ от веры детей, вступление под жестокий III закон, сражение со своим единственным союзником и братание со своим недругом. Почему? Все ради того, чтобы не видеть свой настоящий центр. Джек поднимает взгляд к Луне и восторженно восклицает: Я Хранитель!
В то время как его настоящий «центр» - как верно определяет это Кромешник - это сеять хаос. Нравится это ему или нет.
Практически сразу же после того, как ГГ узнает правду о себе, он отказывается признать свое настоящее место. Но в своем бунте против Кромешника и его взгляда, он проигрывает (*ссылка), и оттого начинает на мгновение
сомневаться в своем бунте и своем видении себя. Тут открываются воспоминания, в которых выясняется, что Джек снова посеял хаос - утопился вместо сестры, навсегда оставив её жить с этим (хотя можно было и НЕ вставать на хрупком льду). Но для себя - он теперь Хранитель.
Так у Кромешника появляется личная обида на то, что Джек предпочел этих безнравственных воришек и самовлюбленных «обладателей веры», ему. Более того! Герой попытался подогнать свою сущность под них, вместо того чтобы вступить на одну сторону с тем, кто всегда по всем признакам был его союзником. И если Хранители - просто воры, преследующие свои интересы, и их Кромешник убивать не пытается (когда это не нужно для дела), то Джек имел все шансы реализовать свои интересы иначе, но откровенно предает Кромешника.
Кромешник просто показал ГГ его сущность и если бы тот спокойно принял себя, а не пошел бы заниматься враньем себе и другим, они стали бы прекрасной командой. И видеть персонажа, которому ты предложил свою собственную веру, в компании твоих врагов, с которой он сливается воедино - очень жестоко и, естественно, Джек должен уйти, тем самым заплатив за предательство. И это становится первым «не вынужденным» убийством Кромешника.
И последний вопрос на сегодня: почему Кромешник проигрывает и проигрыш ли это?
Итак, дети приносят победу Хранителям, и Кромешник обнаруживает, что проект, длинной 4 с половиной сотни лет провалился вдребезги. В чем суть его страха в этой сцене?
От чего в ужасе «Знаток человеческих страхов»? Он бежит сразу же после того, как теряет веру детей и оказывается вынужден провести еще столетия в борьбе с Мойрой, ища новые выходы, разрабатывая новые технологии. Снова кинут, как и в первый раз, можно ли такое простить? Из-за Джека он лишился всей своей веры. Джек посеял хаос. Снова. Но он искренне верит во что-то другое. А Кромешник… Кромешник боится, что на этот раз он уже не выберется.
Проигрыш Кромешника существует лишь оттого, что в борьбе с Мойрой ему не везёт, а Джек, который должен был погибнуть, просто нравится богине. Кромешник адаптивен к ситуациям, даже в проигрышных обстоятельствах, когда любой другой бы уже принял бы «Всё кончено» за истину.
И вся проблема заключается в том, что вселенная фильма стоит в крайне неестественных временных рамках, и в ней пытаются жить нормальные люди с нормальной психикой.
Надо заметить, что проявление «нездоровой бесконечности» - это обычно признак психического отклонения. Именно такого рода фраза есть у Хранителей:
«Пока хоть один ребенок верит, мы всегда будем побеждать страх».Санта сказал какую-то в корне шизофрению, они на 100% проиграли эту войну, этот «последний ребенок» тоже перестал верить, а затем просто столкнулся с совершенно откровенной магией, ровно как и другие дети, и их умение избавляться от ночных кошмаров никак не влияет на наличие страха в мире как такового.
Также и Кромешник, захваченный своим страхом, впервые впадает в это же состояние:
«Всегда будет место страху».Но в его случае, это скорее максимализм в состоянии отчаяния, потому что его парализует страх - вера в безысходность ситуации, что его может уже не хватить на новую войну.
Вопрос для наших размышлений - выберется ли он на этот раз? Или как Джек, он решит, что с него хватит и пойдет на слив?
Ответ зависит во многом оттого, насколько сильно герои погрязли в этой нездоровой вселенной, созданной соответствующими людьми. Я рекомендую почитать 1 и 2 книги про Хранителей Уильяма Джойса, чтобы прочувствовать то ощущение безысходности, которое он вкладывал в свое творчество. Это отражение его психологических процессов, Джойс создает мир, в котором у Кромешника нет шанса на выживание, что бы тот не сделал. Он создает Мойру, он верит в неё, ни один из его персонажей не живет в книгах хорошо и счастливо, потому что предысторию имеет обыкновенно ужасную, а любой хороший конец растворяется в масштабах довлеющей вечности.
И фильм является отражением этой вселенной, также носит в себе те же нездоровые черты. Но именно в наших мыслях существует мир, в котором все случилось иначе.
Этот мир, и как в нем могли сложиться истории этих персонажей, я опишу в другой раз.