Часть 2. В следующей статье разберем главного героя, Джека, и через призму его сюжетной истории раскроем общую картину. Таким образом мы сможем посмотреть немного на Хранителей, однако Кромешника я постараюсь затрагивать в данной части минимально, так как это не тот персонаж, на которого можно смотреть вскользь.
Часть 3. В последней части рассмотрим Кромешника - его взимоотношения с главным героем и придем к полному пониманию сути, скрытой в недрах этой истории.
Вопрос, на который я собираюсь ответить вначале, очень обобщен: что происходит в данном фильме? Поначалу может показаться, что сюжет фильма не поддается логике, но мы начнем с корней и разберем проблемы, тогда постепенно сможем прийти к ппониманию персонажей и их мира.
Итак, основой любого сюжета является прежде всего персонаж. Что же является основой любого персонажа? Его эволюция (Character Arc).
К моему удивлению понятие Character Arc, основа основ любого персонажа, ни разу мне не встретилось в русскоязычном сообществе по неизвестным причинам. Упущение столь важного термина в создании любого сценария, на мой взгляд, может иметь для нашего сообщества неблагоприятные последствия.
Минутка теории Итак, эволюция персонажа дословно переводится как дуга персонажа (Character Arc) и объяснять теорию этого понятия крайне долго и неэффективно, поэтому в моей собственной адаптации оно выглядит так: Главный герой (ГГ) находится в точке А и у него есть какая-то проблема.
Ему надо попасть в точку Б, где эта проблема решена.
Путем крайне сложных математических вычислений понимаем, что самый разумный путь - это прямая :)
Но главный герой (ГГ) обычно не может пройти этим путем, потому что для этого ему надо измениться внутри (усвоить для себя урок, совет), к чему он не готов. Поэтому он двигается в ином направлении.
Однако ближе к концу повествования персонаж понимает, что он не попадет в свою цель, если срочно не изменит направления (обычно в фильме герою дается всего 1-2 шанса попасть в цель). Промахиваться ему нельзя, поэтому он совершает внутренние изменения, необходимые для того, чтобы это направление сменить.
Таким образом получается дуга персонажа. У злодея дуга выглядит немного иначе, обычно он решает ту же самую проблему, но его эволюция неудачна:
Таким образом, различием между ГГ и злодеем является разный подход к решению одной и той же проблемы, а именно наличие (или отсутствие) способности адаптироваться под изменившиеся данные окружающей среды. ГГ обладает этой адаптацией, и это становится залогом его победы и, соответственно, из-за её отсутствия проигрывает злодей.
Минутка практикиТеперь, когда мы знаем, как это работает, рассмотрим эволюцию Джека Фроста, который претендует на звание ГГ в этом фильме:
Нашей проблемой в данном сюжете становится отсутствие потенциально важного для выживания ресурса - веры детей. ГГ пытается самыми разными способами решить эту проблему, но обнаруживает непреодолимую стену между собой и своей целью. В течение 3 столетий он пытается пробиться сквозь нее с разных сторон.
На 300-й год он предпринимает последнюю попытку завоевать веру детей и после этого навсегда оставляет надежду решить свою проблему.
Иными словами, его эволюция останавливается в самом начале фильма, и он более неспособен адаптироваться дальше и решать проблему. Подробнее на Джеке я остановлюсь в соответствующей части, а сейчас смотрим на злодея:
Столкнувшись с аналогичной проблемой, он проделывает тот же самый путь бессмысленных попыток привлечь внимание детей и претерпевает неудачу:
Поняв, что добыть веру детей не получается, он подходит в проблеме с другого измерения: он решает отнять уже добытую кем-то веру. Таким образом, он заходит на проблему с другого угла и успешно решает её.
То есть мы обнаруживаем, что главный герой НЕ обладает необходимой для решения проблем адаптивностью, в отличие от злодея. Хотя должно быть ровно наоборот! По логике можно было бы предположить, что Кромешник - главный герой повествования, а Джек - наоборот злодей.
Но это только первый пазл в головоломке нашего сюжета, и многие уже наверняка задались вопросом: почему герои не могут получить веру детей? Откуда взялась эта непреодолимая стена?
Для ответа на данный вопрос, надо в первую очередь отметить, что над проектом работали 2 сценариста, они же 2 режиссера: Питер Рэмси и Уильям Джойс. Когда я в первый раз анализировала данный фильм, я столкнулась не с одним, а с двумя сюжетами в одном сценарии. Моей естественной реакцией было обозначить один из них как главный, а второй как «подковерный» сюжет, что было не совсем верно.
Базируются оба сюжета на совершенно разных аксиомах, и вряд ли будет возможным полностью разделить их, когда они спаяны в одну историю, но все признаки наличия 2-х сюжетов в этом сплаве присутствуют.
Подковерный сюжет 1. Никогда не конфликтует с главным 2. Находится в той же вселенной 3. Обычно дополняет историю втор. героев Конфликтующий сюжет1. Конфликтует за главенство с другим 2. Может находиться в своей вселенной 3. Содержит историю главных героев
По этим признакам мы имеем 2 конфликтующих сюжета, так как для наших персонажей существуют 2 противоречащих закона:
I. веру детей можно получить самостоятельно II. веру детей можно только отнять у других
Вот пример II закона: Джек и Кромешник перепробовали абсолютно всё в попытке получить этот ресурс самостоятельно и не преуспели. Хотя I закон абсолютно логичен - ребенок может верить, что Санта приносит подарки на Рождество, и в то же время бояться, что кто-то прячется под его кроватью. Одно другому не мешает.
Таким образом, конфликт между Хранителями с одной стороны и ГГ со злодеем с другой не имел бы места, ибо каждый по идее добывает веру детей согласно своим силам и возможностям. Однако учитывая, что конфликт между злодеем и Хранителями должен иметь место, в повествование вводится такой важный элемент, как "Мойра":
Мойра - древнегреческая богиня судьбы, руководствующаяся чисто своими симпатиями, и управляющая сюжетом помимо его законов. Иными словами, на здоровую вселенную с нормальными законами наклеивается II закон, гласящий, что веру своими силами получить невозможно. В результате этого возникают такие сюжетные дыры как: • Джек 300 лет не может получить для себя веру детей, но возродить веру в Кролика ему удается за 2 минуты. • Согласно II закону, дети не могут верить в Кромешника примерно с 1500 по 2012 год, но если, например, ребенок 20 века видит тень на шкафу, или слышит монстра под кроватью, разве он не верит, что все это реально? и т.д.
Кроме того, надо понимать, что Хранители - это персонажи-одиночки каждый со своей верой, которые никоим образом друг другу не нужны, однако в целях создания сюжета вводится III закон - закон круговой поруки:
Если один из Хранителей теряет веру, то эта потеря также распределяется поровну по остальным Хранителям.
Теперь у нас 3 закона касательно веры: I. веру детей можно получить самостоятельно II. веру детей можно только отнять у других III. Хранители отвечают своей верой друг за друга
В этом плане давать клятву Хранителя крайне невыгодно, но мы вернемся к этому позже. Интересно заметить, что сразу после своего появления в этом мире Хранители принялись отнимать веру у Кромешника, пока он не оказался полностью без веры детей. Таким образом, можно предположить, что видимо объем веры детей во вселенной крайне ограничен, и Хранители также не могли её «заработать», опираясь на I закон, поэтому совершили рейдерский налет на веру Кромешника:
И тогда возникает вопрос: разве I закон существует в данной вселенной вообще?
Да, это логично, что разные персонажи могут иметь веру, не мешая друг другу, но пока что мы видели только действие II закона. I закон действительно существует. Мы видим, что Джек в конце фильма самостоятельно получает веру детей (не отнимая её ни у кого), причем это происходит спонтанно и никак не зависит от действий ни одного из 6 персонажей.
Очевидно, антипатия "древнегреческой богини" к главному героя прошла, и она позволила ему решить проблему своей эволюции, хотя он уже, казалось, давно утратил свою адаптивность и перестал решать эту проблему. Таким образом, происходит чудесное «телепортирование» ГГ к его цели.
Имел ли место при этом урок или совет, который он должен был выучить? Изменился ли главный герой, чтобы достичь этой цели? На эти вопросы я подробнее отвечу в другой раз.