Сегодня я вам расскажу о Парензане - единственной железной дороге на дне Средиземного моря.
1. Наша прогулка начинается с городка Струньян (Strunjan). Это небольшой городок в Словении, расположенный на берегу Адриатического моря. Его территория является природным национальным заповедником.
Словения имеет совсем небольшой выход к морю - около 50 км (сравните с 2782 км в Украине). Но буквально каждый участок словенского Приморья поражает своей красотой и нетронутой природой. На мой взгляд, отдыхать тут намного уютнее и ближе к природе, чем в деревеньках французской ривьеры - например в
Рокбрюн - Кап-Мартен или
Ле-Лаванду.
2. В бухте много красивых яхт. Вдоль моря уютно расположились небольшие отели, гостевые дома и ресторанчики.
3. Это легендарные старинные Солины Струньяна. В этих солеварнях добыча соли началась более 1000 лет назад. Словения бережет свое историческое наследие: они работают и до сих пор!
Городок просто утопает в зелени: здесь много садов, парков и виноградников. Есть множество пешеходных и велосипедных маршрутов.
4. Видите эту гору? За ней расположились прибрежные городки Фиеса, Пиран и Порторож.
5. Туда можно попасть либо вдоль моря и поднявшись на гору, либо... через старинный тоннель!
Отправимся в 1902 год. Австро-Венгрия активно развивает военное и промышленное присутствие в полуострове Истрия. Начинает свою работу узкоколейная железная дорога Триест (сейчас это Италия) - Пореч (современная Хорватия). Значительная часть пути проходит по территории современной Словении. Парензана (Parenzana) - так она называлась на итальянский манер, а хорваты и словенцы называли ее Поречанка.
6. Карта Поречанки-Парензаны. Фото с сайта parenzana.com.hr.
Железную дорогу проложили по холмам и долинам вдоль моря. Уникальная узкоколейка связала 33 города Истрии. Нельзя было обойтись без тоннелей и мостов - местность была холмистая и пересеченная. Было построено 8 туннелей, общей протяженностью 1530 метров, 11 мостов и 6 виадуков.
7. Мы пройдем по участку Струньян-Порторож, через тоннель Valeta. Его длина - 550 м. Он прекрасно сохранился. В тоннеле есть освещение.
В те нелегкие времена узкоколейка верно служила местным жителям, способствуя развитию торговли и промышленности. Использовались грузовые и багажные вагоны, а так же пассажирские вагоны 3-х классов. Максимальная скорость движения была около 30 км/час, но на сложных участках снижалась до 8-10 км/час. Это давало возможность неспешно насладиться окружающей красотой и живописностью Истрийского полуострова.
8. Историческое фото паровоза этой узкоколейки. Фотографии с сайта wikipedia.org.
9. Так выглядела станция в городе Копер в 1905 году.
К 1935 году экономическая и политическая ситуация в Италии изменилась, а полуостров Истрия тогда был в составе Италии. Узкоколейка не выдержала конкуренции с быстро развивающимися автомобилями и обычными дорогами. Диктатор Бенито Муссолини принимает решение разобрать Парензану и перевезти ее морем в Африку. Муссолини вынашивал план нападения на Абиссинию (Эфиопию). Там планировались активные военные действия и завоевания. Но корабль с железной дорогой затонул - так закончилась история великой Парензаны.
10. Фото с сайта ilmandracchio.org.
Но воспоминания о легендарной железной дороги не утонули вместе тем кораблем. В некоторых районах и городах до наших дней сохранились старинные вокзалы, станционные сооружения, мастерские, а так же тоннели, мосты и виадуки.
В 2002 году отмечалось 100 лет со днях открытия Парензаны. Правительства 3-х стран - Словении, Италии и Хорватии приняли решение о возрождении этой исторической дороги. Проект называется «Парензана - маршрут здоровья и дружбы».
Сейчас многие участки Парензаны действуют как трасса для велотуризма и пешеходных прогулок. Иногда тут проводятся марафонские велосипедные гонки. Веломаршрут по этой дороге пользуется огромной популярностью у европейцев.
11. Один из виадуков Парензаны в наше время. Фотографии с сайта wikipedia.org.
12. Это сохранившийся поезд в музее Парензаны в городе Копер. На территории полуострова действует множество музеев этой узкоколейки.
13. Другой виадук в наше время. Фото с сайта istria-bike.com.
14. Мы пройдем дальше ...
15. Удивительно - на стенах висят картины.
16. Оказывается, в тоннеле проходит художественная выставка.
Насколько я понял, тоннель довольно популярен, и тут часто проходят разные интересные события.
17. Табличка гласит на трех языках о том, мы находимся в тоннеле узкоколейной железной дороги Триест-Пореч, которая была построена 1902 году.
18. Вот и свет в конце тоннеля. Выход совсем близко.
Мы выходим из тоннеля. В тоннеле прохладно и сыро, а на улице - жара.
19. С этой стороны тоннеля подготовка к художественной выставке идет полным ходом.
20. И вот, мы оказались в красивом городке Порторож (Порт Роз - по-итальянски). Хотя именно розы тут редкость, как пишут многие путешественники. Зато здесь есть отличные пляжи, большие отели, ночные клубы, морские и термальные бассейны, SPA центры и даже казино.
21. Порторож считается самым популярным курортом словенского Приморья. В отличие от тихого и спокойного Струньяна, Порторож - оживленный и шумный. Это адриатический курортный центр с развитой инфраструктурой и большим количеством туристов.
Ну как, вам было интересно?
Читайте еще:
Бад Хофгаштайн - Альпийская жемчужина Самый длинный мост Европы! Патриарший собор Воскресения Хрестового Ле-Лаванду. Франция Крайний споттинг уходящего года Не пропустите интересный пост!
Добавляйтесь в друзья!