По пещерным городам: Успенский монастырь и Чуфут-Кале

May 16, 2012 12:37

Первый день похода по пещерным городам Крыма. Выбрались мы в этот день не так уж и далеко, так как поезд приехал не рано. Да и к жаре и тяжелым рюкзакам нам еще предстояло приспособиться. За оставшееся от дня время нам удалось посетить Успенский монастырь, пещерных город Чуфут-кале, караимское кладбище в Иосафатовой долине, и стать лагерем на Тепе-Кермене.



Вид на гору Беш-Кош с Чуфут-Кале.


В поезде по дороге туда нам попалась замечательная проводница. Не смотря на то что у нас с Толстым были верхние 2-ое и 4-ое места, а у Богача и вовсе боковое верхнее в глубине вагона, проводница убрала матрасы и постели с боковых мест напротив первого купе и разрешила нам на них сидеть. Нижние места на наших полках были заняты мамой и дочкой, которые еще до отправления поезда расстелили на них постели, чем недвусмысленно дали понять, что нам здесь не рады. Не понимаю я таких клуш. И еще о положительных качествах проводницы - половина окон в вагоне было открыта их прикрыли только на ночь и то не полностью. В вагоне было на удивление свежо. По сравнению с поездкой обратно, где я чуть не склеил ласты от духоты, это был просто рай.

Выйдя в двенадцатом часу дня на вокзале в Бахчисарае мы из майского Киева попали сразу в августовский Крым. Жара стояла неимоверная, нещадно палило солнце. Из-за проблем при покупке билетов ближайший час мы провели на вокзале сдавая ненужные билеты, которые купили до того как появились нормальные и не успели сдать в Киеве.

После чего закупились в ближайшем магазине, съели по самсе и отправились на поиски вина. Магазин при вокзале как-то странно сменил ассортимент и нам пришлось прогуляться немного по городу.



Недалеко от старого винзавода обнаружили такой вот раритетный магазин. Впрочем не в нем ни на заводе (который оказался уже не действующим) вина мы не нашли и по совету местных жителей отправились на маршрутке в сторону Ханского дворца. Мой вам совет - идите от вокзала да дворца пешком - это всего километра три, зато не нужно давиться в тесной маршрутке. Которая, к тому же, идет каким-то странными петлями. Сложилось впечатление, что на своих двоих было бы не намного медленнее, но уж точно комфортнее.



Бахчисарай тоже смело можно называть пещерным городом. Вот вам пример использования пещер в ХХI веке.



Недалеко от Ханского дворца мы вышли из маршрутки и забрели в местный ресторан где нам устроили дегустацию целой серии вин. Взяв немного из понравившегося, перебазировались в соседний магазин, где пополнили запасы и закупили воды.

Дальше на веселом ПАЗике доехали до начала подъема к Успенскому монастырю.



Тут, в селе Староселье или по-старому Салачак, скалы уже плотно взяли в тиски долину.


Успенский монастырь был основан в 40-х годах XV столетия при крымском хане Хаджи-Гирее. Скорее всего в благодарность за поддержку оказанную ему местным православным населением в борьбе за независимость ханства от дряхлеющей Золотой Орды.



Уже к концу XV века Успенский монастырь стал резиденцией митрополита и центром православия в Крыму. Его поддерживали как крымские ханы, заинтересованные в покорности православного населения, так и русское правительство, к которому монастырь время от времени обращался за милостыней.



Важную роль сыграл успенский монастырь и при переселении православного населения из Крыма в Северное Приазовье. Он стал центром идеологической подготовки этого "исхода". Тогда более 30 тыс. христиан было вывезено из Крыма на северный берег Азовского моря. Выходцы из Мариам-Дере, ущелья в котором находиться монастырь, основали несколько поселений наиболее значимое из которых со временем превратилось в город Мариуполь, который сохранил в своем названии память о родине основателей.



После исхода христиан монастырь опустел и довольно быстро начал приходить в упадок. Французский путешественник Жильберт Ромм в 1786 году застал тут только одного монаха.

Запустение продолжалось более полувека пока не началось восстановление православных святынь региона для привлечения сюда нового христианского население. Политика такая политика) Торжественное открытие Успенского скита состоялось 15 августа 1850-го года.



Но ничего не вечно под луной - в 1922 году отряд бахчисарайских красногвардейцев разгромил монастырь, который был объявлен гнездом контрреволюционного заговора. Скит был закрыт, а большинство его построек разобрано на камни.



Жизнь в монастыре возобновилась только в 1992 году. И с тех пор в нем не останавливается строительство. С каждым годом монастырские постройки занимают все большую и большую территорию.



Вот и кладбищу воинов умерших в местном госпитале во время Первой обороны Севастополя 1854-55 гг. пришлось потесниться для возведения нового храма.

Долго задерживаться в монастыре не стали. Тем более что кроме пары церквей там посетить ничего больше нельзя. Мы правились в сторону бывшей столицы Крымского ханства Чуфут-Кале, предварительно набрав воды в источнике. Так как ночевать мы собирались на Тепе-Кермене, где нет источника набрать пришлось довольно много. Так чтоб и на попить (по такой-то жаре) и еды приготовить утром и вечером. Вес моего рюкзака удвоился если не утроился. Идти стало особенно весело.

Не доходя немного до входа в город решили пройти по противоположной от монастыря стороне долины обратно в сторону Староселья с там чтобы там найти выход на плато, но не прошли мы и трехсот метров как напоролись на воинствующего монастырского пастуха, который объявил, что мы на хозяйственной территории монастыря и дальше идти нельзя. До ближайшего монастырского сооружения было с пол километра и, напомню, мы находились на противоположной стороне долины относительно обители. Прекрасный пример того, что случится с окрестностями тех монастырей которые только-только начинают осваиваться самозахватствующими монахами. А таких монастырей немало. Процесс самозахвата сейчас в самом разгаре. Рекомендую всем кто хочет посмотреть пещерные города Крыма, но откладывает поездку поторопиться.

Пришлось зайти в город традиционным способом.

Чуфут-Кале.

Первое укрепленное поселение на мысе Бурунчак появилось еще в VI-VIII веках нашей эры. На тот момент оно использовалось местным аланским населением как временное убежище. Постоянно тут практически никто не проживал. Так Чуфут-Кале использовалось вплоть до начала XIV века. Постепенно количество постоянного населения возрастало.

Рассвет поселения приходиться на XV век, когда сюда переносит свою столицу основатель Крымского ханства Хаджи-Давлет-Гирей.

В начале XVI века с изменением политической обстановки резиденция хана переноситься сначала в Салачик, а затем в Бахчисарай. Ханы продолжают использовать Чуфут-Кале в качестве убежища, где ханы могли укрываться во время распрей и внешних нападений. В то время крепость носит татарское название Кырк-Ор, что означает - Сорок замков.

Со временем татары покидают крепость и в ней остается только караимская и армянская общины. К середине XVII века и армяне покинут город. С тех пор город начнут называть его теперешним именем Чуфут-Кале, что означает - Иудейская крепость.

Уже в XIX веке город окончательно пустеет, а его руины привлекают немало туристов.



Дорога ведущая к малым воротам. Два персонажа прямо по курсу - Остапы Бендеры которые продают билеты в провал. А если точнее то, скорее всего, представители ЧП которое помогало в окончательной расчистке сложного гидротехического комплекса у Малых ворот Чуфут-Кале. За неоценимую помощь в уничтожении культурного слоя, благодаря чему теперь сложно датировать комплекс, ЧП получило разрешение на взымание платы за вход. Собственно сам комплекс представляет из себя внушительный выдолбленный в склоне водосборный резервуар. Который имеет пологий вход с одной стороны и колодец с другой.



Колодец водосборного комплекса.

Город разделен на две части: Старый и Новый.



Основной туристический вход в город осуществляется через Малые ворота или Кучюк-Капу, они ведут в Новый город.



Вид на оборонительный комплекс Малых ворот. Справа видны хозяйственные пещеры.



Комплекс пещерного монастыря недалеко от Малых ворот.

От малых ворот в сторону Старого города ведет улица Кенасская. Это ее современное название, как она называлась в период существования города неизвестно.



Улица привела нас к кенассам: Большой и Малой.



Руины мечети XIV век.



Водосборный колодец.



А так он выглядит снизу со стороны плато. В потолке водосборной камеры есть небольшое отверстие которое и выходит в город.



Мавзолей дочери хана Тахтамыша Джанике-ханым XV век. Джанике-ханым была довольно эмансипированной дамой для своего времени и совершила самостоятельное, без мужа, паломничество в Мекку в 1416 году.



Орта-Капу или Средние ворота. Когда-то они были внешними городскими воротами, а сейчас разделяют Новый и Старый город.



За мавзолеем находиться чудесная обзорная площадка.



Когда-то внизу в балке Бююк-Ашлама-Дере находилась резиденция Крымских ханов дворец Ашлама-Сарай.



В одной из пещер.



Чауш-Кабасы или Пещера начальника. Три огромные вырубленные в скале комнаты которые использовались как склады одним из зажиточных жителей города.



Эти подвалы ошибочно называли тюрьмой в которой 21 год провел русский воевода Б.В. Шереметьев. Тюрьма на самом деле находилась совсем в другом месте и была намного более угрюма.



Усадьба караимского писателя и археолога А.С. Фирковича, который помимо писательской деятельности занимался тем, что подделывал даты на надгробьях местного караимского кладбища.



Бююк-Капу или большие ворота, вид снаружи. Они являлись главными воротами города.

Осмотрев Чуфут-Кале мы спустились в Иосафатову долину и пошли в сторону Тепе-Кермена. По пути осмотрев караимское кладбище.



Вход на караимское кладбище в Иосафатовой долине.

Кладбище содержит несколько тысяч надгробий с надписями на древнееврейском языке, которым пользовались караимы в религиозной жизни.





Более современные надгробия на русском языке:


Поднявшись по кладбищу обратно на плато мы попали на дорогу ведущую из Больших ворот Чуфут-Кале в сторону Кыз и Тепе-Кермена. Сразу за ней край плато с которого открывается замечательный вид.

Здесь мы устроили привал:






Вид на поселок научный и Крымскую астрофизическую обсерваторию.



По дороге встретили группу студентов-москвичей которые налегке шли на Тепе-Кермен из Научного. Какое-то время шли с ними вместе, но потом они отстали.



Тепе-Керман и краешек плато Кыз-Кермен вдали.

Богач сказал, что Тепе находиться в долине. Я наивный поверил.


О вот как оно оказалось. Тепе-Кермен расположено на отдельной скале останце, которая возвышается над долиной на 250 метров. Чтоб попасть туда нам предстояло спуститься с одного плато и переть по крутейшему подъему на эти самые метры. Этот суровый подъем под я запомнил надолго.



Скала с которой мы спускались. Нет, не в лоб, в обход конечно, но тоже круто.

На ночевку стали на южном краю плато, недалеко от Зуба Дракона.


На самом утесе, который когда-то был отдельной комнатой, решили не спать. Там красиво но как-то стремно. Шаг влево, шаг вправо - обрыв, а вина у нас с собой было много.

А наутро небо и земля поменялись местами. Но об этом потом.

Предисловие
По пещерным городам: Успенский монастырь и Чуфут-Кале
По пещерным городам: Тепе-Кермен и Качи-Кальон
По пещерным городам: Челтер-Коба и Сюйреньская крепость
По пещерным городам: Каралезская долина и Мангуп
По пещерным городам: Челтер-Мармара

Далі буде...

Чуфут-Кале, Крым, Бахчисарай

Previous post Next post
Up