ДИТЯ ПЕРЕМЕН. Моя политическая автобиографияI. Школьные годы чудесные
(1) (2) (3) (4) (5)II. Смерть коммуниста
(1) (2)III. Гонки на лафетах
(•)IV. "Из всех искусств для нас важнейшим..."
(1) (2) (3) (4)V. Информационная лавина
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8)VI. Выбор (1) - настоящий выпуск
По мере того, как разворачивалась избирательная кампания по выборам народных депутатов СССР, до меня постепенно начинал доходить смысл состоявшейся летом 1988 года партконференции. Становилось ясно, что это было не просто мероприятие из серии "красиво поговорить", - похоже было на то, что партия всерьёз начала процесс передачи власти выборному органу, пусть сама процедура выборов была при этом обвешана целой кучей разных номенклатурных примочек, обеспечивавших прохождение во власть "нужных" людей. Суть санкционированной XIX партконференцией и реализованной внеочередной сессией Верховного Совета политической реформы состояла в следующем.
В брежневскую Конституцию были внесены изменения, в соответствии с которыми верховной властью в Стране Советов наделялся специальный орган - Съезд народных депутатов СССР. Общая численность этого громоздкого форума устанавливалась в 2250 депутатов. Причём 750 из них избирались по территориальным округам, нарезанным исходя из примерного равенства числа избирателей, а ещё 750 - по национально-территориальным округам, обеспечивавшим равное представительство от всех союзных республик (т.е. и 900-тысячная Эстония, и 150-миллионная РСФСР имели равное число депутатов по "национальной" квоте), плюс выделялось определённое количество мест для автономных республик, областей и округов. Таким образом, благодаря сложной системе квотирования национально-территориальных мандатов в полной мере учитывалось навороченное ещё Сталиным национально-государственное устройство СССР.
Но скандальнее всего формировалась последняя (last but not least) треть депутатского состава: 750 депутатов должны были стать представителями так называемых общественных организаций, список которых был утверждён законом о выборах, а количество депутатских мандатов на каждую организацию квотировалось от 100 для самых больших и толстых (партия, профсоюзы, колхозно-кооперативные организации) до 1 для экзотических вроде обществ филателистов или спасения на водах.
Закон о выборах был опубликован в декабре 1988 года и сразу же, ещё до начала избирательной кампании, оказался подвергнут дружной обструкции со стороны "демократической" прессы как раз за эту самую квоту "от общественных организаций", через которую непременно должна была пролезть во власть вся самая что ни на есть замшелая номенклатура. Справедливости ради следует отметить, что мало в каких общественных организациях из утверждённого списка выборы прошли на альтернативной основе. На съезды, конференции и пленумы, как правило, выносились списки кандидатов, численно соответствующие выделенной квоте и сформированные руководящими органами "организаций" старым проверенным кулуарно-номенклатурным способом. При этом - вот примета времени! - в номенклатурно составленных списках значилась далеко не одна лишь номенклатура. Например, по квоте от КПСС народными депутатами были избраны не только все члены Политбюро от Лигачёва до Яковлева, но и такие видные прорабы перестройки, как Чингиз Айтматов и Святослав Фёдоров.
Ну, а там, где выборы оказались хоть сколько-нибудь альтернативными, творилось интересное. Конференция Академии наук СССР забаллотировала возвращённого два года назад из горьковской ссылки и воздвигнутого за это время "демократической" прессой на котурны академика Сахарова. Получилось довольно забавно: в застойные времена Академия ответила неожиданным отказом на предложение властей лишить Сахарова звания академика - теперь, в перестройку, она же отвечала отказом на предложение избрать его в народные депутаты. Сахарову предлагали выдвигаться на довыборах по одному из многих удобных территориальных округов, где он был бы легко избран, но он непременно хотел избраться от Академии наук, и, поскольку после основных выборов оказалась заполнена не вся квота, он выдвинулся повторно и после беспрецедентного давления прессы выборщики АН СССР избрали-таки Сахарова народным депутатом.
И всё-таки выборы от общественных организаций оказались далеко не самыми смешными и интересными в избирательной кампании 1989 года. Население от этих выборов было практически отрезано. А ведь главной задачей политической реформы было привлечь население к участию в формировании структур власти. Поэтому самое интересное творилось в округах.
Выборы по округам тоже не были прямыми и свободными. К этим выборам тоже была прикручена хитрая номенклатурная примочка. Выдвижение кандидатов было простым. Правом выдвижения кандидатов - причём неограниченного их числа - обладали собрания (конференции) трудовых коллективов, общественные организации (в лице своих республиканских, краевых, областных и даже районных и городских органов) и собрания избирателей по месту жительства численностью не менее 500 человек. Однако не все выдвинутые таким образом кандидаты непременно попадали в бюллетень для голосования. Закон наделял окружные избирательные комиссии правом созывать так называемые окружные предвыборные собрания, задачей которых было определить, кто из выдвинутых в данном избирательном округе кандидатов достоин регистрации и включения в избирательный бюллетень. Формировались эти собрания мутным номенклатурным способом - из представителей трудовых коллективов, общественных организаций и собраний избирателей по месту жительства, причём персональный состав окружных собраний определялся избирательными комиссиями, предпочитавшими действовать в тесном контакте с исполкомами местных Советов. Утверждённые окружными собраниями списки кандидатов допускались к выборам. Выборы признавались состоявшимися при условии явки на них не менее половины зарегистрированных избирателей. Избранным считался кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого абсолютного большинства голосов, назначалось повторное голосование, причём в бюллетень включались два кандидата, набравшие в первом туре относительное большинство голосов по сравнению с другими кандидатами, а избранным считался тот из них, кто при повторном голосовании набирал простое большинство. Если же в бюллетень на основных выборах включались только один или два кандидата и ни один из них не набирал более половины голосов пришедших на выборы избирателей, выборы считались несостоявшимися, и назначались повторные выборы с новым выдвижением кандидатов.
Чем ближе к назначенной дате выборов - 26 марта 1989 года, - тем народ всё сильнее втягивался в происходящее. Процедура выдвижения кандидатов была облегчённой, кандидатов выдвигали много (в основном, конечно, трудовые коллективы - там было проще в рабочее время организовать народ, - но и собрания избирателей по месту жительства тоже проводились), а избиркомы, конечно же, пользовались правом созыва окружных собраний почти повсеместно. Кажется, лишь в нескольких московских и ленинградских округах окружные собрания не проводились, и комиссии принимали решения регистрировать всех выдвинутых кандидатов - получались длинные списки по 10-15 человек. В подавляющем же большинстве случаев окружные собрания созывались и - после зачастую весьма бурных обсуждений - сокращали списки кандидатов, достойные попадания в бюллетень, до двух, а то и до одной, фамилий. Тем самым номенклатура на местах, желая приблизить процедуру выборов к хорошо известной и привычной аж со сталинских времён, на деле нередко добивались прямо противоположного эффекта, провоцируя самоорганизационные процессы в обществе.
Каким же, спросите вы меня, образом? А вот каким.
to be continued