Русский авторитаризм...

Jan 12, 2014 11:43


      В четверг закончились новогодние каникулы, но я, по причине гриппа, сумел оттянуть наступление "момента истины" еще на пару дней. Но работа все равно меня настигал - срочно, в к понедельнику было приказано написать статью и сдать ее. Вчера весь день ломал голову, чтобы такого написать, и к вечеру осенило - а, собственно, зачем изобретать ( Read more... )

размышлизмы, история в России сегодня

Leave a comment

egir January 12 2014, 12:12:13 UTC
"И никто на «просвещенном» Западе не обратил внимания на парадокс - русские «рабы», которые не могут обойтись без ярма, «опьянены своим рабством» и неспособны ни к каким самостоятельным действиям без царской воли, тем не менее, отказались признавать иноземное владычество ( ... )

Reply

thor_2006 January 15 2014, 11:05:01 UTC
Временные рамки Боярской Думы, в которые мы ее поставим - естественно это время последних Рюриковичей. И если мы возьмем эти рамки и посмотрим что там происходит, то происходят любопытные вещи. С одной стороны, конечно "жаловать своих холопей мы вольны, а и казнити их вольны же". И что же? Иван Грозный пытается реализовать это свое право, и что-то не сильно у него получается. В казни то он волен, но не слишком - чтобы обрести эту самую вольность, он был вынужден пойти на чрезвычайные меры - учредить ту самую опричнину (да и то, учредив опричнину, он все равно казнит, похоже, с разбором, не просто потому, что ему так захотелось - есть повод-следствие-суд, пусть скорый и неправый, но суд-казнь). Но при этом Иван все равно чувствует себя неправым и вынужден каяться. Опять же, жаловать и казнить волен - но бояре и прочие "роословные" люди не особенно то и боятся казни. Если боярин полагает, что его назначение ему "невместно", то он от него отказывается, и даже Иван Грозный признает их это право и принимает в расчет их доводы. И ведь не ( ... )

Reply

antoin January 18 2014, 19:39:32 UTC
Ох несчастна страна, в которой даже "чудеса" остаются в рамках нормального обычая…

Reply

thor_2006 January 19 2014, 04:38:59 UTC
А вот не соглашусь - terribl'евы чудеса выходили за рамки "старых, добрых обычаев", и сам Terrible это осознавал, откуда и его постоянные колебания туда-сюда-обратно. Но это мое сугубое ИМХО. ;)

Reply

antoin January 19 2014, 07:59:53 UTC
Ммм, а выше же - "Tyrann при всех его "чудесах" все же не выходил за рамки традиции и обычая,"
Но вот отсутствие выступлений конечно интересно. Те же Тюдоры жили в состоянии постоянного сопротивления (при этом крупные восстания - это эксцессы, обычно до крови не доходило - народ собирал пару сотен вооружённых людей, и с ними начинали договариваться лорды).

Reply

thor_2006 January 19 2014, 10:46:21 UTC
И здесь еще вот такая деталь - мужики тогда, даже и жившие в поместных и вотчинных землях, были вооружены чуть ли не поголовно, и даже огнестрелом, и смирных характером явно не отличались - чуть что, бились боем лучным, ручным и вогненным за свой интерес. А вот массовых выступлений против власти Tyrann'a не было. Парадокс. :( Может, он их резонатором Гельмогольца облучал (и сюда дотянулся проклятый усатый вождь северных эбису из своей кирпичной могилы)! ;)

Reply

antoin January 19 2014, 12:33:43 UTC
А ответ, скорее всего, кроется в том, насколько затрагивал он быт простого человека. Вот написал бы кто о жизни небояр: как налоги затрагивали, как легко можно было трудом до богатства дойти и т.д. Прусскую ж казарму тоже отлично терпел народ, получая взамен определённые плюшки вроде справедливых судов.

Reply

thor_2006 January 19 2014, 14:57:32 UTC
Вот и выходит, что до поры до времени простых людишек гнев царский не затрагивал. Но до поры до времени, а когда стал прижимать (во 2-й половине 70-х гг.), людишки сперва побежали, а потом и прижим вроде бы как закончился со смертью Tyrann'a.

Reply

itzpapalotl_tm January 21 2014, 18:51:55 UTC
Нннуууу насчет службы, это, кстати, сложный вопрос :)
Это берется все мужское население определенного социального слоя, начиная с 15 лет и практически по глубокую старость либо тяжелую инвалидность, и обязывается постоянной военной службой. На всю жизнь! Варианты "а если я не хочу / не имею отношения к областям, где идет война / вообще не чувствую в себе призвания к военной службе / болен, но не являюсь явным калекой / стар, но еще таскаю ноги / единственный кормилец семьи" и т.п. не рассматриваются. Ну да, за эту службу оно, это сословие, получает поместья, которыми владеет, между прочим, до тех пор, пока владелец поместья служит. Но московские великие князья легким движением руки обязали службой и родовую знать, у которой были вотчины - родовые земли. И вообще явно стремились превратить вотчины в поместья.
Да это советские 2 года военной службы отдыхают на фоне такого режима :)
То есть это, конечно, с одной стороны не рабство, а с другой стороны... свободой это, мягко говоря, тоже трудно назвать.

Reply

thor_2006 January 22 2014, 12:36:07 UTC
Ну так можно и не служить, заделаться казаком... Правда, тогда и отношение к тебе будет соответствующее, не как к человеку...

Reply

itzpapalotl_tm January 22 2014, 20:39:04 UTC
А вот, собственно, с какого рожна? Вот есть у человека вотчина, земля, унаследованная им от предков. Он имеет на нее такие же наследственные права, как царь - на свои государственные земли и власть. Почему он должен еще и всю жизнь положить на то, чтоб воевать за этого царя, когда его, например, черт несет воевать в Прибалтику?

Reply

thor_2006 January 23 2014, 07:20:38 UTC
И в самом деле - на кой? Сиди себе смирно в вотчине, челядинов (кстати, а откуда они возьмутся, если в ту же Ливонию не сходить?) эксплуатируй и плюй свысока на поучения отцов-прадедов (ты ж умнее их), доставивших тебе эту вотчину своим потом и кровью на государевой службе: "Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди - и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя". "Честь", "доброе имя" - это все химеры, выдуманные Tyrann'ом, чтобы оправдывать свои злодейства и эксплуатацию невинных вотчинников...

Reply

itzpapalotl_tm January 23 2014, 09:48:21 UTC
Не, тут Тиранн как раз ни при чем, этот порядок не он придумал. Правда, в его исполнении это особенно смачно выходило: воевода ему, значит, сызмала в походах, к старости посечен-прострелен (хорошо, если не вовсе калека, и не в старости, а гораздо раньше), воевода ему Судьбищи, Рязань или Молоди, а он его потом казнит с семьей. Вот где счастье-то, честь и смысл жизни. "Мужик пришел к успеху ( ... )

Reply


Leave a comment

Up