Русский авторитаризм...

Jan 12, 2014 11:43


      В четверг закончились новогодние каникулы, но я, по причине гриппа, сумел оттянуть наступление "момента истины" еще на пару дней. Но работа все равно меня настигал - срочно, в к понедельнику было приказано написать статью и сдать ее. Вчера весь день ломал голову, чтобы такого написать, и к вечеру осенило - а, собственно, зачем изобретать ( Read more... )

размышлизмы, история в России сегодня

Leave a comment

thor_2006 January 15 2014, 11:05:01 UTC
Временные рамки Боярской Думы, в которые мы ее поставим - естественно это время последних Рюриковичей. И если мы возьмем эти рамки и посмотрим что там происходит, то происходят любопытные вещи. С одной стороны, конечно "жаловать своих холопей мы вольны, а и казнити их вольны же". И что же? Иван Грозный пытается реализовать это свое право, и что-то не сильно у него получается. В казни то он волен, но не слишком - чтобы обрести эту самую вольность, он был вынужден пойти на чрезвычайные меры - учредить ту самую опричнину (да и то, учредив опричнину, он все равно казнит, похоже, с разбором, не просто потому, что ему так захотелось - есть повод-следствие-суд, пусть скорый и неправый, но суд-казнь). Но при этом Иван все равно чувствует себя неправым и вынужден каяться. Опять же, жаловать и казнить волен - но бояре и прочие "роословные" люди не особенно то и боятся казни. Если боярин полагает, что его назначение ему "невместно", то он от него отказывается, и даже Иван Грозный признает их это право и принимает в расчет их доводы. И ведь не казнит, Tyrann, но устраивает суд, причем не сам судит, но создает комиссию боярскую и все такое прочее. Тирания, однако...
Конечно, Боярская Дума представляла интересы своего "сословия", но разве кортесы, сейм, риксдаг, генеральные штаты или парламент с рейхстагом представляли интересы всего населения? Вплоть до последнего мужика?
Степень контроля - да, это тот еще вопрос. Но сам по себе формуляр свидетельствует что "Государь указал и бояре приговорили" и "По государеву указу бояре приговорили". Как к этому относиться? Принимать это за чистую монету или опять таки, за представление, комедию? Проблема в том, что, судя по всему, Московия не "юридическое" общество, и многое в нем строилось по обычаю, согласно традиции, а не по писаному закону. А как уловить границы компетенции Думы если они, эти границы, в законе четко не фиксированы, а определяются традицией и тонким зыбким балансом между монархом и Думой? По-моему, в этом и заключается коренная разницы между Европой и Московией - грубо говоря, там "закон", а здесь - "обычай"... Свидетельствует ли это о примитивности и архаичности московского общества? Не знаю. С точки зрения европейца - безусловно, а если на это с другой стороны, неевропейской точки зрения, посмотреть? И, похоже, что во многих случаях "обычай" надежнее регламентировал права и обязанности и монарха, и бояр, и прочих подданных московских государей, нежели "закон" (я не говорю, что это хорошо и лучше, чем на Западе, я просто констатирую факт - в том смысле как это мне представляется на сегодня). Опять же, чем можно объяснить "тишину" при Грозном и "бунташность" при Тишайшем? По-моему, тем, что Tyrann при всех его "чудесах" все же не выходил за рамки традиции и обычая, а вот Тишайший решился переступить эти рамки и получил в ответку.
А вот с тезисом относительно "сдачи" определенной толики "старины" в обмен на спокойствие и "тишину" я, пожалуй, и соглашусь. Все-таки московское общество формировалось в несколько иных обстоятельствах, нежели, предположим, французское.

Reply

antoin January 18 2014, 19:39:32 UTC
Ох несчастна страна, в которой даже "чудеса" остаются в рамках нормального обычая…

Reply

thor_2006 January 19 2014, 04:38:59 UTC
А вот не соглашусь - terribl'евы чудеса выходили за рамки "старых, добрых обычаев", и сам Terrible это осознавал, откуда и его постоянные колебания туда-сюда-обратно. Но это мое сугубое ИМХО. ;)

Reply

antoin January 19 2014, 07:59:53 UTC
Ммм, а выше же - "Tyrann при всех его "чудесах" все же не выходил за рамки традиции и обычая,"
Но вот отсутствие выступлений конечно интересно. Те же Тюдоры жили в состоянии постоянного сопротивления (при этом крупные восстания - это эксцессы, обычно до крови не доходило - народ собирал пару сотен вооружённых людей, и с ними начинали договариваться лорды).

Reply

thor_2006 January 19 2014, 10:46:21 UTC
И здесь еще вот такая деталь - мужики тогда, даже и жившие в поместных и вотчинных землях, были вооружены чуть ли не поголовно, и даже огнестрелом, и смирных характером явно не отличались - чуть что, бились боем лучным, ручным и вогненным за свой интерес. А вот массовых выступлений против власти Tyrann'a не было. Парадокс. :( Может, он их резонатором Гельмогольца облучал (и сюда дотянулся проклятый усатый вождь северных эбису из своей кирпичной могилы)! ;)

Reply

antoin January 19 2014, 12:33:43 UTC
А ответ, скорее всего, кроется в том, насколько затрагивал он быт простого человека. Вот написал бы кто о жизни небояр: как налоги затрагивали, как легко можно было трудом до богатства дойти и т.д. Прусскую ж казарму тоже отлично терпел народ, получая взамен определённые плюшки вроде справедливых судов.

Reply

thor_2006 January 19 2014, 14:57:32 UTC
Вот и выходит, что до поры до времени простых людишек гнев царский не затрагивал. Но до поры до времени, а когда стал прижимать (во 2-й половине 70-х гг.), людишки сперва побежали, а потом и прижим вроде бы как закончился со смертью Tyrann'a.

Reply


Leave a comment

Up