Про Шарли, Реформацию и II Ватиканский Собор

Jan 20, 2015 17:03


Несколько дней как поговорил с одной своей умнейшей знакомой, до сих пор хожу под впечатлением. Я задался вопросом, что правильнее и этичнее - валить вертикаль страха изнутри или снаружи? И она сказала мудрое: "Изнутри всегда правильнее. Как минимум - экологичнее. Реформация была более травматична, чем Второй Ватикан". Какое справедливое замечание ( Read more... )

мысли

Leave a comment

Comments 7

(The comment has been removed)

thomas_cranmer January 20 2015, 14:34:31 UTC
Патриарх Никон соединил очень сложные и несовместимые штуки. С одной стороны, действительно, Реформация, просвещение, брожение умов. С другой, сам реформатор - непросвещенный деспот и папист. Никоновская Реформация, думаю, это некоторое уникальное явление, возникшее из соединения ярких личностей патриарха и царя с переломным для России временем. А вот Большой московский собор, который Никона низложил, - это как раз классический реформационный собор, да. Под контролем светской власти, направленный против московского папства, примерно направленный в сторону просвещения, отрицающий авторитеты прошлого (Стоглав в первую очередь). Ну и вообще, греки, при всем их авантюризме, хоть как-то дух Ренессанса сюда протаскивали.

Reply

(The comment has been removed)

thomas_cranmer January 20 2015, 17:22:17 UTC
Вы пишете очень хорошо и справедливо, и это не оффтоп ( ... )

Reply


almadorus January 20 2015, 15:16:47 UTC
имхо в те времена религия играла как бы так сказать "чрезмерно центральную роль". следовательно и серьезные изменения в религиозных системах имели тяжкие и далеко идущие последствия. а мы живем в секулярную эпоху - так что изнутри или снаружи уже не имеет такого большого значения... как говорится всем ПОХ :)

Reply

thomas_cranmer January 20 2015, 17:40:59 UTC
Ну, и тогда ведь тоже религиозный лозунг служил прикрытием для вполне мирских целей. Не из-за мессы же, право-слово, вела войны Екатерина Медичи, которая мессу видала реже иных протестантов. Воспринимать европейские Религиозные войны как именно войны религий - это даже не упрощение, а просто противоречие с исторической правдой. Католические короли Франции убивали протестантов во Франции - но при это фактически спасли протестантизм как явление в Империи. Папское государство также было жизненно заинтересованно в выживании протестантских княжеств, и в конце концов Рим был взят и разграблен армией католического императора, состоявшей из наемников протестантов.

Также и сейчас. Не важно, какую роль религия играет на самом деле. Важно, что ее можно превратить в молоток, если надо. Так вот, чтобы этого не было, ручку хорошо бы заранее отпилить, а ударную часть переплавить на шпильки.

Reply


thrasymedes January 20 2015, 21:46:47 UTC
Мне кажется, использование религии в качестве политической идеологии как раз происходит после десакрализации

Reply

thomas_cranmer January 20 2015, 21:52:20 UTC
Ой, бросьте! Религию в качестве политической идеологии со времен фараонов используют, когда каждая букашка была пресвятой. Собственно, хорошо оформленная религия - это и есть политическая идеология в готовом виде. Сакрализация, думаю, - это вообще не неотъемлемая часть религии, а сопутствующее явление, выгодное власти для защиты от народа. Ведь помазанника Божия или царя-жреца чуть сложнее укоротить на башку, чем какого-то президента. Тут смелость нужна, а то ведь и молнией прибить может.

Reply


Leave a comment

Up