Miles Davis "Big Fun" - 1974 (rec. '69 - '72)

Aug 27, 2019 11:29


По всей видимости, неуспех On The Corner здорово выбил Майлза из седла, поэтому для того, чтобы выпустить новый студийный альбом, в 1974 году Тео Масеро оставалось только обратиться к архивам - благо их у Майзла было более чем достаточно. Основу этой увесистой виниловой компиляции составляют записи, сделанные Дэвисом и его бандой в интереснейший период между Bitches Brew и Jack Johnson - замечательно, что они являются особенными, не похожими ни на один из этих дисков. В противоположность названию и развесёлой обложке, это очень сдержанная, сосредоточенная музыка - более приглушенная и минималистичная, чем Bitches Brew, но лишенная фанкового грува Jack Johnson. На "Lonely Fire" Майлз как будто во мраке ночи поддерживает и постепенно раздувает небольшой костёр, а "Recollections" Завинула напоминает медитацию; присутствие на ряде треков ситара и индийской перкуссии еще в большей степени приближает эту музыку к оригинальному формату "джазовой раги" - однако содержащей в себе не только развитие, но и яркие музыкальные темы.

Да, композиционная часть - еще одна сильная сторона этих треков, потому что в отличие от других работ Майлза электрического периода, в большей степени построенных на импровизациях, созвучиях, ритмах и грувах, треки рубежа 69/70 гг, вошедшие на этот альбом, очень композиторские, что приближает их, с одной стороны, к таким работам Майлза и Гила Эванса, как Sketches Of Spain, с другой, не побоюсь этого слова, к камерной классической музыке. В этом смысле особенно сильное впечатление производит открывающая альбом 27-минутная (!) "Great Expectations" Дэвиса и Завинула. Она построена на одной и той же форме, планомерно повторяемой несколько раз подряд - развивающейся и набирающей силу, чтобы затем затухнуть практически в тишину, нарушаемую лишь мерными призвуками электрического ситара. Кажется, что факир Майлз последовательно гипнотизирует кобр, медленно поднимающихся из корзины, покачивающихся и постепенно расправляющих свои диковинные узорные капюшоны; или же в звуковой темноте медленно выдувает из своей трубы, один за другим, гигантские мыльные пузыри, каждый из которых переливается всеми цветами радуги, чтобы затем, достигнув трудновообразимого размера, лопнуть и дать место следующему.

"Big Fun" - один из тех случаев, когда CD-версия оказывается интереснее виниловой - и без того внушительный виниловый двойник на CD расширен на сорок с лишним минут. Бонус-треки "Recollections", "Yaphet" и "The Little Blue Frog" помогают воссоздать то, что могло бы стать еще одним великим и очень цельным потерянным альбомом Майлза. С другой стороны, пара треков с оригинальной версии альбома ощутимо выпадают из общей картины. На "Go Ahead John" Тео Масеро слишком интенсивно щелкает переключателями и практически гробит прекрасное соло Маклафлина. А фанковый номер "Ife", записанный сразу после "On The Corner", привносит разнообразие, но всё же принадлежит к совсем другой эпохе. Да, было время, когда каждый следующий год в дискографии Майлза приносил то, что можно было назвать новой эпохой.

miles davis, fusion, альбомы

Previous post Next post
Up