Miles Davis "(A Tribute to) Jack Johnson" - 1971

Jul 29, 2019 14:00


Майлз и продюсер Тео Масеро продолжают эксперименты по скрещиванию джаза с роковыми ритмами на обширных звуковых пространствах - снова получая блестящие результаты. В отличии от бурлящего всевозможными звуками и ритмами " Bitches Brew", этот альбом выдержан в более минималистичной манере: есть простой ритм, и есть инструменты, которые поочередно солируют на его фоне. Это приближает «Джека Джонсона» к формату альбома “ In A Silent Way”. Как и там, на каждой стороне пластинки здесь присутствует по одной композиции. Как и там, очень большое значение здесь имеет воздух, пространство между инструментами, которое Масеро заставляет звучать, добавляя в саунд альбома массивное эхо и создавая эффектную звуковую панораму.

Масеро выступает здесь в роли гипнотизера с маятником: на единый стержень мерного, рессорно покачивающего фанк-рокового шаффла композиции “Right Off” (Хендерсон, Кобэм и Маклафлин) он нанизывает импровизации Майлза и саксофониста Стива Гроссмана и (уже почти ушедшего) Херби Хэнкока. Это заметно более энергичная музыка, чем на “Silent Way”, но сходство подходов очевидно: и тот факт, что в середину этой концентрированной композиции Масеро вклеил разряжающий, очень пустынный фрагмент прошлогодних сессий записи того альбома, представляется вполне явным заявлением. Актером второго плана, который переигрывает главную звезду, здесь является Джон Маклафлин. Его очень вольные фоновые аккордовые импровизации часто оттягивают на себя внимание от основного соло. Но главного туза из рукава он вытягивает в финале - хитровыдуманный рифф, который умудряется сохранять свойства отличного рок-риффа даже при каком-то заковыристом, совершенно параллельным основному ритму размере. В этот момент композиция, которую раньше можно было бы назвать соул-джаз-фанком, приобретает отчетливые роковые черты; «Тему Джека Джонсона» фактически сочинил Маклафлин.

Вторую сторону занимает значительно более расслабленный номер “Yesternow”. Здесь Майлз и его команда совершают то, что можно назвать исследованием звукового пространства этой обширной композиции. Осторожными движениями они пробуют, отступают, нащупывают путь и неспешно продвигаются вперед. Еще один фрагмент "Silent Way", внезапно возникающий на их пути напоминает мираж, возникающий над бескрайним горизонтом в расплавленном воздухе.

Альбом прекрасен, и нельзя недооценивать роль продюсера Тео Масеро, который фактически выступает в роли скульптора - он придает форму исходной звуковой массе, обеспечивая развитие, драматургию, разрядки и кульминации; получается не просто запись игры музыкантов, а совершенно особенный арт-продукт. В итоге, “Jack Johnson” - это прекрасно сыгранный и прекрасно записанный (и прекрасно смонтированный!) альбом, не требующий от слушателя серьезной подготовки или знания джаза. Здесь нужно просто расслабиться, включиться в простой ритм и начать получать удовольствие; воображение начнет работать само. Это очень психоделическая пластинка, в которой фанка больше чем рока; прямо-таки "Papa was a Rollin' Stone" джазовыми средствами.

miles davis, fusion, альбомы, john mclaughlin, 1971

Previous post Next post
Up