Как будет развиваться автомобильный дизайн - сказать не менее сложно, чем предсказать развитие, скажем, музыки или живописи. Однако, в отличии от многих других видов искусства, автодизайн не являет собой свободный полет мысли творца, а подчиняется в первую очередь нуждам инженеров и технологов. Например, большую часть автомобильной истории фары были круглыми - чисто технологическое ограничение. Затем они стали прямоугольными, а потом уже треугольными и просто бесформенными - это уже изыски дизайнеров. Сейчас, при появлении светодиодной оптики, фары могут сделать еще один финт - стать очень маленькими. Впрочем,
здесь я писал, почему этого не произойдет.
Поэтому частично предсказать изменения в дизайне всё-таки можно, зная тенденции в технологиях. Сейчас на повестке дня экология и экономия. Значит, в первую очередь дизайнеры озабочены аэродинамикой автомобиля. Снизив коэффициент аэродинамического сопротивления на 10%, мы снижаем средний расход топлива на 2%. Уменьшение сопротивления в два раза - это 10% экономии горючего. Весьма нехило.
Давно известна оптимальная с точки зрения аэродинамики форма тела - её принимает падающая вода. Повторить эту форму - нет проблем. Автомобиль в форме капли создан, но ездить на дурацкой трехколесной чебурашке дураков нету. Пацаны же засмеют!
У дизайнеров и конструкторов стоит, таким образом, задача - сохранить привычный покупателю вид автомобиля и при этом улучшить его аэродинамику. Приходится идти на невидимые глазу хитрости. Например, закрыть всё днище обтекателем. Снизить клиренс на пару сантиметров (уменьшится площадь фронтальной поверхности). Колеса закрыть сплошными колпаками. И так далее.
А еще в самое ближайшее время совершенно точно появятся закрывающиеся решетки радиатора. Удивительно, невероятно просто, почему раньше никто до этого не додумался. Решение простейшее, лежит на поверхности, стоит копейки - но никто этого не делал. Отверстия в радиаторной решетки и в бампере нужно закрывать! Аэродинамика от этого улучшается очень серьезно. Дело в том, что 25% всех аэродинамических потерь приходится на внутренние потоки. То есть на тот воздух, что попадает в машину через отверстия в передке, проходит через моторный отсек со всеми его агрегатами, частично - через салон, и выходит непонятно где. Полностью перекрыть отверстия, разумеется, нельзя - они нужны для охлаждения двигателя, АКПП, и так далее. Но чем больше скорость, тем меньше может быть площадь отверстий - радиаторы достаточно охладятся и узким потоком воздуха.
То есть, чем больше скорость - тем большее количество отверстий в передней части машины можно закрыть, и тем лучше будет обтекаемость, а значит, и экономичность машины. Другой фактор - всё больше машин могут ехать с заглушенным ДВС, только на электричестве. Для электродвигателя охлаждение почти не нужно, поэтому электромобиль может обойтись без радиаторной решетки вообще, как этот знакомый нам Volvo C30 в электрическом исполнении:
Здесь еще обращаем внимание на сплошные диски - это система рекуперации, тоже плюс к аэродинамике. А охлаждать такие тормоза нужно меньше.
Да, у гибридов и EV нужно охлаждать аккумуляторы. Но стоят они, как правило, под задним сидением и воздух для этого вентилятор подсасывает из-под заднего бампера, что для обтекаемости только в плюс. Гибриду же вентиляция нужна время от времени. Короче, в радиаторной решетке и бамперах знакомых нам машин появятся управляемые электроникой жалюзи. Выглядеть это будет вот так:
Запомните мои слова - через пять-десять лет все новые машины так и будут выглядеть. Не только гибриды. Более того, aftermarket-жалюзи можно будет поставить на уже купленные машины (под решетку). Один из плюсов этого решения - зимой автомобиль быстрее прогреется. Да, для сохранения привычного внешнего вида жалюзи могут быть и просто черными матовыми - будет почти незаметно, но их наличие станет модным, и их перестанут скрывать.
Интересно, что силовой агрегат на топливных элементах, наоборот, требует существенно больше охлаждения. Поэтому знакомый нам передок Nissan X-Trail в водородном исполнении обогатился дополнительными прорезями для вентиляции.