Автомобильные вирусы.

May 25, 2010 11:26

Чем дальше в лес - тем страшнее жить. Всё меньше остаётся сфер жизни, обходящихся без компьютерного участия. Компьютеры управляют воспламенением смеси в цилиндрах вашего автомобиля, управляют отоплением в ваших домах, управляют планетоходом Opportunity на Марсе. Управляют с помощью сложных программ, написанных человеком. А мы прекрасно знаем: то, что один человек сделал, другой всегда сможет сломать.



Вместе с компьютеризацией к нам подбираются и вирусы. Начинает страдать и автомобильный мир. В 2005 году 13 заводов Chrysler на 50 минут остановились из-за вируса Zotob. В 2008 году информационные щиты в Техасе вдруг стали сообщать «Впереди зомби!». В 2009 году видеоэкран на Садовом кольце начал транслировать порнуху. Чуть ранее лондонские водители, найдя под дворником штрафную квитанцию и введя адрес с квитанции в браузере, скачивали себе троянов. В 2005 году представитель BMW заявил, что не исключает теоретической возможности заражения автомобиля вирусом. Команды Формулы 1 уже давно используют антивирусы для программного обеспечения, на котором работают болиды.



Читатель может спросить: но почему за последние 40 лет вирусов не появилось? Я отвечу - в 1970-х годах, когда появились первые инжекторные моторы, память в блоке управления была типа ROM, то есть read-only. Туда нельзя было закачать ничего - а том числе и вирусы. К 1990-м автомобильные ECU усложнились и стали работать на флеш-памяти. Появился чип-тюнинг. Но поменять программу можно было, только получив прямой доступ к ECU. Например -подключившись проводом к диагностическому разъему. Понятно, что злоумышленника никто не пустит под капот. Да и максимум, чего можно было добиться, испортив ECU - это запоротого мотора. Проще уж сахара в бензобак накинуть.
Однако с развитием технологий автомобили получили беспроводную связь - GPS, WAP, Bluetooth, WiFi. А с ней и возможность получать что-то плохое извне. Правда, пока только в музыкально-навигационную систему, но не в систему управления. Однако, сейчас появились и системы, которые позволяют апгредить ECU с помощью вставленного в магнитолу специального фирменного DVD.
А компьютеры получают всё больше власти над автомобилем. Nissan GT-R сам видит, когда вы приехали на гоночную трассу (Fuji Speedway, Monza, или там Brands Hatch) и отключает ограничитель скорости. Ford Fiesta сам может скачивать по интернету новые программы для бортовой развлекательной системы. Audi A8 2011 имеет встроенную точку Wi-Fi, а еще использует постоянно обновляемый Google Earth для своей навигационной системы. Система китайского авто Roowe 350 работает на Google Android. Toyota разработала собственную операционку для своих машин. Уже очень многие автомобили имеют электронную педаль газа, а некоторые могут сами также и тормозить, и рулить. VW Passat и Toyota Prius, например, умеют сами парковаться. Все компании спутникового слежения позволяют дистанционно блокировать машину.



И несомненно, это только начало. Рано или поздно автомобилями можно будет полноценно управлять дистанционно. Например, система SARTR (замечательная штука, сделаю отдельный пост) именно это и предусматривает. За рулём можно будет выспаться в пути от Москвы до Питера. Автомобили-роботы пока слишком глупы (хотя уже дрифтить научились), а вот дистанционно управляемые автомобили уже вполне могут ездить - проблема здесь не в технологиях, а в законах. Я бы вот на сервис, на заправку и мойку машину одну отправлял, без себя. И в гараж пусть сама едет.
Всё это, разумеется, несёт в себе потенциальную угрозу. Что может наделать вирус - мы видели в фильме «На крючке» (Eagle Eye). Параноики могут начинать бояться прямо сейчас. А более циничные люди могут спросить Евгения Касперского - сколько он собирается заработать на автомобильных антивирусах?
Пока Лаборатория Касперского - единственные, кто объявил о существующем автовирусе. В 2005 году они сообщили, что в автомобилях Lexus, возможно, что-то такое есть. Информация тогда не подтвердилась. Но я очень хочу приехать на июньскую конференцию по безопасности (пройдет, не поверите, в Урюпинске) и лично задать Евгению Валентиновичу несколько вопросов:
- что лично он думает о вирусных угрозах для машин?
- знает ли он о докладе Университетов Калифорнии и Вашингтона на конференции IEEE на прошлой неделе, в которых содержится инструкция «как хакнуть автомобиль»?
- как именно Лаборатория Касперского сотрудничает с командой Scuderia Ferrari F1? Неужели на самом деле пишет антивирусы для болидов?
Previous post Next post
Up