Числительные.

Jun 24, 2009 11:32

Есть ли какая-нибудь информация о числительных в языках, развившихся без информации о десятичной системе счисления? В русско-латинском словаре найденные мной числительные, похоже, возникли уже после перехода с римских цифр на арабские. А что было раньше? Какие числительные использовались при шестидесятиричной ситсеме счисления ( Read more... )

question

Leave a comment

Comments 37

jozhiki_pyzhiki June 24 2009, 07:49:36 UTC
В мансийском раньше была семеричная.

Reply

udmnews June 24 2009, 08:17:54 UTC
Почему вы так думаете?

Reply

jozhiki_pyzhiki June 24 2009, 08:18:59 UTC
Потому что так в грамматиках написано, по крайней мере. Реликты какие-то остались типа "сто" - большая семерка у них вроде.

Reply

udmnews June 24 2009, 08:21:10 UTC
Ну да, яныг сат. Но, по-моему, совершенно недостаточное основание для столь далеко идущих выводов.

Reply


udmnews June 24 2009, 08:18:49 UTC
В русско-латинском словаре найденные мной числительные, похоже, возникли уже после перехода с римских цифр на арабские.

Что-что? :)))

Reply

potan June 24 2009, 08:50:54 UTC
Ну, например, числительные типа 70 явно происходят от числительных типа 7.

Reply

udmnews June 24 2009, 08:58:29 UTC
Естественно, и римские/арабские цифры тут ни при чём: в том же упомянутом выше мансийском языке 70 -- это тоже 7*10, как и в куче других языков, никак в своём развитии влиянием римских или арабских цифр не затронутых.

Reply

potan June 24 2009, 10:16:53 UTC
Такое словообразование означает "выделенность" числа 10.
Возможно в мансийском до знакомства с десятичной системой и слова для числа 70 не было.

Reply


veverica_e June 24 2009, 08:26:34 UTC
А какая именно Вам информация нужна о числительных в языках таких культур?
В баскском языке до сих пор используется система, при которой за основу берется 20 (как количество пальцев). Ну и, соответственно, тридцать звучит как 20 и 10, пятьдесят как 40 и 10 и т.д.

Reply

dumalkin June 24 2009, 08:38:00 UTC
Да и в самом обычном французском так же.
Восемьдесят - четырежды двадцать.
А вот шестьдесят - это отдельное слово.
А семьдесят - шестьдесят и десять :)

Reply

potan June 24 2009, 08:57:12 UTC
Меня больше интересует обратная задача - как нестандартная система счисления может повлиять на культуру и вписаться в язык. Например, можно ли упростить понимание отрицательных и комплексных чисел, изменив язык - то есть разработать систему числительных для исскуственного языка.

Reply


навскидку huzhepidarasa June 24 2009, 09:13:08 UTC
Re: навскидку potan June 24 2009, 10:07:03 UTC
Да, конечно.
Но там мало интересного. Даже симметричные (уровновешенные) системы не рассмотрены.

Reply

Re: навскидку huzhepidarasa June 24 2009, 11:17:30 UTC
видимо, они не встречаются в природе

Reply

Re: навскидку potan June 24 2009, 11:24:08 UTC
Троичная симметичная использовалась в компьютере "Сетунь".

Reply


(The comment has been removed)

fregimus June 24 2009, 10:49:05 UTC
> независимо друг от друга могли быть изобретены только системы счисления, построенные на основе 10 и 20.

Ай! Неправильный вывод. Пальцы-то все разные…

Reply

(The comment has been removed)

fregimus June 24 2009, 11:11:34 UTC
Нет, это лингвистический факт. Известно множество не десятичных систем счисления. Прочитайте ниже мой ответ.

Reply


Leave a comment

Up