Оскар и Розовая дама

Mar 11, 2009 14:32

Эта небезызвестная постановка, пересмотренная мной недавно, натолкнула меня на размышления вот какого толка. Где грань, между спекуляцией и искусством? Вот взять этот спектакль (и книгу), что это такое? Он трогает, слёзы вышибает на каждой пятой фразе у женщин и на каждой 10 у мужчин, держит в напряжении все 3 часа, вызывает бурю эмоций и у ( Read more... )

Наблюдения, Мнения

Leave a comment

Comments 11

kot_ru March 11 2009, 20:38:03 UTC
Ответ на Ваш вопрос - сне логики или алгоритмов.
Вы посмотрели постановку и можете решить, была ли это банальная манипуляция или искусство. Я тоже смогу, если посмотрю.
Правда, есть маленький секрет: подлинное искусство должно вызывать ощущение сопереживания, хоть чуть-чуть перехватывающее горло. Тогда это эстетично и имеет отношение к искусству.

Reply

tehhi_karamir March 12 2009, 07:21:05 UTC
Я бы не сказала, что сопереживание перехватывающее горло это признак искуства. Когда рушились Башни Близнецы я плакала. И это не было искуство, это был документальный телерепортаж в прямой трансляции. И сопереживание вызванное художественным произведением основано на этом же - на том что творец силой своего талланта заставляет зрителя поверить, что это может происходить на самом деле.

А то, что реально происходят умирающие от лейкимии дети я знаю и без всяких таллантливых творцов, и у меня как у человека, женщины, а в особенности матери от самой этой идеи горло перехватывает стоит мне о ней хорошенько подумать секунд 5.

Reply


alkeos March 12 2009, 09:02:26 UTC
Спекуляция бередит то, что уже есть, тревожит осиное гнездо разума. Спекуляция не меняет человека, лишь заставляя его проявлять те или иные черты более или менее активно. Искусство живое, и как живое созданное оно может создавать новое, обогащать человека новыми мыслями, идеями, чертами характера.

Из этого уже видно, что грань между одним и другим провести невозможно: то, что является искусством для одного, будет слабой спекуляцией для другого.

Reply

tehhi_karamir March 12 2009, 09:09:02 UTC
Постой, но ты же сам во всём стремишься к поиску универсальных принципов, общих правил.

Reply

Я примерно так вижу. alkeos March 12 2009, 13:44:52 UTC
Я как раз объясняю деление с позиции принципа. Это принцип центра. Звучит он примерно так: Всегда есть центр, и сила приложенная к нему дает максимальный результат. Центр - точка управления, из которой проще всего управлять процессом.

В нашем случае искусство - то, что воздействует непосредственно на центр. Внешние проявления такого воздействия могут быть незаметны и как правило не эффектны, но очень эффективны, поскольку перестраивают структуру. Результат воздействия проявляется не сразу, но затрагивает структуру.

Спекуляция воздействует только на периферии, за счет этого ее воздействие ярко и заметно, но бесследно проходит, ничего не меняя в человеке и не добавляя ничего нового.

Общее здесь - механизм воздействия, а не оценка - хорошо или плохо, искусство или спекуляция. Между периферией и центром еще много точек, на которые можно воздействовать, так что никогда нельзя сказать однозначно А или Б, не добавляя например фразы "для меня".

Reply

Re: Я примерно так вижу. tehhi_karamir March 12 2009, 15:08:41 UTC
Это с точки зрения субъекта восприятия, о том как объект воздействует на него. А я о классификации объектов. Её не обязательно строить на одном единственном признаке - типе воздействия на субъект.

Reply


cadushka March 12 2009, 09:29:20 UTC
Ужасно не люблю когда слезы из меня выбивают коленом под дых, поэтому прочитав аннотацию на этот спектакль сразу решила, что это не для меня. И передачу Жди меня (или как она там называется) не смотрю по этой же причине.

Reply


akatik_jr March 12 2009, 13:43:15 UTC
Тэххи, ни спектакль, ни книгу я не смотрела-не читала, но свое мнение выскажу. Это спекуляция, причем довольно жестокая. Давай вкратце перескажу наиболее частый сюжет подобных произведений: главный герой, полный мечт и желаний, совершенно нежданно узнает, что у него рак. Первое время лечение дает результаты, надежду, плохое самочувствие и выпавшие волосы, но главное надежду. Потом прооисходит резкое ухудшение, и он решает - главное добиться мечты, от рака я уже все равно умру. И умирает. Зритель в слезах и светлой печали - да, рак неизлечим, но мечту выполнили. Таких сюжетов масса, от первого шедевра "Достучаться до небес", до совсем недавнего "Сыграть в ящик", "Время танцевать" и тьмы малоизвестных про умирающих детей, взрослых, отклонения от сюжета довольно незначительны. Это не искусство, это довольно точный расчет на удар по самым больным точкам людей ( ... )

Reply

tehhi_karamir March 12 2009, 15:10:27 UTC
И не смотри, а тем более не читай.
Спасибо за мнение, твоё в этом вопросе особо ценно. Не думала с этой точки зрения.

Reply


triply_ku March 13 2009, 08:32:28 UTC
а мне вот кажется, что по-разному бывает ( ... )

Reply


Leave a comment

Up