Третья, заключительная часть. Получилось дюже длинно, но постоянные читатели уже знают что краткость - моему таланту никакая не сестра.
Период ползанья может оказаться самым сложным временем. Могут возникнуть трудности из-за того, что ребенок уже умеет ползать, но не умеет стоять и ходить. Ему может оказаться скучно подолгу сидеть в шезлонге, а ползанье по полу не позволит наблюдать и участвовать во многих ваших делах - слишком большая дистанция от пола до стола, а готовить на полу ну совсем не удобно =)
Задача может несколько упростится, если ребенок уже сидит в детском стульчике (помним, что сажать ребенка в стульчик можно только после того, как он научится садиться самостоятельно?) За своим столиком он может делать всё вместе с вами и это может быть очень интересным.
В этот период вам возможно придётся дробить домашние дела на ещё более мелкие отрезки. И предоставлять ребенку больше свободы на полу, давать ему в качестве игрушек домашнюю утварь, некоторые продукты. Зато уборка станет проще - не надо перемещать всюду за собой шезлонг с младенцем. Можно привлечь ребенка к мытью пола, вытиранию пыли, перебиранию вещей в шкафу, стирке и даже пересадке цветов и многому другому. Когда ребенок сам может перемещаться за вами по комнате, ему гораздо интереснее наблюдать за вашими манипуляциями с дастером или пылисосом. Особенно если вы не забыли, какая у вас главная цель, а какая побочная и общаетесь с ребенком, показываете и рассказываете ему то, что делаете. В этом возрасте можно уже и учить что-то делать самостоятельно. Не с целью использования детского труда в хозяйстве, до этого ещё ооочень далеко =). А с целью научить новому навыку, развить моторику, интеллект, навыки сотрудничества - в общем с целью вырастить и воспитать вашего чудо-человека.
Трудности связанные с активностью и подвижностью ребенка могут быть компенсированы его развивающимся интеллектом и моторикой - он уже гораздо лучше понимает ваши объяснения, его проще будет увлечь речью и он лучше обращается с предметами и больше может сделать сам. И чем дальше тем больше эти навыки будут развиваться.
Когда ребенок сможет уверенно стоять - начнётся буквально новая жизнь. Прямохождение освободило руки и это стало огромным прорывам в эволюции человека. Тоже верно и для отдельно взятых маленьких хомо сапиенсов. Научившись стоять, он может забираться на стул и, встав рядом с вами, у вашего рабочего места получить гораздо больше возможностей для совместного взаимодействия.
Если вы используете основной принцип и вместо поиска способов как можно быстрее и эффективнее покончить с домашними делами при ребенке, займётесь поиском возможности приспособить эти дела в качестве игры или учебного пособия для него - вы сами найдёте множество способов, пригодных для условий вашей семьи и вашего дома. Вот несколько общих советов.
Мытьё посуды - увлекательнейший для малыша процесс, хотя вам придется подготовиться морально (посуду теперь придётся мыть доооолго и не удобно) и физически (снимите с ребенка кофту, а может и штанишки, и приготовьтесь вытереть большие лужи после совместного труда). За то это очень интересно для малыша. Кроме того полезно для моторики и нервной системы (игры в воде и в мелком песке успокаивают и укрепляют нервную систему).
Выше уже говорилось, что малышу можно дать инструменты, скажу ещё одно - влажные салфетки можно использовать не только на детских попах =) Этими маленькими удобными тряпочками дети могут активно и с удовольствием помогать маме убираться, и они всегда под рукой.
Резать самостоятельно еду нормальным ножом ребенок ещё долго не сможет, но он может поучаствовать и в этом. Во-первых просто наблюдая и слушая вас. Во-вторых он может и помочь вам - собрать порезанные вами овощи и уложить из на сковородку или в кастрюлю. Если в кастрюле уже кипит суп ребенок может собрать овощи в мисочку или вам в ладошку, а вы уже сами переправите куда надо. Кстати детская любовь к перекладыванию предметов по разным ёмкостям и переливания жидкостей тоже на руку вам в организации совместного хозяйствования и развлечений с детьми. Фасоль, фигурные макароны, овощи и фрукты - всё это может стать игрушкой для ребенка.
Можно дать ребенку картофелину или морковку и сервировочный нож для масла, тот что с пилочкой. С одной стороны это вроде взрослый нож «как у мамы», а с другой он не опасен, максимум что ребенок сделает - оцарапается. «Какой кошмар! Какая безответственность!» скажет кто-то читая эти строчки. Не соглашусь. Нельзя обойтись без ушибов и царапин, это нормально и нужно ребенку для собственного развития. Он учится не только на ваших уроках, но и на своих действиях, на ошибках в том числе. Вы никогда не объясните ему в теории что такое «остро» или «горячо», почему нельзя бегать не глядя под ноги или врезаться головой в стенку. Без собственного опыта он будет этого избегать только в одном случае - будучи выдрессированным . Избегать опасность потому что она опасна, а не потому что мама будет сердится, он будет только имея внутреннее понимание. И вот тогда он будет действительно защищён - он сам себя защитит. Но это похоже тема отдельной статьи, а мы вернёмся на кухню.
Ещё одно веселое и полезное дело - разобрать сумки (или корзину коляски) с продуктами которые принесли из магазина мама и папа. Оставьте сумку в коридоре, подавайте малышу покупки по одной и просите нести на кухню. И не забывайте хвалить его за помощь и подбадривать. Так же можно наводить порядок в квартире прося отнести ту или иную вещь с спальню или детскую, положить на стол или в ящик. Или наоборот принести из кладовки маме швабру и совок. И не забывайте с самого начала приучать малыша к уборке своих игрушек. Одного раза в день перед сном будет вполне достаточно, не переусердствуйте. Но об этом пожалуй тоже надо писать отдельно.
Ещё одно об уборке: огорчайтесь беспорядку и радуйтесь чистоте (только не обвиняйтё ребенка в беспорядке - чувство вины плохой стимул). Именно вы учите ребенка что хорошо и приятно, а что плохо и противно. «Ой-ой-ой, смотри какая у нас тут грязюка! Фу, как противно, на полу всё набросано, бяка-бяка! Давай-ка быстренько уберёмся и будет у нас чисто и красиво!» показывайте мимикой и интонацией своё отношение к бедламу. «Смотри как теперь стало хорошо и уютно!» - подчёркивайте радость чистоты и порядка.
И не забывайте волшебные слова. Самые главные из них «Давай!», «мы», «пожалуйста» и «молодец» («спасибо» тоже хорошее слово, но смысл его ясельному малышу не уловить, ток что основное пока что - похвала, а не благодарность). Вам следует не приказывать ребенку, а просить или предлагать сопровождая свои слова приглашением «Давай мы» или вежливой просьбой «сделай, пожалуйста». Вы же хтите научить человека сотрудничать и самостоятельно стремиться к порядку, комфорту, получая радость от труда, а не подчиняться воле сильного или обстоятельствам.
Какие-то дела по готовке, а особенно по уборке, возможно будет удобнее делать и без ребенка, несмотря на все описанные тут и придуманные вами подходы. Старайтесь сделать эти дела тогда, когда ребенок самодостаточен и в хорошем настроении, например, сразу после его кормления или после прогулки, в то время когда малыш увлёкся какой-то игрой или кто-то может помочь вам с ребенком. Избегайте оставлять работу по дому на детский сон - вам тоже нужно своё время, и пока малыш спит вам надо заниматься только тем, чем вам ХОЧЕТСЯ. Вы не обслуга большого семейства, вы - его душа. Не говоря уже о том. что в конституции РФ за каждым гражданином закреплено право на отдых =)
В заключение хочу заметить, что совместные дела с ребенком это не просто способ прожить эти несколько первых трудных лет, чем-то занять чадо и как-то накормить мужа. Это способ воспитать гармоничную личность. Если ребенок почувствует, что это не просто игра, а какое-то полезное для вас, для семьи дело - он будет не только увлечен, но и удовлетворен своей значимостью для семьи, своей ценностью. Быть полезным своей семье, близким - одна из базовых потребностей и она есть прирожденно у каждого ребенка, но современные условия жизни и представления о воспитании зачастую эту потребность гасят, отстраняя ребенка от какого бы то ни было труда или полезной деятельности на первые 2-4-5 а то и 7 лет. Это как ни что иное способствует формированию единоличничества, потребительского и эгоистичного отношения, разобщенности с окружающими и негативного, тягостного отношения к какой бы то ни было работе, труду, делам. Но если дать этой потребности гармонично развиться, так же как вы заботитесь о развитии речи или мелкой моторики, или правильном развитии кишечника на грудном вскармливании, то ребенок вырастет. Он будет уметь налаживать и удерживать отношения, уметь сотрудничать и ценить то, что для него делают другие, будет использовать для дел и работы свою добрую волю и своё собственное желание, а не принуждение каких-то внешних обстоятельств, чувство долга или или стыда.
Удачи вам и вашим детям, люблю, целую, ваша Я =))
Первая часть Вторая часть