В двух частях не получилось - даже внутри ясельного возраста есть несколько совершенно особых возрастных групп. Так то пойдём сначала:
Речь пойдёт о детях, которые ещё не умеют ползать. Не думайте, что ваш ребенок ещё слишком мал для совместных дел по хозяйству. Даже самого маленького кроху, лежащего в шезлонге можно развлечь кухонными делами. Чем луковица или картофелина хуже дорогой игрушки от «Тинни-Лав»? При маме, нацеленной на ребенка - ничем не хуже. Рассказывайте и показывайте малышу всё, что делаете. Именно показывайте и рассказывайте ему, а не между делом через плечё. А это значит устройтесь на кухне с ребенком так, что бы в первую вами ему ему было удобно играть вот в эти замечательные игрушки. Поставьте шезлонг прямо на стол, за которым готовите или на стул рядом, если габариты позволяют это сделать безопасно. Продумайте размещение на вашей кухне так, что б вам было удобно общаться с малышом. Возможно придётся изменить некоторые привычки, например готовить не за рабочей поверхностью кухонной мебели, а за обеденным столом. Если вам удобно воспользуйтесь слингом, если нет - шезлонгом.
Показывайте и рассказывайте что делаете. Лучше не увлекаться сложными объяснениями, а больше внимания уделять интонации, эмоциональным восклицаниям и паузам - вы не должны говорить безумолку, ребенку надо дать время что-то уложить в голове, запомнить, обратить внимание. Сплошная безумолчная речь действует на мозг совсем иначе, чем обращенная предметная речь с выразительными паузами, даже с чисто физиологической точки зрения. Первая как бы гипнотизирует, рассеивает внимание, вторая - стимулирует самостоятельное мышление. По этому используйте паузы в логичных, выразительных местах. «Гляди-ка, я режу морковку ножом и из одной морковки получилось две!» и говоря это покажите ему и процесс и результат, дайте в ручки половинки морковки, а тем временем порежьте другую.
Дайте ребенку потрогать и познакомится со всеми продуктами (если у него нет специфических аллергий, разумеется) и с инструментами, которыми вы работаете. Если он попробует что-то съесть не страшно, он не съест столько что б навредить своей диете, а если съест значит эта диета ему уже не нужна - у него уже есть зубы и он умеет жевать, он уже дорос до «человеческой» пищи. Дайте ему какие-то из рабочих инструментов, а другие покажите сами: «Какой у мамы острый нож!» скажете вы и потрогаете пальчиком ребенка кончик ножа - «Видишь как остро, колется! Осторожно!» А ложечкой он может и поиграть. И между делом режете, чистите, моете, смешиваете.
Уборка более скучный для такого маленького ребенка процесс, особенно если вы нацелились вымыть за один приём пол во всей квартире. Принять участие в этом малыш не сможет, а наблюдать одно и то же ему будет скучно. Что бы сделать уборку с ребенком комфортной легче использовать слинг или кенгурушку, тогда малыш будет больше вовлечен в процесс. Если эти приспособления вы не можете взять на вооружение - перемещайте ребенка за собой в шезлонге или на коврике. (Но упаси вас боги класть при этом ребенка на кровать или диван! Только на пол, в манеж, в специальный шезлонг, слинг или носить на руках).
Дробите крупные уборочные дела на части, что б ребенок не успевал заскучать. Ориентируйтесь по его настроению, а не по плану уборки, когда чего и сколько должно быть сделано. Заранее будьте готовы прерваться в любой момент. Природа раздражения кроется в том, что нас отвлекают от того, что мы делаем и хотим доделать. Что б не раздражаться на ребенка/себя/хозяйство держите в голове основной принцип - я занимаюсь ребенком, а не уборкой. А уж от этого дела ваш ребенок вас отвлечь никак не может =)
Так же как и при готовке показывайте и рассказывайте ребенку, что вы делаете. Показывайте так, что бы ему было видно и понятно. Вытерли пыль - дайте ему тряпочку пусть увидит и потрогает на ней полоску мокрой пыли со шкафа.
Удобно иметь под рукой тряпочки, салфетки, щётки которые не используются с токсичной химией (рабочие это инструменты или вы заведёте специально для ребенка дубликат - не важно, но я за первый вариант, уж очень уважаю Вильяма нашего Оккама =)). Можно давать их ребенку во время того, как вы занимаетесь аналогичной работой. Пока для ознакомления, а позже он и сам будет что-то ими делать вместе с вами, подражать вам, а ещё позже - помогать.
Ребенок воспринимает удивительным то, чему вы выказали удивление. А интересным то, чем очевидно заинтересовались вы. Именно вы учите ребенка что смешно, а что страшно, что любопытно, что странно, а что занимательно. Вы, своим отношением. Используйте это, когда показываете ребенку что-то из ваших рутинных домашних дел. Посмотрите на выжимание тряпки в ведро со стороны 3-х месячного малыша - это вам всё понятно и за столько лет уже надоело. А ему удивительно - он ещё ничего не знает, вообще ничего. Но что б он удивился вы должны направить его взгляд и эмоции в нужном направлении. Без вас он не научится обращать внимание на то, как много в мире всего интересного. А это очень важное умение на всю жизнь, особенно на время такого шаткого и опасного подросткового возраста - дети «попадают в дурные компании» в основном от скуки, от не умения занять себя чем-то более интересным, чем отираться по подъездам. А скука - результат не развитой любознательности.
Но мы отвлеклись, вернёмся к уборке с малышом. «Смотри, что мы сейчас будем делать - вот у мамы мокрая тряпка, я её закручу раз-раз-раз и из неё потечёт водичка, прямо в ведро» и делайте это так, что б ему было видно. «Куда водичка потекла?» - задавайте вопросы и ставьте паузы. Он не поймёт пока смысла, но уловит напряжение момента, ваше ожидание его реакции, будет вовлечен в процесс взаимодействия с вами. Правильной интонацией, словами и поведением можно и 2-х годовалого ребенка замотивировать с интересом смотреть, как мама банально мешает горячую кашу в тарелке. Да и десятилетку можно без труда увлечь этой ерундой, приложив каплю фантазии =)
Кстати, многие мамы жалуются на недостаток фантазии - «я не знаю чем с ним заняться». И большинство из них при этом наговаривают на себя, имеют ложную установку на свою якобы приземленность, безнадёжную и незыблемую как Кремль. Может сейчас с ходу ей и не приходит в голову гениальная идея, но это не константа, это переменная. И её можно переменить =) Фантазия, как и всё остальное - «орган» тренируемый. Немного усердия, небольшой толчок извне (методика, книжка, примеры), верная внутренняя мотивация и дело пойдёт, и фантазия разовьется. Конечно не каждому дано стать гением в искусстве или инженерии, но развить фантазию достаточно что б без труда находить занятия для себя и малыша под силу каждой из нас. Надо только в себя верить и любить себя.
Дальше будет о ползающих детях и о человечках прямоходячих, некоторые особенности. Но основное направление мысли вы наверняка уже уловили.
Первая часть Третья часть