Сегодня в моем обзоре еще один город, расположенный на берегу Боденского озера. Этот город, пожалуй, самый непривлекательный среди городов Боденского региона, а немцы и вовсе называют его уродливым. Причина в том, что в результате бомбардировок союзников во время Второй мировой, две третьих городских зданий были стерты с лица земли в том числе был полностью уничтожен старый город. После войны восстанавливать исторический вид города не стали, на это просто не было средств, а людям надо было где-то жить, поэтому город отстроили заново простыми домами-коробками без архитектурных излишеств. Сегодня в этом городе нет интересной архитектуры, нет узких уютных улочек с множеством деталей, нет всего того, чем примечательны другие курортные города побережья Боденского озера. Но есть история, благодаря которой город имеет свое лицо и свою фишку - ведь он является родиной дирижаблей (или как их называют в Германии - цеппелинов) и этот мотив активно используется для придания городу идентичности и узнаваемости. Ну и расположенность на берегу Боденского озера тоже скрашивает общее архитектурное уныние Цеппелинштадта.
В этом посте я покажу город в семидесяти фотографиях, а там уже каждый для себя решит насколько Фридрихсхафен хорош или плох?
01. Сердцем города является здание музея дирижаблей, тут же расположен пассажирский порт и автобусная станция. На площади перед музеем установлена детская площадка с цеппелином.
02. Так выглядит самый центр города. Послевоенная архитектура вряд ли способна вызвать хоть какие-то эмоции. Ни восторга, ни отвращения. "Городская башня" (City Tower) - самое высокое здание в центре города и его главная доминанта.
03. Раньше мне казалось что панельные многоэтажки в центрах городов строили только в социалистических странах Восточной Европы, теперь вижу, что и в западной Германии грешили подобными экспериментами. Правда, тут как раз тот случай, когда панелька явно не испортит окружающий пейзаж.
04. В конце городской набережной есть кусочек старого Фридрихсхафена - дворец с примыкающей церковью. Эта территория находится во владении династии Вюртембергов и для посещения недоступна.
05. Зато всем желающим доступна десятиэтажная обзорная площадка, с которой открываются красивые виды на Боденское озеро и менее красивые виды на центр города.
06. Решетчатое ограждение на верхнем уровне обзорной площадки щедро увешано романтической поебенью.
07. Собственно, такой вид открывается на "старый" город.
08. Самое красивое здание Фридрихсхафена - это здание музея цеппелинов, в прошлом речной вокзал. Редкий если не единственный образец конструктивизма в регионе Боденского озера.
09. Рядом расположен ангар, функцию которого мне не удалось установить.
10. Панорама городских крыш, как и городская архитектура не вызывает особых эмоций.
11. Но если присмотреться повнимательней, среди современных домов можно найти редкие кусочки старого Фридрихсхафена.
12. А вот виды на Боденское озеро и снующие туда-сюда кораблики радуют глаз куда больше, чем городская панорама.
13. За озером видны предгорья Альп. В ясную погоду отсюда можно увидеть заснеженные горные пики.
14. Вода в озере необычайно чиста и имеет приятный зеленоватый оттенок.
15. Спускаюсь на землю и продолжаю прогулку вдоль набережной.
16. На набережной царит приятная курортная атмосфера, много туристов и местных жителей гуляют вдоль береговой линии...
17. ...релаксуют на газоне в прибрежных парках ...
18. ... и купаются в озере.
19. Крячка с потомством.
20. Во время прогулки встретил турецкую свадьбу.
21. Кусочки старого Фридрихсхафена.
22.
23. А эта беседка находится в замковом парке, принадлежащем династии Вюртембергов.
24. Это частная территория и доступа туда нет, остается любоваться старинной красотой через ворота.
25. Еще одной уникальной особенностью Цепеллиншадта является то, что над городом каждый день плавает дирижабль, катающий пассажиров.
26. Самый дешевый получасовой полет над Фридрихсхафеном стоит 210 евро, самый продолжительный двухчасовой полет над Боденским озером стоит 785 евро. Недешевое удовольствие, но эмоции от такого полета наверняка потрясающие.
27. Полеты осуществляются на дирижабле Zeppelin NT. Эта серия дирижаблей изготавливается с 1990-х годов компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH тут же в Фридрихсхафене.
28. Вид на "старый" город с самого отдаленного конца набережной.
29. Очень уютное и приятное место для прогулок.
30. Красивая кованная ограда.
31. Мостик для прогулок к озеру из дворцового парка.
32. И парящий над озером цеппелин.
33. Сворачиваю на главную транспортную артерию города, центральные городские улицы выглядят таким образом:
34. Девяносто процентов городского пейзажа - типовая послевоенная застройка.
35. Среди которой изредка встречаются реликты прошлого. Этот дом, видимо, во время бомбардировок и пожаров 1944-го полностью выгорел и остался лишь кирпичный фасад, который потом восстановили но уже с учетом послевоенных архитектурных тенденций.
36. А вот железнодорожному вокзалу повезло больше, он смог пережить бомбардировки и сегодня радует глаз красивой архитектурой прошлого.
37. Хиппимобиль.
38. Рядом с привокзальной площадью оборудована стоянка для электромобилей с зарядным устройством.
39. Напротив привокзальной площади установлен фонтан Цеппелина. Примечательно, что построен фонтан был в 1909 году на рынковой площади и пережил бомбардировки города совершенно неповрежденным, но его снесли в 1956 году во время строительных работ в старом городе. При этом верхнюю часть монумента сняли и установили в 1961 году на одной из городских площадей. В 2000 году фонтан восстановили в оригинальном виде, перенеся его на новое место, где он и находится до сих пор.
40. Вершину фонтана венчает земной шар, на котором стоит мальчик, держащий в руках дирижабль. Скульптура посвящена графу Фердинанду фон Цеппелин.
41. Возвращаюсь на набережную и направляюсь в центр "старого" города.
42.
43. По пути поснимал чуток людей на набережной:
44.
45.
46. Так выглядят улицы "старого" города. Ничего старого тут не сохранилось, но дома построены на месте уничтоженных бомбардировками и имеют компоновку воспроизводящую довоенную, поэтому, несмотря на простенькую архитектуру, тут все равно уютно.
47. Летающая сигара совершает очередной полет над городом.
48. Аденауерплатц - городская площадь перед ратушей. Раньше тут была типичная для Германии уютная площадь со старой застройкой и красивой ратушей, но все это было уничтожено бомбардировками, восстановили только церковь, остальное отстроили заново.
Для наглядности фотография центра города после бомбардировок 1944 года: В центре снимка виден уцелевший шпиль церкви.
49. Теперь здание ратуши выглядит так:
50. А застройка вокруг площади так:
51. Из примечательного - на площади расположен очень крутой фонтан Buchhornbrunnen, обыгрывающий в своих скульптурах тему дирижаблестроения и истории города.
52. Построен он был в 2001 году и с тех пор стал еще одним символом города. Фонтан действительно крайне оригинальный.
53. Город Фридрихсхафен образовался в 1811 году на основе города Buchhorn. Horn - в переводе с немецкого означает рог, видимо это и символизирует эта скульптурная композиция. Шестеренки напоминают о том, что в Фридрихсхафене расположен крупный концерн ZF, производящий коробки передач и трансмиссии.
54. До окончания войны в Фридрихсхафене производили моторы для всей бронетехники Третьего рейха. После войны производство моторов сохранилось, фирма Maybach Motorenbau GmbH была переименована в MTU Friedrichshafen GmbH и теперь тут делают большие дизеля для кораблей и генераторных установок.
55. Тема дирижаблестроения отображена и в этом существе с рогами, человеческим лицом и формой, напоминающей что-то среднее между дирижаблем и рыбой.
56. Под человекодирижаблем можно рассмотреть маленькую рыбку...
57. ...на боку которой что-то неразборчиво написано.
58. Продолжаю прогулку по центральным городским улицам.
59. Цеппелин делает над городом очередной заход.
60. В день моей прогулки, наверное, Германия играла в футбол. Такой патриотизм у немцев проявляется в основном в дни футбольных баталий.
61. Может быть лет через сто эта архитектура станет классикой и люди будут приезжать в Фридрихсхафен, чтобы посмотреть на цельные кварталы послевоенной застройки.
62. А может все это снесут со временем, как не имеющее никакой исторической ценности.
63. Самое приятное место в городе - это все таки набережная.
64. Виды, открывающиеся на Боденское озеро, добавляют городу парочку плюсов. Если бы не озеро, Фридрихсхафен был бы унылым промышленным городом, куда не ступала бы нога туриста. Но близость озера все меняет.
65. Интересная стальная скульптура в воде.
66. Русалка?
67. В завершении парочка снимков вечернего города.
68. То же место, что и на первом снимке - самое сердце города.
69. С наступлением вечера набережная преображается и обретает атмосферу южного курорта: горят огнями кафе и рестораны, слышны разговоры отдыхающих людей и легкая музыка и все это дополняется плеском волн о берег. Летним вечером тут особенно хорошо.
70. В этот вечер помимо яркой луны, небосвод подсвечивали периодически вспыхивающие молнии, оставляя на воде дополнительные "лунные дорожки".
71 Музей цеппелинов и причалившие к городскому порту корабли.
72. Ну и в завершении поста вид на "старый" город с обзорной площадки.
Резюме:
Фридрихсхафен - не тот город, в который стоит ехать специально и выделять ему целый день. Но учитывая близость
Меерсбурга и Линдау, сюда можно заехать по дороге для разнообразия, так как город имеет совершенно другой вид, чем его более популярные соседи. На ознакомление с Фридрихсхафеном вполне хватит часа-полтора неспешной прогулки.
Кому тут обязательно стоит побывать - так это любителям истории воздухоплавания и дирижаблей. В городе находятся два шикарных авиамузея - музей цеппелинов и музей авиаконструктора Дорнье, которые не оставят равнодушными людей, интересующихся историей техники и авиации.