Schiffshebewerk Niederfinow

Apr 20, 2020 20:54

Cудоподъемник на канале Хафель-Одер, что находится возле поселка Нидерфинов, является одним из старейших действующих судоподъемников в мире и представляет собою впечатляющее инженерное сооружение, удостоенное в 2007 году статуса исторического памятника инженерно-архитектурного искусства Германии. Открытый в 1934 году, судоподъемник до сих пор функционирует по назначению, перемещая корабли и лодки между двумя уровнями канала Одер-Хафель с разницей высот 36 метров и обеспечивая тем самым судоходство из Берлина в польский Штеттин с дальнейшим выходом в Балтийское море.

Сегодня я подготовил для вас рассказ об этом интереснейшем инженерном сооружении, которое я настоятельно рекомендую посетить всем ценителям индустриального туризма в ближайшее время, так как до 2025 года уникальный судоподъемник будет выведен из эксплуатации и заменен новым, строительство которого идет полным ходом и будет завершено в этом году.





Во всем мире существует около трех десятков действующих судоподъемников, построенных по самым различным принципам и предназначенных для транспортировки судов через перепады высот на каналах, два из которых находятся в Германии - один в Нидерфинове, второй в Люнебурге. Подъемник Нидерфинов обеспечивает судоходство по каналу Одер-Хафель, перемещая суда между двумя уровнями канала.

Сооружение канала Одер-Хафель было начато в 1906 году по указу прусского правительства и уже тогда был объявлен общественный конкурс проектов будущего судоподъемника, на который пришло десять заявок-проектов. Но в 1908 году был сделан выбор в пользу системы шлюзов, всесто изначальной идеи о судоподъемнике. Тем не менее от идеи постройки судоподъемника не отказались окончательно и в 1912 году завершили рассмотрение заявок, выбрав победителя - фирму, специализирующуюся на создании металлоконструкций Beuchelt & Co. Строительство должно было начаться в 1914 и завершено к 1918 году, но Первая мировая внесла свои коррективы и к планам по сооружению судоподъемника вернулись лишь в 1923 году, когда был представлен существенно измененный проект судоподъемника, переработанный с учетом развития техники последних лет и позволявший транспортировать суда водоизмещением в 1000 тонн, вместо изначально запланированных 650.

В 1924 году проект был одобрен транспортным министерством и началась подготовка конструкторской документации и создание моделей для тестирования узлов и агрегатов будущего судоподъемника, к строительству которого приступили в 1927 году.



Стройка была масштабной. Для доставки строительных материалов и металлоконструкций была сооружена узкоколейка, на месте строительства был возведен небольшой городок с жилыми домами строителей, мастерскими, столовой, складскими помещениями и офисным комплексом. Для строительного городка была сооружена даже канализация и отдельная дизельная электростанция, которая проработала аж до 1990 года.



Для монтажа элементов конструкции судоподъемника осенью 1930 года был смонтирован портальный кран, высотой 60 метров и шириной 56 метров, вес которого составлял 237 тонн. При помощи этого крана можно было устанавливать уже собранные и смонтированные стальные конструкции весом до 25 тонн. Этот кран вы видите на исторических снимках.



В 1933 году основные строительные работы были завершены, резервуар судоподъемника был заполнен водой и сооружение было готово к финальным тестам перед вводом в эксплуатацию, которые были проведены в марте 1934 года, после чего 21 марта судоподъемник был официально запущен. В строительстве судоподъемника принимало участие 15 ведущих индустриальных предприятий Германии, среди которых Siemens-Schuckertwerke, AEG, Demag, Friedrich Krupp AG Grusonwerk и его сооружение обошлось в сумму 27,5 миллионов рейхсмарок.



26 января 1939 года судоподъемник в Нидерфинове переместил стотысячное судно. Вторую мировую сооружение пережило без повреждений, хотя его работа в военное время была остановлена. В 1980 году был проведен капитальный ремонт судоподъемника, а в 1984 - 1985 году были заменены несущие тросы. К настоящему времени сооружение устарело по причине ограниченной длины его камеры, которая не позволяет транспортировать современные транспортные баржи. В год судоподъемник Нидерфинов перемещает около 20 000 судов, что является для него пределом, ограничивающим водный трафик на канале. По этим причинам в 2008 году началось сооружение нового более крупного судоподъемника, о котором пойдет речь дальше в посте.

01. Судоподъемник Нидерфинов является популярной туристической целью в регионе, который посещают около 150 000 посетителей в год. Для удобства посетителей рядом с судоподъемником в 2003 году была сооружена большая парковка.



02. Посещение этого памятника инженерно-архитектурного искусства Германии возможно без экскурсии. Покупаешь на парковке билет за 3 евро и поднимаешься на верхний уровень сооружения, откуда наблюдаешь за его работой. Очень круто!



03. Вблизи судоподъемник впечатляет своим масштабом и красотой инженерии.



04. На этом снимке хорошо видны противовесы, уравновешивающие заполненную водой камеру судоподъемника, в которой осуществляется перемещение судов. Так как по закону Архимеда вес судна в камере соответствует весу вытесненной им воды, камера, независимо от количества размещенных в ней судов, имеет всегда одинаковый вес, благодаря чему можно точно подобрать противовесы и свести работу по  перемещению судов к работе против сил трения.



05. Высота судоподъемника составляет 60 метров, длина 94 и ширина 27 метров. Разница уровней между верхней и нижней частью канала, между которыми осуществляется транспортировка судов - 36 метров, которые камера судоподъемника преодолевает за пять минут. Процесс этот показан на видео, прикрепленное ниже в посте.



06. Вес стальной конструкции судоподъемника составляет 14 000 тонн, балки которой соединены между собой пятью миллионами заклепок.



07. Клепанные стальные конструкции очень фотогеничны и с любого ракурса выглядят шикарно.



08. Вся конструкция установлена на чугунных колоннах, которые в свою очередь упираются на железобетонную основу, уходящую под землю на 22 метра, в основании которой лежит четырехметровая бетонная плита.



09. На заднем плане виден новый судоподъемник, сооружение которого идет полным ходом. Буквально на днях на новом судоподъемнике в тестовом режиме переместили заполненную водой камеру. Если все пойдет по плану, то новый судоподъемник будет запущен в эксплуатацию в следующем 2021 году.



10. Инженерные сооружения межвоенного периода обладают очень притягательной глазу эстетикой. А таких масштабных сооружений того времени в Германии насчитывается не так уж и много.



11. В ч/б эти клепанные металлоконструкции смотрятся особенно хорошо.



12. Эти кадры были сделаны в июле 2015 года, так что с тех пор внешний вид нового судоподъемника в Нидерфинове сильно изменился. Когда его запустят в эксплуатацию, обязательно съезжу его поснимать и напишу пост и об этом сооружении.



13. В инфоцентре рядом с парковкой находится небольшая экспозиция, посвященная новому судоподъемнику с масштабным и качественным макетом обоих сооружений.



14. Новый судоподъемник сможет транспортировать речные судна длиной до 115 и шириной до 12,5 метров. После запуска его в эксплуатацию по каналу станет возможным движение современных речных контейнеровозов высотой до 5,25 метров.



15. Новое сооружение базируется на таком же принципе противовесов, как и старое. Эта концепция показала себя наиболее простой и надежной в течении прошлого века и остается актуальной и в наше время. Вес заполненной водой камеры нового судоподъемника будет составлять 9 800 тонн, против 4300 тонн у старого, а процесс перемещения судов между верхним и нижним уровнями канала будет занимать три минуты против пяти у старого. Новый судоподъемник построен полностью из железобетона.



16. Его габариты следующие: длина 133 м., ширина 46,4 м. и высота 54,55 м. Привод судоподъемника осуществляется восемью электромоторами общей мощностью 1280 КВт. Камера крепится на 224 тросах диаметром 60 мм каждый. Общая стоимость работ по сооружению нового судоподъемника в 2015 году оценивалась в 285 миллионов евро. Какова в итоге выйдет сумма строительства - будет известно лишь в следующем году, после запуска судоподъемника в эксплуатацию.



17. Поднимаюсь на верхний уровень старого судоподъемника, откуда можно понаблюдать за его работой и полюбоваться красивыми видами на окружающую местность с высоты.



18. Мое внимание привлек необычный узкоколейный электровоз, стоящий на верхнем уровне судоподъемника.



19. Этот локомотив один из восьми спроектированных фирмой Siemens-Schuckertwerke в 1913 году для проводки безмоторных судов через cистему шлюзов канала Хафель-Одер, которые использовались до постройки судоподъемника.



20. Затем эти же локомотивы использовались для проводки безмоторных барж через судоподъемник вплоть до 1960-х годов, когда от использования безмоторных судов было решено отказаться из-за их непрактичности. Один сохранившийся экземпляр такого локомотива после реставрации занял место на верхней площадке судоподъемника Нидерфинов.



21. Немного технических данных машины: вес локомотива составляет 12 тонн, каждая ось приводилась отдельным электродвигателем мощностью 4,5 л.с. каждый. Третий мотор вращал барабан с тросом, который крепился к барже. Локомотивы этой серии могли развивать скорость до 9 км/ч.



22. Вид на верхнюю часть канала Хафель-Одер со стороны судоподъемника.



23. Приплывают первые кораблики, ожидающие спуска.



24. Корпус судоподъемника полностью сделан из стальных конструкций и его масштабы вблизи еще более впечатляют.



25. Загорается зеленый сигнал светофора и кораблик заплывает внутрь камеры подъемника.



26. На табличке в центре кадра выгравированы названия фирм, принимавших участие в сооружении судоподъемника.



27. Табличка оригинальная, установленная сразу после завершения строительства объекта. Красота!



28. Памятная доска, отмечающая присуждение судоподъемнику в 2007 году статуса памятника немецкого инженерно-архитектурного искусства. Этот объект стал первым, кому присудили этот статус, а всего в Германии насчитывается более двадцати объектов, удостоенных этого статуса и еще около пятидесяти потенциальных кандидатов.



29. На верхнем уровне судоподъемника расположена просторная терраса, по которой можно свободно перемещаться и с которой открываются отличные виды на окружающую местность...



30. ...и на стройку нового судоподъемника.



31. В 2015-м году строительные работы были в самом разгаре.



32. Теперь давайте посмотрим, как выглядит процесс спуска судов на нижний уровень канала.



33. Речные суда, яхты и даже маленькие лодочки заплывают в камеру судоподъемника, занимая свое место.



34. Затем происходит закрытие шлюзов, отсекающих камеру судоподъемника от канала.



35. Камера имеет длину 85 метров, ширину 12 метров и глубину 2,5 метра. Вес заполненной водой камеры составляет 4290 тонн.



36. Крепится камера судоподъемника на 256 тросах, диаметром 52 мм каждый. С другой стороны к тросам прикреплены 192 бетонных противовеса, которые вы видели на фото 04.



37. Начинается процесс спуска камеры на нижний уровень, который длится пять минут.



38. Эстетика стальных конструкций межвоенного периода во всей красе и масштабности, какую редко увидишь где-то еще!



39. Пока камера с лодочками спускается вниз, делаю снимки внутреннего пространства судоподъемника.




40. На противоположном конце видны шлюзы, перекрывающие верхнюю часть канала.



41. Пассажиры прогулочных корабликов наслаждаются спуском.



42. Красиво!



43. Спуск завершен. Открывается шлюз и камера судоподъемника соединяется с нижним уровнем канала. Суда один за одним покидают камеру и продолжают движение по каналу.



44. Последними камеру покидают лодочки.



45.


Снял полторы минуты видео со спуском камеры судоподъемника для наглядности:

image Click to view



46. С террасы судоподъемника открываются красивые виды на нижнюю часть канала Хафель-Одер.



47. В июле местность вокруг канала утопает в зелени.



48. Пока одни кораблики, только что покинувшие судоподъемник, продолжают движение дальше к Одеру...



49. ...другие направляются к судоподъемнику, чтобы подняться наверх.



50. Кораблик заплывает в камеру.



51. И процесс повторяется в обратном направлении.



52.


53. На верхнем уровне горит красный.



54. Так выглядит нижняя часть шахты судоподъемника в то время, когда камера наверху или в процессе движения.



55. И так с утра до вечера каждый день судоподъемник в Нидерфинове делает свою работу уже более восьмидесяти лет.



56.  Но скоро это произведение инженерного искусства 1930-х будет отправлено на пенсию и станет музейным экспонатом, а рядом с ним запустится новый современный судоподъемник. Менее выразительный, но более функциональный как и все, созданное в наше время.



57. Так что если вы хотите увидеть старый судоподъемник в работе, у вас есть в запасе еще годик-другой. После запуска в эксплуатацию нового судоподъемника, старый прекратит свою работу.



индустриальное, Германия, Бранденбург

Previous post Next post
Up