Flugplatz Sperenberg

Feb 09, 2016 15:46

Аэродром Шперенберг является одной из самых крупных полностью заброшенных локаций Германии. На площади 2400 гектаров находится городок военных, взлетно-посадочные полосы, длиной 2800 метров с диспетчерскими вышками и огромным ангаром, склад ГСМ с подъездными путями и многое другое. Строительство аэродрома было начато в 1958 году и до 1994 года Шперенберг являлся главным военным аэродромом группировки советских войск в Германии, через который сюда доставлялись все военные грузы, так как аэродром был рассчитан на прием крупных транспортных самолетов вплоть до огромного АН-124.

В сентябре 1994 года отсюда улетел последний российский самолет и аэродром был передан немцам. С тех пор огромная территория со всей инфраструктурой заброшена. В девяностых рассматривался проект по созданию на базе Шперенберга главного аэропорта Берлина, но рассчетная смета проекта оказалась слишком высокой и федеральные земли Берлин и Бранденбург отказались от его реализации.

Несмотря на заброшенность, территория аэродрома огорожена забором и патрулируется, о чем мы узнали находясь уже внутри с столкнувшись с конным патрулем. Пришлось побегать, но в результате мы посетили все локации аэродрома, что были запланированы и успешно покинули закрытую территорию. Кстати, посетить это место можно легально с экскурсией, но ощущения будут совершенно не те. Под катом рассказ об одном из самых запоминающихся приключений прошлого года в двух частях.





Так аэродром Шперенберг выглядит с высоты. Поселок на заднем плане рядом с озером - это заброшенный военный городок, находящийся на территории аэродрома, откуда и начинается наша прогулка.



источник: http://www.bz-berlin.de/

01. На территорию аэродрома ведет подъездной путь, по которому мы и планируем попасть на объект. Паркую автомобиль рядом с железнодорожной веткой и наша небольшая группа отправляется в путь.



02. Первая сотня метров пути выглядела довольно бодро.



03. Но потом дорога нырнула в непроходимые кусты и нам пришлось пересмотреть изначальные планы.



04. Садимся в машину и объезжаем периметр в поисках залазов, но на всем протяжении забора нами не было обнаружено ни малейшей дыры или подкопа, стена была монолитной.



05. Подъезжаем к главному кпп, оставляем машину тут же и пробуем определить по внешним признакам, присматривают ли за объектом или нет.



06. Ворота отсутствуют, вместо них вход перекрыт сегментами металлического забора с табличкой, запрещающей проникновение на объект. Рядом цветет куст сирени, отчего в воздухе стоит приятный запах.



07. На заборе висит лист со списком экскурсий на этот год, в том числе и по территории аэродрома. За 15 евро посетителям покажут то, что осталось от учебного центра железнодорожных войск, который до прихода советов располагался в этом месте. А экскурсия по самому аэропорту всего одна в году - 13 сентября.



фото: Стас Сиколенко

08. Кпп выглядит мертвым и совершенно заброшенным. Если бы тут была охрана, должно было бы быть хотя бы электричество подведено, как это сделано в Вюнсдорфе и в Беелиц-Хайльштеттен там где заброшки приватизированы конторой, берущей за их посещение деньги. Тут же не видно ни малейших следов того, что за объектом кто-то присматривает. Так что, недолго думая, перепрыгиваем забор и вот мы уже на территории военного городка.



09. Очень приятное место. Тенистые аллеи с запахом сирени напоминают мне мое детство, прошедшее в подобном гарнизонном городке при танковом полку в Бердичеве. В мае у нас прямо под домом цвела сирень и этот запах вызвал из недр памяти ряд воспоминаний из далекого прошлого.



фото: Стас Сиколенко

10. По сторонам от аллеи среди бурной вегетации просматриваются заброшенные дома поселка.



11. Так мы и шли несколько минут по главной аллее городка в тишине, погрузившись в атмосферу и каждый в свои мысли, пока впереди метрах в пятнадцати передо мною не возник всадник на коне.



Еще до того, как я успел рассмотреть наездника и сфокусировать на нем взгляд, мое тело уже развернулось на 180° и перешло на легкую трусцу, переходящую в бег. Парни шли в нескольких метрах позади меня и не видели всадника, так как в этом месте дорога делала изгиб, а я шел впереди и первым заметил, что мы тут не одни. Пробегая мимо ребят, я коротко доложил новости обстановки: "Конный патруль пацаны, нам пизда!", после чего мы все дружно и шумно рванули в кусты и устроили скоростной спринт в направлении ближайщих домов. Забежав вглубь поселка, мы укрылись в одном из подъездов, чтобы отдышаться и принять решение, что делать дальше: продолжить путь с учетом поступившей информации либо же ретироваться к выходу и спешно покинуть объект.

12. Сохранность домов впечатляет - в подъезде даже лампочки на месте. Вот что значит охраняемая территория!



13. Квартиры тоже в хорошем состоянии.



14. Санузел.



15. Выглядываем в окна, чтобы убедиться, что за нами нет хвоста.



16. И покидаем дом через балкон на противоположной стороне. Естественно, мы решили продолжать исследование объекта, но с учетом обнаружившихся факторов, делать это максимально осторожно. Ведь нам не было известно сколько человек патрулируют территорию, и что это за люди - частная охранная фирма или волонтеры из местного ферайна. Так что пробираться мы решили исключительно лесом и кустами, в которых легко спрятаться и которые станут препятствием для лошадей в случае погони. Я еще подумал, что очень глупо я оставил машину прямо рядом с кпп, но кто же мог знать, что объект окажется под присмотром.



17. Сам городок очень интересный, тем более учитывая такую сохранность, но на его осмотр не было времени - уже вечерело и до наступления темноты оставалось часа два, а главными целями для нас были объекты инфраструктуры аэропорта и в частности диспетчерская вышка.



18. Почти все стекла в квартирах целые - редкое явление для подобных мест.



19. Сейчас пишу этот пост и понимаю, что в этом году я обязательно сюда вернусь и второй визит посвящу детальному знакомству с гарнизонным поселком. Самым шиком было бы провести тут ночь, заночевав в одной из квартир.



20. А это здание, видимо, довоенной постройки. До прихода Советской армии эта территория относилась к Куммерсдорфскому полигону, являвшемуся самым важным исследовательским и испытательным центром Третьего рейха. Кроме того тут находился учебный центр железнодорожных войск, к которому, возможно, и относились эти корпуса.



21. Здание явно не советской постройки. Надеюсь, у меня в этом году получится ознакомиться с ним поближе.



22. Есть в городке и типовые советские панельки.



23. В общем пространство для исследования тут обширное, но в этот день у нас были другие цели.



24. Покидаем жилой сектор и попадаем в технический, состоящий из огромного количества боксов для техники и инфраструктуры для ее обслуживания.



25. В прошлом тут было множество открытых пространств, но за годы заброшенности все поросло молодым лесом, хотя где-то асфальт и бетон еще успешно противостоят природе.



26. Ангар для техники со смотровой ямой. Примечателен сдвижной дверью. Никогда не видел ничего подобного на других советских объектах ГСВГ.



27. На некоторых зданиях указан год постройки.



28. Местами сохранились оригинальные надписи.



29. В этом месте встречаются многочисленные граффити.



30. Видимо, у графитчиков такой прикол, чтобы рисовать именно на охраняемой территории: выброс адреналина, дух приключений и все такое. И я их в этот день начал понимать, так как наша прогулка тоже получилась не без адреналина и что-то в этом есть.



31. Сами же граффити так себе. Далеко не шедевры, но и не трешевая мазня, которая чаще всего встречается на заброшках.



32.


33. Остатки косули.



34. Боксов для техники тут очень много. Какая именно техника тут хранилась - колесная или гусеничные бронемашины, не скажу, так как в сети крайне мало информации по аэродрому и она довольно общая без деталей.



35. Боксы тут встречаются нескольких видов. Есть такие вот поздних годов постройки.



36. Есть и более старые.



37. Внезапно в кустах раздался резкий шорох и в сторону леса побежала косуля. Они часто встречаются в таких покинутых местах.



38. Знакомый каждому жителю Страны Советов забор.



39. Когда-то тут были ворота, через которые техника покидала территорию технического сектора аэродрома, но сейчас от них не осталось и следа, а сама дорога за два десятка лет заброшенности изрядно заросла растительностью.



40. Благодаря хорошей традиции помечать на сооружениях год постройки, можно определить что и когда было построено.



41. Покидаем территорию городка и обдумываем дальнейший путь. Ориентируемся по старинке - карта и компас. Никаких смартфонов и навигаторов. Только старая школа!



фото: Стас Сиколенко

Так выглядит карта объекта. На ней я обозначил основные локации аэродрома и наш примерный путь. Главный кпп, через который мы проникли в городок находится справа на карте и обозначен цифрой 01. Миновав его, мы направились по главной дороге в сторону взлетной полосы, но столкнулись с патрулем и спрятались в жилом секторе, через который вышли в техническую часть городка. Теперь мы стояли на выходе из городка и нам предстоял переход через лес к взлетным полосам. Главной нашей целью являлась диспетчерская вышка 03, рядом с которой мы обнаружили огромный ангар 04, после осмотра которого направились к складу гсм 05. И уже оттуда по подъездному пути вернулись в городок и успешно покинули его чуть в стороне от кпп. Это так для наглядности, теперь продолжим прогулку.



Пока мы пробираемся через лес, расскажу историю аэродрома и этого места. Как я уже упоминал, до прихода советов эта территория относилась к Куммерсдорфскому полигону, являвшемуся самым важным исследовательским и испытательным центром кайзеровской Германии а позже и Третьего рейха, на котором еще с 1870 года проходили испытания новые взрывчатые вещества, мины, бомбы, танки, бронетехника и орудия. Про этот полигон у меня будет отдельный пост, ведь именно там зарождалась немецкая ракетная и ядерная программы и следы испытаний ракетных двигателей до сих пор сохранились, как и остатки ядерного научного центра Третьего рейха. Полигон активно использовался Третьим Рейхом вплоть до последних месяцев своего существования.

43.


После 1945 года территории полигона отошли Красной армии, которая продолжила их военное использование. На территории испытательного полигона в Куммерсдорфе был построен военный городок ГСВГ, а в Шперенберге в 1958 году началось строительство главного военного аэродрома группировки советских войск в Германии. До этого времени военные грузы для советских войск прибывали в берлинский аэропорт Шёнефельд, который был ограничен в возможностях, так как являлся также главным пассажирским аэропортом ГДР. Решение строить отдельный военный аэродром назревало давно и после интенсивного спора с правительством ГДР насчет того, кто будет все это оплачивать был достигнут консенсус и в 1958 году началось строительство.

44.


Строительством аэродрома занимались немецкие специалисты, также на стройке активно использовался труд заключенных из тюрьмы Zuchthaus Brandenburg-Görden. Полностью аэродром был готов к первому мая 1974 года и активно использовался на протяжении следующих двадцати лет. В сентябре 1994 года аэродром покинул последний российский самолет. В интернете есть информация о том, что заброшенный аэродром в середине 1990-х пару лет использовался русской мафией для доставки контрабанды в Европу, так как в первые годы после ухода российской армии небо восточных земель еще не было защищено, а русские забрали с собой всю радарную технику и средства пво. Местные жители свидетельствуют, что изредка по ночам сюда садились транспортники и на территорию аэродрома заезжали фуры.

45.


Во времена ГДР аэродром Шперенберг стал полноценным советским городом с населением около 5 000 человек. Тут была создана вся необходимая инфраструктура - детский садик, школа, больница, хлебопекарня, магазины и прочее. Сюда каждый день из Потсдама ходили поезда, а также был прямой поезд до Москвы.

46.


Советская армия использовала аэродром очень интенсивно. Тут базировались как военные транспортники, так и пассажирские самолеты, а также вертолеты. Главным пользователем аэродрома была 16 воздушная армия. Тут базировались такие самолеты, как Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134А, вертолеты Ми-6, Ми-8 и Ми-24 и самолеты радиоэлектронной борьбы Ил-20 и Ил-22. Также на территории аэродрома располагался учебный центр "Электрон", в котором готовили офицеров для Народной армии ГДР.

47.


Уже в 1990-е годы тут приземлялись российские пассажирские самолеты Ил-62 и Ту-154. А в год вывода российских войск из Германии Шперенберг стал главными воздушными воротами, через которые россияне вывозили свою технику, оборудование и людей. В этом году тут регулярно приземлялись и взлетали такие гиганты как Ил-76, Ан-22 и Ан-124. В 1990-х аэропорт использовался также для контрабанды, сюда загоняли угнанные дорогие автомобили для доставки их в Россию, а из России сюда поступали дешевые сигареты и алкоголь. Крышевала все русская мафия в сговоре с военными чинами.

48.


После того, как последний российский самолет покинул аэродром, территория была передана в собственность немецкому государству. В 1990-х годах аэродром Шперенберг рассматривался в качестве кандидата на создание главного аэропорта Берлина-Бранденбурга, но из-за отдаленности от Берлина проект был отклонен, так как требовалось строительство скоростной железнодорожной магистрали связывающей аэропорт и столицу, что увеличивало и без того немалую смету проекта. В итоге новый берлинский аэропорт сейчас строится в Шенефельде, а Шперенберг превратился в заброшенную зону, площадью 24 квадратных километра.

49.


50. Вот мы и добрались до взлетно-посадочной полосы аэродрома, соединенной с двумя параллельными рулежными дорожками, по сторонам от которых располагались бетонные площадки, сооруженные для стоянки самолетов.



Так рулежные дорожки со стоянками для самолетов выглядели в 1994 году.



источник: http://forums.airshows.co.uk

51. Масштабы открытого пространства впечатляют. Еще и предзакатное солнце показалось, красиво подсветив бетонку и окружающую ее природу.



52. На бетоне видны следы то ли грузовика, то ли автобуса. Видимо, это транспорт, на котором сюда возят экскурсии.



53. Огромное пространство, девственная природа в лучах заката и удивительная тишина вокруг, нарушаемая лишь щебетом птиц - наши ощущения в эти минуты трудно передать словами!



Попробовал запечатлить атмосферу момента в небольшом видео:

image Click to view



54. Пересекаем поросший лесом пустырь, который в прошлом разделял взлетную полосу и соседнюю рулежную дорожку.



55. Меня радует, что вокруг так много леса и кустов. На взлетно-посадочной полосе нас было видно, как на ладони и если бы в эти минуты на горизоне появился патруль, нам было бы где спрятаться.



56. В пространстве между полосами встречаются какие-то сооружения. Вот это, что на снимке, похоже на колодец.



57. Так "колодец" выглядит внутри.



58. Пересекаем одну из двух рулежных дорожек.



59. За что я люблю заброшенные места, так это за эту тишину, которая тут во всем - в воздухе, в картинке, в ощущениях. Как будто все люди ушли, как в рассказе Рея Бредбери "Каникулы" и ты остался один на планете. Очень сильное и сладостное чувство, чтобы испытать которое я вновь и вновь отправляюсь в такие места - оазисы мира без людей.



27 мая 1994 года за несколько месяцев до того, как аэродром опустел в Шперенберге был организован день открытых дверей, когда посетить аэропорт и осмотреть самолеты мог каждый. Ниже я приведу несколько фотографий, сделанных в этот день английскими спотерами. Так выглядел план размещения самолетов в мае 1994-го.



источник: http://forums.airshows.co.uk

Самолет радиоэлектронной разведки и борьбы Ил-20 в Шперенберге.



источник: http://forums.airshows.co.uk

Пассажирский Ту-154, которые в 1990-х тут были частыми гостями.



источник: http://forums.airshows.co.uk

Внушительный грузовик Ан-22.



источник: http://forums.airshows.co.uk

Вертолетная площадка.



источник: http://forums.airshows.co.uk

И в завершении гигант Ан-124 Руслан.



источник: http://www.abpic.co.uk

60. Нагулявшись по взлетной полосе, направляемся к диспетчерской вышке. По дороге встречаются различные здания, назначение которых уже не установить.



61. Состояние всех их примерно одинаковое, так что на детальный осмотр мы время не тратили.



62. Беглого взгляда через окно достаточно, чтобы понять, что внутри мы не увидим ничего, кроме пустоты.



63. Весь ценный инвентарь забрали с собой при уходе русские, а оставшуюся мелочевку вроде плакатов и прочих артефактов эпохи, расхватали музеи. Так что сейчас в этих зданиях нет совершенно ничего, кроме голых стен.



64. Некоторые сооружения постепенно разваливаются.



65. Таких домиков нам по пути встретилось довольно много.



66. Помимо домиков, попадаются такие вот курилки или беседки, не знаю, как правильно их называли.



67.


68. А местами встречаются заглубленные складские помещения, которые сперва кажутся бункерами. Ты бежишь к ним радостный, как на свидание с красавицей, а за дверьми оказывается просто квадратное и абсолютно пустое помещение.



69. Главная дорога, соединяющая аэродром и городок военных.



70. Технолирик собирает фотоматериал для вкусненького поста, который будет писать серыми февральскими буднями, вспоминая май, этот прекрасный затерянный мир и дух приключений, которым был пропитан этот день.



фото: Стас Сиколенко

71. Очередной бокс для машин с годом постройки на фасаде.



72. Расстояния тут не маленькие, в этот день мы находили столько, что вечером отваливались ноги. Тем более, что половина пути у нас прошла совсем не по таким идеальным дорожкам.



73. Финальная стометровочка до цели.



74. И вот мы на месте. Эта диспетчерская вышка и являлась главной целью нашей прогулки.



Так она выглядела в лучшие времена.



75. За прошедшие годы вокруг вышки вырос настоящий лес, который скоро полностью скроет ее от глаз.



фото: Стас Сиколенко

76. Вышка не лишена определенной грации и своеобразной эстетики. Красивое здание.



77. Вряд ли сюда водят экскурсии, так что попасть внутрь можно лишь проникнув на объект нелегально.



78. Внутри,  как и ожидалось, без сюрпризов.



79. Балкончик, опоясывающий третий этаж по периметру.



80.


81. Все помещения вышки абсолютно пусты, нет ни одной вывески, ни одного лозунга, ни доски с выписками из статута, вообще ничего. Сплошные голые стены.



Видео для наглядности:

image Click to view



82. Так выглядит самое верхнее помещение вышки. Когда-то отсюда просматривался весь аэродром, сейчас же не видно ничего, кроме леса.



83. Трудно передать словами ту радость, которую мы испытали, добравшись до цели. На пути у нас было много препятствий, но теперь все они были позади, мы стояли на вершине вышки и выглянувшее бонусом солнце, освещало наши довольные ебучки победителей закатными лучами.



Ну и как же без видео, запечатлившего этот радостный момент:

image Click to view



84. После посещения вышки, мы собрались возвращаться обратно через склад гсм, но неподалеку заметили что-то большое и, конечно, пошли посмотреть, что это за сооружение.



85. По дороге заметили груду камней.



86. Видимо, эта груда осталась еще со времен Куммерсдорфского полигона и в досоветском периоде своей истории была каким-то испытательным стендом. Рядом с грудой обнаружилось еще нечто интересное!



87. Хабар принес?



88. Я бы расстроился, если бы эта прогулка была бы без бункера, пусть и такого крохотного.



89. Удивила конструкция шлюза, состоящая из брезентовых ширм.



90. Сам же бункер оказался небольшим хранилищем, сооруженным из бетонных сегментов.



91. Тут должна была быть фильтро-вентиляционная установка, но вместо нее остался лишь старый армейский ящик.



92. Бункер этого типа является типовым советским убежищем, которые массово строились на военных объектах Страны Советов.



93. Интересно, какими соображениями была вызвана подобная конструкция шлюза и в чем вообще был его смысл? Если кто знает, где можно почитать о подобных убежищах, скиньте ссылку, я дополню пост.



94. Внутри шлюза.



95. Выбираемся наружу.



96. Увиденное нами с вышки сооружение, оказалось огромным самолетным ангаром с надписью "Слава КПСС" на фасаде.



97. Это самое впечатляющее сооружение на территории аэродрома, и о нем подробней читайте во второй части рассказа.



Германия, Бранденбург, военное, abandoned, ГСВГ

Previous post Next post
Up