История сэнтядо. Часть II

Aug 15, 2015 16:25

Китай оставался для Японии образцом высокой культуры, овеянной авторитетом древности. В искусстве высоко ценились китайские жанры живописи, каллиграфии и поэзии; умение читать и писать по-китайски выделяло элиту японского общества - аристократов, самураев высших рангов и буддийских монахов.

В XVIII веке окончательно сформировалась культура бундзин - “литераторов”, “людей культуры”, в широком смысле - разночинной интеллигенции эпохи Эдо, интеллектуалов, стремившихся к высшим авторитетам разносторонней китайской образованности. Распространение листового чая в первую очередь среди бундзин было связано с желанием возродить утонченную атмосферу собраний поэтов и мудрецов Древнего Китая. Важной частью этой китайской культуры был зеленый листовой чай.




Именно китайская неоконфуцианская модель идеального государства легла в основу преобразований сёгуната Токугава, стремившегося к упорядочиванию жизни страны после длительного периода гражданских войн и смут. Однако в официальных отношениях Японии и Китая в XVII веке наметились серьёзные противоречия. С начала столетия в Китае начинаются войны, ознаменовавшие закат династии Мин (1368-1644), а в 1644 году к власти в стране пришла династия Цин (1644-1911). В Японии единственной легитимной считали династию Мин, в отличие от маньчжурской по происхождению, то есть варварской, династии Цин. Опасаясь распространения смут, правительство Токугава во второй половине XVII века ввело ряд запретов на посещение Китая.

Несмотря на прекращение постоянных контактов, интерес к духовной и материальной культуре Китая, особенно среди интеллектуальной элиты, неуклонно рос. Многие сведения доставляли китайцы, проживавшие в Японии (преимущественно в Нагасаки). Это были эмигрировавшие последователи чань-буддизма, купцы и беженцы из сторонников династии Мин в Китае. Китайские негоцианты в Нагасаки продолжали придерживаться привычного образа жизни и быта и, в качестве источника постоянного дохода, открывали чайные дома и рестораны: один из первых китайских чайных домов, “Кагэцу”, был открыт в Нагасаки в 1742 году. Подобные заведения привлекали японцев прежде всего экзотикой. Посетителям предлагали сиппоку-рёри - китайскую кухню, частью которой были блюда футя-рёри - “блюда, сопровождающие чай”.

Важно, что посетители китайских ресторанов могли не только пробовать новый напиток, но и видеть, как чай заваривается и подаётся на стол. Способы приготовления, церемония питья с особыми приемами оценки качества чая, вид используемой утвари (чайники и чашки), так же как и сам чай, к концу XVII века стали распространяться по всей Японии.

Китайские купцы, положившие начало моде на листовой чай в Нагасаки, старались наладить торговлю китайской экспортной продукцией. Несмотря на постоянно ужесточавшиеся запреты, как со стороны Японии, так и со стороны Китая, в Нагасаки легально и нелегально прибывали суда с китайскими товарами, в основном предметы роскоши, среди которых большую часть составляли фарфоровые и другие керамические изделия, а также получивший популярность и высоко ценившийся в Японии зеленый листовой чай. Относительно короткий срок активного импорта зеленого чая (1684-1688) совпал в Японии с началом эпохи Гэнроку (1688-1703), периода расцвета японских городов. Культура городов была культурой процветающей буржуазии, а искусство, развивавшееся в городской среде, сосредотачивалось вокруг того, что получило название укиё (“бренный, изменчивый мир”). Прежние культурные привилегии аристократии и духовенства потеряли свою значимость, кризис переживали классическая поэзия, драматургия театра Ногаку, духовная (буддийская) литература. Упадок наблюдался и в церемонии тя-но ю. “Что же касается чайной церемонии, - пишет Дж.Б.Сэнсом, - то нельзя сказать, что она процветала. Она потеряла свои никогда не бросавшиеся в глаза утонченность и изящество и выродилась в пустой ритуал, слишком вычурный и элегантный для горожан, предпочитавших более активные виды отдыха”.

Всё это способствовало быстрому распространению неформальной чайной традиции в городах. Мода на иноземные товары, экстравагантные обычаи и новые увеселения, охватившая представителей “третьего сословия”, привела к широкому распространению зеленого чая сэнтя как элемента отдыха и развлечения.

...Продолжение следует...
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
"Введение к каталогу "Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже "
Первая часть

тя но ю, сэнтя, маття, чайная культура, история чая, Япония, сэнтя-до, японский чай, Сэн-но-Рикю

Previous post Next post
Up