Ян Шванкмайер "Neco z Alenky" (Алиса)

Jun 05, 2007 13:15


"Neco z Alenky" (Алиса /Alice) 1988 года. 
Фильм  Яна Шванкмайера, сочетающий натуральные съёмки и анимацию




Название: Алиса
Оригинальное название: Neco z Alenky / Alice
Год выхода: 1988
Режиссер: Ян Шванкмайер /Jan Svankmajer/
В ролях: Кристина Кохоутова /Kristýna Kohoutová/

О фильме:
Когда Алиса следует за Белым Кроликом в Страну чудес, начинаются ее приключения в удивительном мире детских фантазий, она преодолевает многие опасности и спасает сказочную страну от злой Дамы Червей. Объединяя методы мультипликации и живого действия, чешский аниматор Ян Шванкмайер создал шедевр кино, поразительно интерпретировав первоначальную идею классического рассказа Льюиса Кэррола. Алиса Шванкмайера передает абсурдность оригинала Кэррола, но переносит индивидуальный, отличительный стиль режиссера.

Выпущено: Condor Films (Чехия)
Продолжительность: 01:26:05

http://rutracker.org/forum/tracker.php?nm=Neco%20z%20Alenky

Я могу сказать, что это одно из немногих произведений, которое можно по праву назвать конгениальным Льюису Кэрроллу.

Первый игровой фильм Яна Шванкмайера, которого с легкой руки знаменитых мультипликаторов братьев Квэй называют Пражским алхимиком кино.

"Алиса"-это не сказка, а сон, который, в отличие от сказки, лишен морального нравоучения, говорит Ян Шванкмайер. "Алиса" - непревзойденная сумасшедшая и подрывная версия "Алисы в Стране Чудес". Автора "Алисы в Зазаркалье" Л. Кэрролла режиссер считает предшественником сюрреализма, поскольку тот "лучше других понял механизмы сна".

В этом фильме Шванкмайер проявляет интерес к экспериментами в области тактильного изображения, стремясь определить, до какой степени искусство связано с физическими ощущениями. Интерес к тактильным изображениям определяет специфическую черту его работ - физио-логизм. На уровне физиологических реакций развиваются эмоции Алисы . Она в "буквальном" смысле тонет в слезах, отдергивает отпиленную ножом руку, окунает в воду голову с горящими волосами...

Работая на стыке игрового и экспериментального кино, он не снимает мультипликационных фильмов в традиционном смысле слова, а комбинирует анимацию с другими приемами, включая живых актеров и документальные кадры, сталкивает разные техники мультипликационного кино, с помощью покадровой съемки "оживляет" кукол, старые игрушки, глину, корни деревьев, куски мяса, превращает живого актера в "сюр-марионетку" Так Алиса как ребенок, вынужденный жить в условиях одиночества, оживляет все окружающие ее предметы. Она является тем самым творческим началом, тем самым сгустком энергии, которое превратит кусок глины в нечто одушевленное. Утилитарного значения предмета как бы не существует, о нем не знают, что позволяет представлять что угодно чем угодно...

suslz пишет:

"Итак... что же это такое...
Своеобразное... извращенное виденье Кэрролла?.. Возможно.
Но мне кажется иначе. Это потрясающий фильм ужасов... он... хм... странный. Настоящий хоррор.

В общем... очень странно, что где-то его называют детским. Потому что Белый Кролик там... даст фору т-рексу из "Парка Юрского Периода".



И его друзья-зверушки - тоже.





  

А вот и Билль, который "вылетает в трубу" :

 

И Синяя Гусеница

Чеширского Кота в фильме нет. Надо думать, что он не соответствует стилистике фильма... который сплошь наполнен физиологизмами. К примеру... Белый Кролик носит "карманные часы" в свое распоротом животе, из которого постоянно сыпятся опилки.

И в домике он ищет отнюдь не перчатки... а ножницы. Жуткие, пугающие своей загадочностью ножницы."

Вот только жутким я бы фильм не назвал. Да, он необычен. Но это лучше, чем "сладенькие" варианты Алисы (это или это). Ещё я сделал себе из этого фильма какой-то сериал. Смотрю его порциями по 20 минут...

скриншоты из фильма(спасибо quirky_nat)

















































































melbaa:

"Характерное для «альтернативного кино» отсутствие фоновой музыки, затянутые сцены и обшарпанные интерьеры производят шизофреническое впечатление - что, впрочем, для экранизации этой книги вполне органично. (Оговорюсь: картина - все-таки не экранизация, а скорее «вариации на тему», поэтому множественные отступления от сюжета не возмущают). Шванкмаер мрачнее и болезненнее Кэрролла, его клацающие костями скелеты зверюшек меня если не пугают по-настоящему, то, по крайней мере, отталкивают. Но несомненная ценность фильма, на мой скромный взгляд, вот в чем.

Шванкмаеровская история - сны и фантазии городского ребенка, сидящего взаперти. Причем время действия - тоже явно не 19 век. Режиссер не просто по-своему решил образы кэрроловских героев - он погрузил всю историю в другие условия. И то, как все детали в фильме подчинены этой идее, заслуживает восхищения. В фильме нет живых существ, которые органичны для пасторальных загородных пейзажей викторианской Англии. Все, что встречает Алиса, подчеркнуто искусственное, игрушечное, бытовое. Именно так выглядела бы история, если бы ребенок решил «поиграть» в «Алису в Стране Чудес», будучи при этом запертым в четырех стенах - например, во время болезни. Дети легко «оживляют» не только игрушки и чучела, но и самые банальные предметы вроде носка и гриба для шитья, и Шванкмаер это хорошо знает. Ах, какая у него Синяя Гусеница! По-моему, одно из самых интересных решений в фильме."

**

Ян Шванкмайер Jan Svankmajer обмолвился однажды, что кукла для него не просто игрушка, не бездушный реквизит - рукотворное существо, в котором брезжит какая-то потаенная жизнь:

«Куклы вросли в мое сознание, стали частью персональной мифологии. Я возвращаюсь к ним вновь и вновь, потому что чувствую тайную связь этих фигурок с потусторонним миром. Обращаюсь к ним за защитой, когда нависает беда. Создаю самодельных големов - чтоб они охранили меня от погромных атак реальности».

Из чего прорастают чудеса? Из сора, конечно, из чего же еще: из тряпиц, деревяшек, проволочек. Из нехитрых оптических трюков. Из подсознательных бездн.
«Анимация - магия, аниматор - шаман», - заметил как-то Ян Шванкмайер.

Режиссер знает, о чем говорит: в его послужном списке - десятки мультипликационных короткометражек. Впрочем, есть в нем и ленты с участием живых актеров и «неигровое кино» и даже музыкальные клипы-абстракции. Разнородные опусы - фильмы, инсталляции, коллажи, керамика - в совокупности образуют самобытный и на удивление цельный авторский мир, диковинную коллекцию «Кабинета Яна Шванкмайра» (так британские почитатели пражского маэстро, братья Квэй, назвали фильм-подношение учителю).

В конце пятидесятых, выучившись на кукольника, Ян Шванкмайер начал ставить спектакли марионеток, рисовать абстрактные картинки, вступил в одну из чешских сюрреалистических групп. Навык «общения» с куклой, опыт постановщика и сценографа вертепных зрелищ оказали, несомненно, определяющее воздействие на кинематографическую практику Яна Шванкмайера. Уже дебютный фильм режиссера с показательным названием «Последний трюк»(1964) был межродовым гибридом пантомимы, анимации и трюкового кино. Живые актеры в идолоподобных масках (контрастный стык «живой» мимики и омертвелых личин) больше всего напоминали исполинских кукол. Они изображали двух эстрадных иллюзионистов, ведущих на сцене непримиримую профессиональную дуэль. Эта сшибка амбиций вела противников к неминуемому саморазрушению.

Следующая картина режиссера «Бах» (1965) - визуальный эквивалент короткой органной пьесы - была по сути дела одним из первых опытов создания абстрактного (еще не видео -) клипа. (Кстати, двадцать пять лет спустя, Шванкмайеру вновь пришлось делать клипы, точнее заставки-перебивки для канала MTV). Строгую мелодию Иоганна Себастьяна интерпретировали не мимы или танцовщики - мелькание выбоин в стенах пражских домов, узоры оконных решеток и дверных трещин.

В 1971 году режиссер снял «Джабервоков», одну из наиболее совершенных своих анимационных лент. Златокудрые красавицы из матового фарфора - антикварные куклы малолетних аристократок - предаются в кадре беззастенчивому каннибализму, чинно вкушая конечности свежесваренных пупсов. Шванкмайер спроецировал на экран больное подсознание «эпохи невинности», сделав акцент на теме инфантилизма: нерасчленимого единства жестокости и наива.

В середине семидесятых Ян Шванкмайер на время отошел от кинематографа (коммунистическая власть решила посильней «закрутить гайки»), обратился к изобразительным искусствам: стал выклеивать эпатажные коллажи:







Стал собирать по косточке остовы потешных монстров (для фиктивного музея естественной истории), на пару с супругой, художницей Евой Шванкмайеровой, принялся лепить, расписывать и обжигать горшки - керамических «головастиков». В восьмидесятые дряхлеющий режим «дал слабину» (а вскоре и вовсе рухнул, сметенный порывом «бархатной» революции). Режиссер вернулся в кино - в ранге еще притесняемого, но уже классика. Лучшие фильмы восьмидесятых - «Возможности диалога»(1982) и «Мужские игры». Автор экспериментировал в них с различными анимационными техниками («оживлял» профили, выложенные из разносортного хлама, играл податливым пластилином, сводил в одном кадре живого актера и мультипликационных «гомункулусов»).

С 1987 года в очередь с короткометражками он стал снимать полнометражное (но по прежнему «гибридное») кино. Перетолковал на свой лад «Алису» и «Фауста» («Лекция «Фауст», 1994), идеи маркиза де Сада («Конспираторы сладострастия», 1996) и народную страшилку («Отесанек»/"Полено", 2000).

Режиссер вымарывает из своего словаря понятие боли, оттого даже летальные финалы не кажутся в его фильмах «полной гибелью всерьез». Неотступное присутствие смерти, тем не менее, весьма ощутимо в выверенном мирке шванкмайеровского «балагана». Для Яна Шванкмайера смерть не просто биологический акт - субстанция запредельного, пропитывающая собой посюсторонний мир. Она прячется в остовах сотворенных им монстров, в «запчастях» человеческих тел (своих франкенштейнов он одаривает всамделишными стеклянными глазами и челюстными протезами).

Адептам «лирической» анимации (почитателям Иржи Трнки и Юрия Норштейна) опусы Яна Шванкмайера видятся искусством неблагостным и агрессивным. Да и сам режиссер кое в чем согласен с оппонентами:

«Время, в котором мы живем, принуждает поэта занять наступательную позицию - только так он может сберечь цельность своего мира. Потому мистификация и юмор (а вовсе не лирика) являются для меня наиболее предпочтительным оружием». Чешский трюкач жонглирует «запретными» мотивами (эрос-насилие-смерть), демонстративно преступает границы «приличий».

Части ассорти: 1 2  3 4  5  6  7  8 9 10
По авторам: а  b с  D  е  f g  h  i  J
"Алиса" в кино:  1   2  3  4   
Ч.Л. Доджсон и Алиса Лидделл:  1   2  3 
А.Лиделл и А.Селезнёва

__

alice, кино, alice_autor_west, шванкмаер, alice_cinema

Previous post Next post
Up