День иллюстрации в Miroedova School: лекция Виктора Меламеда, часть 2

May 21, 2014 15:39

Продолжаю делиться своими впечатлениями от лекции Виктора Меламеда. Наверно, каждый из нас сталкивался с проблемой поиска собственного стиля. Совет здесь дают один - рисуйте больше и смотрите чужие работы. Полтора года назад после курса иллюстрации я этим и занялась. В какой-то момент осознала, что просто скоро свихнусь от просмотра других иллюстраторов. Совет, конечно, хороший, но напоминает что-то из серии "пойди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что".

На лекции Виктор Меламед высказал интересную мысль, как найти свой стиль, которая меня просто потрясла своей простотой. Понятно, что свой стиль - это что-то очень личное, что-то, что идет изнутри человека. Вопрос, как это что-то изнутри достать, и понять, что это оно и есть. Виктор Меламед говорит, что этим личным являются наши ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЕ детские впечатления. "Вы то, что вы ели в детстве". На самом деле я уже давно перерыла все шкафы в доме в поисках своих детских книг и игрушек, но не придавала им такого значения.

Соответственно, из зала был вполне логичный, учитывая историю нашей страны, вопрос: "А что делать, если эти детские воспоминания будут не самыми лучшими для подражания?".
И вот мне кажется, нам не стоит об этом беспокоиться. Ребенка на самом деле очень сложно обмануть и "втюхать" ему что-то неинтересное. Для примера хочу показать свои детские книжки и игрушки дошкольного возраста (первая половина 80-х). После лекции Виктора Меламеда я посмотрела на них новыми глазами.

В первую очередь я вспомнила альбом с репродукциями из Русского музея, издание 1962 года.



Я очень любила его рассматривать, хорошо помню барышень Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Но самое сильное впечатление производила на меня картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Это был, как говорит Виктор Меламед, "культурный шок". Картина вызывала во мне ужас, страх, я могла рассматривать ее часами как под гипнозом.



Еще одним развлечением для меня была папина военная энциклопедия, а точнее флаги разных стран и солдатики в военной форме разных эпох. Честно говоря, я бы все отдала, чтобы вспомнить сейчас, как именно я играла с флагами :)



Мои воспоминания непосредственно о детских книгах с картинками очень скудные. Уже старшеклассницей, я совершенно спокойно позволила родителям отдать куда-то все детские тонкие книжки, а это, между прочим, была целая тумбочка, забитая под завязку. Можете себе представить, как я теперь кусаю локти!!!!! Но для меня более ценными и дорогими по воспоминаниям были 2 тома сказок Андерсена и 3 тома сказок разных писателей с черно-белыми картинками. Их я попросила оставить.



Отсюда, наверно, моя маниакальная страсть к ровной штриховке ))) Я это уже давно поняла, и уговариваю себя каждый раз: "Таня, ну, забудь ты уже про эту штриховку, тебе не интересен сам процесс линогравюры, это все трудное детство, деревянные игрушки... и все такое..." Но каждый раз я просто таю от работ в таком стиле.



А еще мне нравилось рассматривать обложки у этих 3-х книг, там такие забавные силуэты героев из сказок были. После этого некоторые современные книжки моего племянника с однозначными картинками кажутся мне просто скучными.

В какой-то момент в моем детстве появились пластинки. Очень хорошо помню "Голубого щенка" и "Али-баба и сорок разбойников". У последней пластинки была чудная обложка!!! На одной стороне все герои были нарисованные, а на другой - фото актеров в реальной жизни. Мне очень нравилось сравнивать эти 2 картинки и находить в нарисованных героях черты настоящих актеров с фото.

(не знаю, где мои пластинки сейчас лежат, фото из интернета)




Совсем недавно я читала историю нашей детской иллюстрации, и у меня в памяти начали постепенно всплывать картинки из моих детских книжек. Я вспомнила и "Цирк", и "Багаж" Лебедева, но настоящий восторг я испытала, увидев книгу "Мороженое" с его иллюстрациями, причем отчетливо помню из нее только толстяка!!! Я просто прыгала и визжала от счастья, а потом судорожно носилась по всему интернету в поисках, где купить эту книгу.

(фото из сообщества детской иллюстрации kidpix)




Надо сказать, что мое детское отношение к этим книгам оказалось очень специфичным. И на лицо была некоторая путаница в моем детском восприятии тех событий, которые происходили у нас в стране. Я не помню, откуда у меня появились такое представление, но я считала, что эти книжки Лебедева не очень хорошие и относилась к ним с подозрением... (а теперь, как говорится, следите за руками), потому что в них есть пропаганда и агитация, эти книги заставляют людей маршировать в одну ногу во славу чего-то великого. А еще презирают роскошь и бездельников, поэтому восхищаться таким толстым и явно богатым персонажем стыдно (практически дословно мои детские мысли).
Наверно, именно на этом контрасте, что книга плохая, но тот синий толстяк вызывает у меня неописуемый восторг и любопытство, персонаж Лебедева стал для меня еще одним "культурным шоком".

Виктор Меламед рассказывал, что он долго не мог понять, как совместить свои самые сильные детские воспоминания в виде советского плаката и карикатуры. А я, получается, вот уже несколько месяцев недоумеваю и бьюсь головой об стену, как мне совместить живопись и иллюстрацию, "Последний день Помпеи" Карла Брюллова и толстяка из "Мороженого" Лебедева.
Честно говоря, от этого понимания "жить стало легче, жить стало веселее". Тем более, что какие-то точки соприкосновения у меня уже получилось найти.

Недавно мне в руки одновременно попали 2 книги: "Акварели и рисунки русских и советских художников. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина", 1982 года и В.Блинов "Русская детская картинка-книжка 1900-1941". Как я для себя решила, одна - по живописи, вторая - по иллюстрации. Но когда я начала их смотреть, поняла, что многие имена в этих книгах пересекаются!!! Тогда я сначала выбрала то, что мне нравится из книги с акварелями и рисунками, а потом - из книги по иллюстрации, и сравнила. Абсолютным и 100%-м попаданием в моих предпочтениях стал Лебедев!!!

Наверно, уже понятно, что в иллюстрации это был синий толстяк, а в акварели - "Обнаженная"...
http://lebedev-1920.livejournal.com/tag/Живопись



Надеюсь, что со временем у меня получится сложить и этот пазл :)

Еще посты с рассказом о Дне иллюстрации в Miroedova School:
Витрины ДЛТ
Анатомия в иллюстрации
лекция Виктора Меламеда, часть 1

детское, книги, художники, обучение

Previous post Next post
Up