Сегодня расскажу про анатомию, и начну тоже с предыстории. Полтора года назад я проходила
курс коммерческой иллюстрации в Miroedova School. Мои знания рисунка и анатомии были тогда минимальными, точнее сказать - никакими. Это мой "шедевральный" велосипедист с самого первого занятия, когда я в стрессовом состоянии пыталась вспомнить, где у него должны быть ноги, руки, а где руль :)
При таком раскладе, наверно, можно предположить, что самым тяжелым для меня должна была стать тема реалистичной иллюстрации. Но это оказалось не так. Последующее занятие, целиком посвященное реализму, прошло для меня без какого-либо намека на стресс, очень весело и с куражом. Вот так у меня "на карнавале королева короновала кавалера". Между велосипедистом и этой картинкой прошли уже несколько параллельных с курсом иллюстрации
занятий "Живого наброска" в Изоалфавите, где мы рисовали людей с натуры. Королева просто полностью аналог одной из колоритных моделей в Изоалфавите.
Но вот, что действительно выбило меня из колеи, так это минимализм, наив, примтивизм, приправленный темой Sweet Love, для Дня святого Валентина. Такого бессилия я еще никогда не чувствовала, как в плане идей, так и их реализации. Хотелось просто спрятаться под стол. Хотя казалось бы, что тут такого, рисуй себе детские кружочки и палочки!!! Но откуда у них должны расти ручки и ножки???
Гротеск прошел чуть менее болезненно (наверно, из-за темы), но "я тоже плакал", и гротеском тут даже не пахнет.
Для себя я тогда пришла к следующему выводу. Легкость стилей, отличных от реализма, это только видимость. Что гротеск, что примитивизм требуют от художника отточенных до совершенства навыков рисунка, в том числе и анатомии. В этих стилях все построения происходят в голове художника, а на бумаге появляется только самое главное, важное, эффектное. И цель того же гротеска не исказить анатомию, и не отвергнуть ее, а лишь усилить образ. Даже если в фэшн-иллюстрации длина ног у девушек сильно преувеличена для красоты, то они в любом случае должны расти из правильного места, для той же красоты :)
Да, я знаю примеры потрясающих работ, чьи авторы не владеют академическим рисунком. Действительно, достичь определенного мастерства можно разными способами. Например, заниматься копированием состоявшихся художников, в процессе рука тоже привыкнет к нужным пропорциям. Или извести кучу бумаги и в какой-то момент поймать эффектный штрих, сочетание пятен или эмоциональный жест. Я человек ленивый и предпочитаю один раз досконально во всем разобраться, чтобы в дальнейшем свести к минимуму рутинную работу и исключить момент случайности. Мне проще просто пойти и изучить первоисточник - анатомию.
Как вы понимаете, после курса в Miroedova School я и отправилась изучать анатомию. По моим рисункам в жж видно (выкладываю я 95% нарисованного), что воз и ныне там. Я до сих пор не рисую людей. Изучение анатомии для художников напоминает мне игру твистер (фото с интернета).
Я всегда начинаю следить за точками построения, они петляют, заставляют смотреть на человека одновременно и сбоку, и снизу, и сверху… И наступает такой момент, когда я запутываюсь в собственных руках и ногах, и падаю. Или, другой вариант, этих точек просто не хватает :)
Теперь возвращаюсь ко Дню иллюстрации в Miroedova School и Светлане Калиничевой, которая выступала с темой "Анатомия: быть или не быть???". Однозначно быть, тем более с таким преподавателем. Пару месяцев назад я была на мастер-классе Светланы
"Анатомия: рисуем портреты". И для меня это было маленькое чудо - я не упала!!! Это был всего лишь 3-х часовой мастер-класс, а не недельный курс. Да, меня шатало и местами сильно, так что Светлане приходилось тянуть руку помощи, но я смогла удержать во внимании все точки!!! Я была безумно довольна результатом.
Я не упала, потому что количество точек не превысило критический порог моего внимания. При этом на любом этапе уже было понимание, что я рисую ЖИВОГО человека с ОПРЕДЕЛЕННЫМ ХАРАКТЕРОМ, а не просто анатомически правильный череп.
Еще, наверно, отмечу плюсы Светланы просто как преподавателя. Мы рисовали Ренату Литвинову по фотографии. Мой портрет получился непохожим на ту фотографию, там был другой ее образ, но каким-то чудом на моем портрете тоже была Рената Литвинова... с неправильными ушами... Я даже боялась дышать, чтобы ее не испортить. И, о чудо!, Светлана не стала вносить каких-то кардинальных правок и не заставила меня добиться сходства с фотографией!!! :)
Надо ли говорить, что теперь я готова внимательно слушать любую лекцию Светланы и мечтаю попасть к ней на недельный курс, а еще жду продолжения анатомии уже всего человека :)
Еще посты с рассказом о Дне иллюстрации в Miroedova School:
Витрины ДЛТ лекция Виктора Меламеда, часть 1 лекция Виктора Меламеда, часть 2