Сегодня будет самое интересное - про лекцию Виктора Меламеда "Генеалогия современной иллюстрации". И начну опять же с предыстории.
Полтора года назад абсолютно без каких-либо навыков в рисовании я пришла на
курс коммерческой иллюстрации к Софье Мироедовой, который был явно для продвинутых пользователей. Почему??? ...Прежде чем начать изучать основы рисования, я хотела понять, а какие именно знания мне понадобятся.
Что представляет собой иллюстрация? На тот момент у меня была абсолютная каша в голове, и я даже не понимала, чем отличается иллюстратор от графического дизайнера (сейчас я хотя бы разобралась, почему у меня такая каша в голове получается).
Какие стили иллюстрации есть? Как я уже говорила, я человек ленивый, и рассудила, зачем мне самой изобретать велосипед, и придумывать свой "типа новый" стиль, когда можно пойти и посмотреть, что уже до меня там сделали. Тогда я не знала ни одного имени в иллюстрации, и не понимала, на кого можно ориентироваться.
Прочитав программы курсов, мне стало очевидно, что такую информацию можно получить только на интенсиве у Софьи. На свой страх и риск, я пошла на курс для продвинутых иллюстраторов. И это было правильное решение!!! Софья рассказала об иллюстрации так, что мне стало стыдно за свое пренебрежительное отношение к иллюстрации. Стыдно за то, что я не видела в иллюстрации настоящего искусства.
Еще один курс у нас в стране, где можно получить такие знания - это курс Виктора Меламеда в Британской высшей школе дизайна в Москве. И спасибо огромное команде Miroedova School за возможность послушать лекцию Виктора Меламеда в Питере!!! :)
Мыслей в голове после лекции много, и я как-то погорячилась, отведя на них всего один пост, их будет два :)
В первую очередь, меня поразило, с какой легкостью Виктор Меламед создает генеалогическое дерево для своих работ. По его словам, современной иллюстрации как таковой нет, все уже придумано до нас лет 50-70 назад. И он тоже предлагает не изобретать велосипед, потому что, скорее всего, вы уже этот велосипед где-то видели, надо только понять, где. Приведу небольшой кусочек с лекции, его, наверно, все знают, но на этом примере, мне будет легче объяснить свою мысль.
Виктор Меламед создает для журнала Rolling Stone иллюстрации, подражая стилю Пабло Лобато (Pablo Lobato).
Последний в свою очередь копировал Дэвида Каулза (David Cowles).
Тот - Джима Флора (Jim Flora).
А он - Пабло Пикассо, который вдохновлялся африканскими масками. А племен в Африке такое множество, что хватит не на одного Пабло Пикассо.
На самом деле там эта цепочка гораздо сложнее, у Виктора Меламеда есть целая схема с разными ответвлениями. Но главное, что найдя таким образом первоисточник своего "велосипеда", вы сможете открыть что-то новое в этом стиле, потому что предыдущий подражатель мог взять только какой-то один мотив.
Все это безумно интересно, и я бы тоже хотела видеть такую взаимосвязь. Но если отталкиваться от данного примера, то вот творчество Виктора Меламеда я знаю, и Пабло Пикассо с африканскими масками я тоже знаю, а посередине у меня просто провал в знаниях!!! Если взять любого другого современного иллюстратора, то я вряд ли смогу связать их со знакомой всем историей искусства и докопаться до первоисточника.
И это не значит, что я не пытаюсь восполнить этот пробел в знаниях. Новые имена, о которых я не слышала, сыпятся на меня каждый день, и, кажется, этому нет ни конца, ни края. Все это не систематизировано, какими-то кусками. Честно говоря, в последнее время я даже немного сникла от того количества новый для меня имен, и от того, сколько мне надо еще узнать. И если сейчас в магазинах есть множество книг по истории искусства, живописи, то книги, фильмы по истории иллюстрации на дороге не валяются, а если и есть, то охватывают только какой-то небольшой кусок времени, или одно направление.
Еще один момент, который меня поразил, это то, с какой легкостью Виктор Меламед может переключаться с одного стиля на другой. Казалось бы, раскопай так только свой стиль, и живи себе в нем спокойно. Но нет, Виктор Меламед находит вдохновение и в творчестве детского иллюстратора Льва Токмакова, истоки которого ведут в абашевскую игрушку и жостовскую роспись (если я правильно запомнила).
Как ни крути, а все равно хорошо бы знать и историю иллюстрации, и историю искусства в целом. И если с проблемой в анатомии я нашла для себя
решение, то здесь готова принять любые ссылки на книги, лекции, фильмы с какой-нибудь толковой информацией по истории иллюстрации, а также советы, как это все систематизировать.
(продолжение следует...)
Еще посты с рассказом о Дне иллюстрации в Miroedova School:
Витрины ДЛТ Анатомия в иллюстрации лекция Виктора Меламеда, часть 2