alkime меня спрашивает:
Скажите пожалуйста , с какого возраста Вы ввели такую систему оплаты?
И кстати - дети готовят мясные блюда тоже?
И разнится ли выполняемая работа от возраста детей?
Чтобы у нас с вами не было путаницы и разночтений, хочу ещё раз остановиться на том, за что вообще вводится какая-либо оплата детям. Как я уже говорила в других своих текстах на эту тему (
1,
2,
3,
4), все способы стимулирования, которые я использую при выращивании детей, направлены в первую очередь на формирование и закрепление у них навыков для самостоятельной жизни. Именно это является моей целью, а вовсе не то, чтобы они делали всю работу по дому или, например, готовили еду на всю семью.
То есть моей основной задачей является научение их навыкам самообслуживания, навыкам жизни в коллективе людей, навыкам успешной и продуктивной жизни и доведение их умения до автоматизма. Владение частью этих навыков требуется человеку с самого раннего возраста, например, навыки самообслуживания. Вот тогда-то я и начинаю эти навыки ребёнку прививать.
И как любая привычка, освоение навыков должно пройти несколько этапов до того момента как человек начнёт их делать на автомате.
Можно выделить четыре стадии в круге обучения между первоначальным знакомством с новым материалом (навыками, концепциями и пр.) и компетентностью.
Бессознательная некомпетентность: у тебя нет навыка, и ты не знаешь о его отсутствии или вообще о возможном существовании такового. Когда ты осознаешь недостаток навыка, ты переходишь на вторую стадию.
Сознательная некомпетентность: ты знаешь, что у тебя нет данного навыка. Понимание собственной некомпетентности, с одной стороны, может мотивировать тебя на приобретение недостающего навыка, а с другой стороны, может породить чувства неуверенности и дискомфорта, мешающие обучению.
Сознательная компетентность следует за процессом сознательного обучения навыку. Вначале эта стадия часто отмечена самоосознанием. Воспроизведение того или иного действия требует постоянного мысленного контроля и может выполняться хуже, чем до начала обучения.
Бессознательная компетентность - это заключительный этап обучения, когда навык полностью интегрирован в твое поведение. Твое бессознательное справляется с ним самостоятельно, а твое сознание свободно дл я обучения новому навыку. Эта стадия характеризует мастерство.
Но мало перечислить все эти стадии обучения, нужно еще знать подводные камни, которые встречаются на пути от незнания к мастерству.
Психолог стенфордского университета Альберт Бандура большое внимание уделял исследованиям взаимоотношений между тем, что люди собираются сделать, и тем, как они это делают в действительности. В ходе своих исследований он вывел кривую этой зависимости, которая впоследствии была названа его именем - Кривая Бандуры.
Графически кривая выглядит следующим образом:
Сценариев происходящего может быть три.
Первый - это наши ожидания. Предположим, кто-то решил следить за собой и сбросить вес за счет новой диеты. И за первую неделю сбросил два килограмма. Тогда путем нехитрых расчетов человек получает, что через две недели будет четыре килограмма, через три - шесть, и так далее, пока он не достигнет своего результата. Логично? Конечно!
Но на самом деле все происходит немного по-другому. По сценарию номер два. Этот сценарий знаком каждому, кто с понедельника начинал новую жизнь. Например, делал зарядку. Сначала все шло как в сценарии номер один. Каждый день приносит одинаковую порцию успехов. Мы строим радужные планы.
Но потом что-то случается, и достигнутые результаты начинают отставать от наших планов. Причем расхождение становится все больше и больше. Через некоторое время рост достижений совсем останавливается и наступает момент истины.
Мы либо отказываемся от своего нового занятия, и через некоторое время жизненная ситуация возвращается к исходному состоянию, либо крепко задумываемся и ищем пути продолжать рост. Это сложнее, результат не гарантирован, но если у нас получается, то прогресс возвращается и оказывается даже больше, чем мы могли рассчитывать сначала. Это сценарий номер три.
Для того чтобы процесс пошел по третьему варианту, в точке, где произошла заминка, нужно привлечь дополнительные ресурсы. Они могут быть самыми разными. Например, это может быть совет консультанта, прочитанная книга для чайников, чужой опыт, помощь со стороны или увеличение интенсивности усилий. В реальном мире возможностей масса.
(Подробнее о кривой Бандуры см. в электронной газете "
Школа своего Здоровья" - выпуск 249 (октябрь 2008 г.))
Взглянем на сценарий №3 ещё с одной стороны. Пронумеруем с его помощью все этапы становления мастерства.
- Формирование идеи: Чего я хочу достичь, кем я хочу стать? Как мне этого добиться?
- Концентрация усилий как физических, так и эмоциональных и интеллектуальных. Идет процесс обучения и наработки необходимых для реализации цели навыков.
- Медленный рост - появляются первые результаты, процесс обучения продолжается.
- Быстрый рост - лавинообразный успех. Все получается. Процесс обучения закончен.
- Стабильность - достигнут потолок возможностей при данном уровне знаний и навыков.
- Прорыв - новый взгляд на имеющийся багаж профессионального опыта, отыскание новых возможностей для роста.
- Мастерство - умение видеть отдаленную перспективу, просчитывать варианты и выбирать оптимальный путь для достижения поставленной цели.
Можно разобрать все это на примере вот такой цели: Научиться варить вкусный борщ.
1. Формирование идеи.
Определились с целью: варить вкусный борщ.
Определили критерии:
вкусный, чтобы нравился мне и моей семье.
срок - два дня
за образец берем борщ от Марьи Ивановны (узнаем рецепт)
пишем список необходимых продуктов и кухонного инвентаря
2. Концентрация усилий:
Звоним М.И. и выясняем все нюансы приготовления ее борща, закупаем необходимые продукты, высвобождаем личное время для проведения обучения. Первые опыты - кушать можно, но без всякого удовольствия.
3. Медленный рост - еще раз звоним М.И. и уточняем в чем может быть ошибка. Варим новый борщ - лучше, но еще недостаточно вкусен. Но постепенно, с каждым разом борщ все вкуснее и вкуснее.
4. Быстрый рост - Любимое блюдо родных - борщ от М.И., приготовленный нашими руками. Они его готовы есть утром, днем и вечером каждый день без выходных.
5. Стабильность - в приготовлении борща мы достигли высот. Сама М.И не может отличить свой борщ от нашего.
6. Прорыв. А может использовать новые ингредиенты? Количество рецептов борщей растет. Выпускается книга "Рецепты борща на любой вкус" Люди обращаются за советом.
7. Мастерство. Достаточно попробовать одну ложку чужого борща, чтобы сказать, что в нём не хватает и как можно его улучшить. Открывается школа: Обучение приготовлению борща "Пальчики оближешь" за три занятия. Появляются ученики, единомышленники. Добавление новых дисциплин и курсов в обучение. Открытие ресторана и магазина "Пальчики оближешь". Открытие сети школ, сети ресторанов и магазинов "Пальчики оближешь" на территории страны и по всему миру....
(Подробнее об этапах обретения мастерства см. в электронной газете "
Школа своего Здоровья" - выпуск 201 (апрель 2007 г.))
Моя задача как родителя довести освоение каждого навыка до четвёртой стадии. На этом свою задачу я буду считать выполненной успешно.
Самыми сложными этапами для ребёнка являются второй и третий, когда нужно прилагать усилия, а результат этих усилий не всегда очевиден. На кривой Бандуре этот момент носит название первой точки начала регрессии. Вот на этих этапах я и использую разные виды стимулирования.
Стимулом может быть всё что угодно - это в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Для одного наградой служит похвала, для другого внимание к нему, для третьего нечто более материальное. Практически не было такого, чтобы один и тот же навык у разных детей закреплялся одинаковыми способами стимулирования. Для каждого нужно найти что-то своё, работающее лично для него. В этом и заключается талант родителя - индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Теперь что касается денежного стимулирования. Его я начинаю вводить с того возраста ребёнка, когда он начинает воспринимать деньги как ценность. У каждого из моих детей этот возраст свой. До 7-8 лет деньги для них особой ценности не представляли, поэтому до этого возраста деньги как стимул я не использовала. По мере взросления детей денежное стимулирование я начала вводить всё чаще, одновременно развивая у детей навык обращения с деньгами.
По поводу распределения работ в зависимости от возраста. Конечно, возрастные ограничения присутствуют. Например, я не дам младшему сыну работать с триммером (инструмент для стрижки газона) до тех пор, пока у меня не будет стойкого убеждения, что эта работа ему по плечу.
Более старшие дети учатся выполнять более сложную работу. И да, если у нас в меню есть блюдо с мясом, то они приготовят это блюдо. Первый раз они это, как правило, делают со мной, с мужем или с бабушкой. Второй и третий раз мы за ними смотрим, как у них получается. А дальше уже они сами осваивают эту премудрость. Вот на этапе самостоятельного освоения я и ввожу разнообразные стимулы, чтобы они были заинтересованы в развитии этого навыка.
Бывает и такое, что никакое стимулирование вообще не требуется, так как ребёнку сам процесс освоения нового доставляет удовольствие. Ещё раз подчеркну, что тут всё индивидуально и зависит от особенностей самого ребёнка.
Чем лучше мы знаем своих детей, их сильные и слабые стороны, тем легче для нас становится определить что именно для них станет мотивирующим фактором для освоения нового.
Именно поэтому на вопрос
tiginyana о том, что может послужить стимулом для её приёмного сына в процессе школьной учёбы, я ответила, что начинать надо не с выбора стимула, а с изучения самого ребёнка - его склонностей, интересов, характера. Только узнав, что для ребёнка является важным, а что второстепенным, что им ценится, а что нет, мы сможем выбрать работающую мотивацию.
И ещё очень важное условие. Мы должны точно знать зачем ребёнку нужен тот навык, развитие которого мы стимулируем. Так как если у самого родителя нет чёткого ответа на вопрос - зачем, например, ребёнок ходит ежедневно в школу, то любые стимулы к ежедневной учёбе в школе, очень быстро потеряют своё стимулирующее действие.