Когда я пишу об
оплате домашнего труда детям, то в комментариях всегда всплывают одни и те же опасения. Озвучу их:
- Если дети будут делать работу по дому за деньги, то потом они к этому так привыкнут, что начнут требовать денег за каждый свой чих.
- Когда родители станут совсем старенькими, то есть будут не способны позаботиться о себе самостоятельно, то эти, развращенные трудом за деньги дети, не поднесут им и стакана воды без предварительной оплаты.
Ну что же, разберём в чём тут неправда. Но начать я хочу не с того момента, когда вы решаете стоит ли договариваться со своим ребёнком о том, что теперь за мытьё полов он будет иметь возможность получить звонкую монету. Нет, начать я хочу с того момента, когда вы решаете родить ребёнка в свою семью.
Приняв такое решение, вы на себя накладываете определённые обязательства по выращиванию ребёнка до того момента пока он не сможет начать заботиться о себе сам.
И тут возникает резонный вопрос, который себе лучше задавать всё же ПЕРЕД принятием решения о продолжении своего рода: Будет ли ребёнок в будущем иметь какие-либо обязательства по отношению к вам? Должен ли он вам что-нибудь только потому, что вы его родили, вырастили и выпустили в люди?
Многие считают, что раз они тратили своё время, нервы и деньги на ребёнка в течение многих и многих лет его детства и юности, то теперь выросший ребёнок просто обязан потратить время, нервы и деньги на них, чтобы восстановить нарушенное равновесие: ты мне - я тебе.
Но вот только вся загвоздка заключается в том, что у ребёнка никто не спрашивал, согласен ли он на эту сделку. Ему её навязали как саму собой разумеющуюся, аргументируя это тем, что раз я потратился на тебя, то теперь ты должен потратиться на меня. "Ты мне должен - и всё тут!!!"
Я не считаю такой подход честным и хоть сколько бы то ни было оправданным. Напомню, решение о том, чтобы родить ребёнка принимал не ребёнок, а его мама с папой и именно они несут всю полноту ответственности за него. Ребёнок может к ним испытывать чувство благодарности, но никак не чувство долга. Ведь он никому не присягал на верность и любовь до гроба, ничего не обещал и ни под какими обязательствами не подписывался.
Ну а раз ребёнок мне ничего не должен, то я не могу с него ничего требовать, логично? Единственное, что я могу делать, это просить. Просить помыть полы в доме, просить почистить картошку на обед, просить вынести мусорное ведро. Если ребёнок свободен и на просьбы отзывается с радостью, то никаких проблем не возникает. А что делать, если он занят - у него интересное занятие, которое он не хочет прерывать и ваша просьба в который раз повисает в воздухе?
Я не буду разбирать, что делают родители, которые считают, что ребёнок им должен по жизни и поэтому обязан выполнять все их требования, включая требования по уборке дома, готовке еды и прочее-прочее, что им придёт в голову. Манипуляции и угрозы - вот их язык и он мне не интересен. Единственное, что вызывает интерес - это способы противостоять манипуляциям и угрозам. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Мне больше интересны родители, которые не считают детей своей частной собственностью и потому общаются с ними не как начальники с подчиненными, отдающие приказы и свято чтущие субординацию, а больше как коллеги или друзья, между которыми приняты просьбы и взаимовыручка.
Чем просьба отличается от приказа? Тем, что просьбу ты можешь отклонить, если она тебя чем-то не устраивает, а вот приказ ты выполнить обязан в любом случае. За отказ выполнить просьбу тебе ничего не будет, а за отказ выполнить приказ ты можешь быть лишён многих благ, то есть будешь наказан. Разница, на мой взгляд, существенная.
Так как же быть тем родителям, которые оперируют не приказами, а просьбами? Что делать со всей этой бытовухой, которой в каждой семье много?
- Вкалывать самим, не беспокоя детей?
- Нанять специально обученный персонал, чтобы переложить на его плечи всю рутинную работу по дому?
- Заинтересовать детей в этой работе, попутно научив их её выполнять?
Так как моей задачей как родителя, помимо выращивания ребёнка в человеческих условиях, является научение его самостоятельности, то для обеспечения этой задачи я должна буду его научить всему тому, что делает обычный разумный человек для своего комфортного жизнеобеспечения. И умение содержать дом, а также умение приготовить себе еду также входят в число необходимых навыков, которым я должна буду его обучить.
Поэтому из всех трёх предложенных вариантов организации работы по дому я выберу третий, когда у ребёнка появится шанс научиться чему-то новому. Второй вариант я бы выбрала лишь в том случае, если бы у меня не было детей и мне некого было бы учить. Первый вариант - годится лишь для семей, где есть ребёнок в возрасте до года.
Конечно, могут быть промежуточные переходные варианты, я сейчас говорю лишь об общей тенденции. Но, вернёмся к навыкам. Как же мне обучить ребёнка необходимому для его выживания и преуспевания в жизни, не прибегая к солдафонским приёмам отдачи приказов?
Ответ на мой взгляд очевиден - нужно сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Смог же как-то Том Сойер превратить в увлекательное занятие покраску забора, проявив немного изобретательности. Вот и нам нужно изобрести нечто подобное.
Пока ребёнок маленький тут всё просто - он с радостью делает всё то, что делают мама или папа. Если не мешать ему в период, когда он всё хочет делать сам, то можно очень быстро привить ему все элементарные навыки по уходу за собой. Но вот что касается рутинной работы по дому, требующей ежедневного труда, то тут дела обстоят не столь радужно. Как только ребёнок чему-то научается, то делать одно и то же дело изо дня в день становится для него не столь заманчивым занятием, каким оно было в самом начале освоения навыка. Родителям нужно поднапрячься, чтобы придумать как сделать так, чтобы этот навык ребёнок закрепил и продолжил бы делать его в своей взрослой жизни уже на автомате.
Можно, конечно, попросить ребёнка о помощи. Но сколько раз я могу просить ребёнка помочь мне по дому бескорыстно, не злоупотребляя его добротой и хорошим ко мне отношением? По моему опыту не больше одного раза в день, да и то поручение должно быть не слишком тяжёлым и затратным по времени. Для автоматического закрепления этого одного раза явно недостаточно.
Поэтому, просьбы дело хорошее, но я ими не злоупотребляю. Есть ещё один работающий стимул - награда за сделанное. Вот тут можно придумать много вариантов того, что может выступать в качестве такой награды: похвала, подарок, совместная поездка, купон на свободное время родителя, давно обещанная покупка и много чего ещё, в том числе и деньги.
Ни для кого не секрет, что деньги в современном мире играют большую роль. Но главное, что они дают, и о чём многие забывают, они дают свободу делать то, что тебе хочется.
Умение зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться - это тоже навыки, без владения которыми человек не сможет вписаться в общество. Поэтому их тоже надо развивать. И я решила соединить приятное с полезным. Я перестала давать детям карманные деньги на их желания просто так, но я дала возможность эти карманные деньги заработать, и тем самым осуществить свои желания.
То есть, у нас получается обмен - ребёнок с одной стороны делает то, что хочется мне - обретает и усваивает навыки для самостоятельной жизни, вырабатывая у себя здоровые привычки, а с другой стороны - делает то, что хочется ему - получает возможность осуществить свои материальные желания в тот момент когда это хочется ему, а не когда это смогут родители.
Вообще постоянное ощущение того, что мне всё под силу и я могу исполнить любое своё желание преображает человека, развивая его веру в себя и свои силы. И это ещё один бонус, который получают дети, которые с детства ощущают себя состоятельными людьми.
Теперь же я хочу вернуться к тем опасениям, с которых начала этот очерк.
Первое - если дети будут делать работу по дому за деньги, то потом они к этому так привыкнут, что начнут требовать денег за каждый свой чих.
Если родители изначально настроены на то, что работа по дому для ребёнка не самоцель, а целью является обучение ребёнка навыкам самостоятельной жизни, то они сумеют найти те стимулы, которые помогут этим навыкам сформироваться, а затем закрепиться. Деньги - это мощный стимул, но далеко не единственный, который поможет справиться с этой задачей.
И второе опасение: А когда родители станут совсем старенькими, то есть будут не способны позаботиться о себе самостоятельно, то эти, развращенные трудом за деньги дети, не поднесут им и стакана воды без предварительной оплаты.
Обратите внимание, на протяжении всей статьи я пытаюсь донести одну мысль - ребёнок ничего не должен своим родителям, в то время, как у родителей такие обязательства перед детьми есть. Ребёнок от каких-либо обязательств изначально свободен, так как просто никогда их на себя не брал.
И потому требовать от ребёнка того, чтобы он ухаживал за своими родителями на том основании, что они его родили и воспитали, неверно. Не вина ребёнка в том, что родители не смогли получить свою награду вовремя в то время когда они были полны сил. У них эта возможность была, а они её профукали, дожидаясь мифического стакана воды в старости и строя планы по возвращению сыновьих и дочерних долгов.
Что же это за упущенная награда? И вот тут самое интересное.
Многие не воспринимают сам факт наличия у них детей как то, что надо ценить и то, за что надо благодарить Вселенную. Дети для многих обуза, тяжёлая обязанность, от которой нужно как можно быстрее освободиться, у части людей на детей имеются свои корыстные планы - они их рожают для продолжения своего рода, дела, для того, чтобы кто-то скрасил их одинокую старость.
В то время как дети - в тот период, когда они всё ещё дети, и живут со своими родителями - это самое настоящее удовольствие и самая большая радость, которую только может получить человек от своих детей.
Всё то время, которое родители проводят со своими детьми, обучая их тому, что умеют сами, и учась у них свежему, не замутнённому стереотипами, взгляду на мир - и есть тот бонус, который имеется в их распоряжении и который многие просто не замечают, так как не видят в общении с детьми ничего интересного, занятые своими мыслями. Мимо них проходит всё: всё то огромное удовольствие от ухода за своими детьми, забота о них, радость от общения с ними, от совместных с ними дел, игр и занятий, детская безусловная любовь - то есть всё то, что и является главной родительской наградой.
Мы не становимся идеальными родителями от рождения. Родительству нужно специально учиться и желательно перед тем как заиметь своих собственных детей.
Редко какой ученик получает сразу удовольствие от игры на фортепиано - он плохо знает ноты, у него не развиты пальцы, нет должного автоматизма. Но какое удовольствие способен ощутить маэстро, виртуозно исполняющий музыку собственного сочинения!
С родительством всё тоже самое. Только тот, для кого уход за ребёнком не вызывает особых трудностей, кто не паникует перед тяжёлыми и неожиданными ситуациями, кто осознанно подходит к своему родительству и кто сам умеет жить в счастье каждый день, независимо от погоды на дворе и обстоятельств в своей жизни, способен ощутить всё то, что способно дать ему его родительство и в полной мере насладиться выпавшей на его долю наградой.
И ещё одна мысль, без чего мой ответ на второе опасение был бы не полным. Только от нас самих зависит, какой именно будет наша старость - нищей, одинокой и в болезнях, или же мы закончим свои дни в полном душевном и материальном благополучии, в окружении родных и близких нам людей. И тут дело вовсе не в безоплатном долге, который, якобы, несут наши дети всю свою жизнь, дело тут только в нас, в наших знаниях и умениях оставаться такими людьми, с которыми нашим детям всегда будет интересно общаться сколько бы лет нам при этом не было.