Статья была написана для сайта
"НИИ Гарри Поттера", который, кажется, не слишком доступен. Сейчас лежит на
magical-fellowship.com. Пусть и тут полежит. Написана вскоре после выхода 4 книги.
Выбор Гарри
Усердные старания о забвенииРоссия одна из немногих стран, в которых появление цикла романов о Гарри Поттере вызвало резкую критику не только со
(
Read more... )
Однако тут в ходе дискуссии выясняется, что в "Гарри Поттере" отсутствует один довольно важный урок. (Мне бы тоже не пришло в голову, но Роулинг вроде как умнее...) В нём нет персонажа, который всем хорош, благонамерен и как бы свой, но у которого нет то ли зрения, то ли нюха, то ли не знаю уж чего, и который из тех же пятнышек складывает не то, что хотел нарисовать художник и что видят зрители, а что-то совершенно дикое. Афазия такая, коммуникационная. Невидение контекста. Было бы интересно столкнуть героев с таким персонажем. Интересно, может ли простой человек подать Роулинг идею...
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Но верю в чистый образ!
(с козлиным пергаментом не был бюрократом, вроде как)
Reply
(The comment has been removed)
(А я всё равно верю в чистый образ дурака! Верую! Верую!)
Reply
Reply
Причем заметьте, что хотя я и писал в риторическом запале "не понимаю, как там можно вычитать" и т.д., на самом-то деле не такой уж это бином Ньютона. Достаточно очевидно, откуда берутся такие прекраснодушно-либеральные интерпретации; скажу более - для них даже есть-таки некоторые формальные основания. То есть мое недоумение было скорее не о том, что видите в этой книге вы, а о том, как вы умудряетесь не видеть в ней то, что очевидно мне.
Иными словами, я понимаю и вашу точку зрения, и свою; вы же - только свою.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
При этом заглавный герой не "особенно хорош", а поставлен в такое положение, что у него нет выбора. Даже если он захочет - его не примут в темные ряды (как евреи при Гитлере). Именно поэтому мы можем доверять его точке зрения, а не потому что он умнее или лучше (что неверно).
Reply
Reply
Вот этого я вообще не понял, простите. У того, у кого действительно нет выбора, включается психологический механизм самооправдания через искажение и цензурирование действительности. Картина мира такого человека искажена, подогнана под то, чтобы ощущать себя не беспомощной жертвой, а героем; "не меня лишили выбора, а никакого выбора на самом деле и не было, я поступил единственно возможным образом".
Конечно, у того, кто сделал выбор сознательно, тоже есть свои искажения - ему надо оправдать свой выбор (но у него, как правило, хотя бы выше информированность). Вообще, неискаженных картин мира не бывает; и все-таки любопытно, почему Вы предлагаете в качестве идеала объективности именно "жертву обстоятельств"?
Reply
Leave a comment