Зерновой кризис в СССР: 1963 и другие годы.

Oct 16, 2012 04:29


Некоторые мысли после прочтения текста davnym_davno Шестьдесят третий и другие годы (черновой набросок) и комментария к нему Марии Говоровой.

Итак, для понимания ситуации, сложившейся в 1963г. посмотрим сперва на данные централизованных заготовок зерна, централизованного расхода зерна и госрезерва на 1.07., приведённые впервые из засекреченных ранее архивов Д.А. Волкогоновым в книге "Семь вождей":


Первое, что бросается в глаза - разница между зерновой политикой, проводимой в послевоенные годы Сталиным и Хрущёвым. Если не считать неудачного 1946г., при Сталине заготовки в 1947-52гг. ежегодно превышали расход, резервы росли, хотя при этом довольно много зерна экспортировалось, экспорт рос и достиг в 1952г. 4,5 млн. тонн. (Что неудивительно: зерно было основным экспортным товаром СССР с 1946 по 1950г., доля в экспорте: 1946г.: 21,4%, 1950г.: 12,1%, 1955г.: 8,3%, 1960г.: 8,4%, и лишь в 1966г. падает до 2,6%)

За счёт чего же достигались Сталиным такие успехи ? За счёт жесточайшего ограничения потребления зерна, содержания населения на грани голода. Вот как описывает это Волкогонов:

...Нетрудно видеть, что все эти годы (во время войны - понятно) заготовки были очень низкими. Однако госрезерв, независимо от урожая и потребления после войны, создавался на достаточно высоком уровне. Чтобы выжить, люди воровали с полей хлеб: зерно, колоски. В июне 1946г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и Совмина о строжайшей ответственности за "расхищение хлеба". Министр внутренних дел С. Круглов регулярно докладывал Сталину о ходе выполнения этого постановления. Например, в декабре 1946г. было "привлечено к уголовной ответственности за хищение хлеба 13559 человек, в январе 1947г. - 9928...

Со смертью Сталина зерновая политика смягчается: уже в 1953 и 54 гг. централизованный расход зерна существенно возрастает, несмотря на падение заготовок по сравнению с 1952г. При этом экспорт зерна не растёт вплоть до 1957г., оставаясь ниже сталинского пика 1952г.: приоритет новой власти отдан потреблению, за счёт снижения резервов. Расход зерна растёт в целом и дальше вплоть до предкризисного 1962г., следуя за ростом населения и общей более мягкой политикой новых властей. Уровень же госрезерва держится у очень низких показателей, падая с около 50% годового централизованного расхода в последние годы Сталина до около 11% в предкризисный 1962г.

Показательны также изменения структуры зернового экспорта после смерти Сталина: падение доли кап. стран, куда зерно экспортировалось за валюту, и рост доли экспорта в соц. страны, куда зерно поставлялось по субсидированным ценам в рамках экономической помощи.


(Кап. страны: Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция + Бразилия, с которой экономические отношения строились без субсидий. Соц. страны: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Польша, Чехословакия)

Видим, что сразу после смерти Сталина СССР приходится увеличить субсидии сателлитам путём роста туда зернового экспорта - сателлиты стали меньше бояться, и им пришлось больше платить за "правильную политику".

Общий вывод на данном этапе: приоритеты Сталина - рост резервов зерна и экспорта путём жестокого силового ограничения потребления (в 1952г. централизованный расход зерна оставался ниже предвоенного 1940г. !!!). Приоритеты новой власти Хрущёва находятся в рамках общего смягчения политики: рост потребления и рост экспорта в соц. страны.

Резервы в результате сократились до крайне низких уровней: около 11% годового централизованного расхода зерна и около 5,4% общего расхода зерна в стране за 1962г. (около 116 млн. тонн). Заметим, функция госрезервов - обеспечивать разрывы между наличными ресурсами и использованием зерна в рамках всего зернового баланса, а не только централизованной его части: например, в случае неурожая или стихийного бедствия в какой-либо части страны необходимые ресурсы могут быть оперативно переброшены только централизованно, из госрезерва, а не из запасов хозяйств в другой части страны, о которых власти даже не всегда имеют чёткое представление и механизмы оперативного изъятия. Так что для представления о величине госрезервов корректнее ориентироваться именно на отношение их ко всему годовому расходу зерна в государстве: 5,4%, или на около 20 дней потребления. Мизерная цифра.

Для понимания происходящего с резервами в кризисном 1963г. важно иметь цифры их изменения не только за агрономический год с 1.07. по 1.07. следующего, 1964г., приведённые Волкогоновым, но и за календарный год. Получить данные изменения резервов за календарные годы мы можем, так: Централизованные заготовки + импорт = Централизованный расход + изменение резервов. Заготовки и расход приведены Волкогоновым, импорт берём в стат. сборнике "Внешняя торговля в 1918 - 1966г.":



За календарный 1963г. госрезервы снизились на 3,3 млн. тонн с уже итак очень низких уровней до этого. За агрономический 1963г., по 1.07. 1964г. госрезервы незначительно выросли на 0,7 млн. тонн. И после хорошего урожая в следующем, 1964г., осознавшие необходимость обеспечения продовольственной безопасности власти резко наращивают госрезерв:



Итак, какова же была реакция властей на зерновой кризис 1963г.? С одной стороны, экстренные беспрецедентные закупки зерна по импорту: 10,4 млн. тонн (или 12,5 млн тонн с учётом муки) в 1963 сельскохозяйственном году (с 1.07.63 по 1.07.64г) и сокращение экспорта практически вдвое (полностью его не смогли отменить из-за обязательств перед сателлитами):


Во второй половине 1963г., пока основная масса импорта ещё не поступила, сокращаются и без того очень низкие госрезервы зерна на 3,3 млн. тонн (за календарный год). В первой половине 1964г., до нового урожая, идёт основной поток импорта, госрезервы незначительно увеличиваются на 0,7 млн. тонн с 1.07.63 по 1.07. 64г.

Однако, огромного импорта и сокращения экспорта зерна не хватает, приходится резать потребление зерна внутри страны, тут приоритеты такие:


Приоритет - пищевое потребление, оно остаётся на высоких исторических уровнях. Власти не могут позволить себе сокращение пищевого потребления зерна, особенно после прошлогодних (1962г.) волнений и расстрела в Новочеркасске рабочих, спровоцированных недостаточным снабжением и ростом цен на продукты. Зато расход на корма режут нещадно (на 11 млн. тонн)  вместе с самими животными: "Поголовье свиней сократилось на 50% в течение нескольких месяцев, овец - на 16%, крупного рогатого скота - на 2% (о результатах выполнения плана развития экономики СССР в 1963 году// Правда. 24 января 1964). Производство масла упало на 7%, производство молока и яиц также снизилось по сравнению с 1962 годом. Производство мяса выросло на 10%, поскольку в условиях дефицита кормов часть скота пришлось забить внепланово.." (davnym_davno) Дефицит продуктов животноводства привычен для советских людей, политически не так опасен и так и не преодолён до момента кончины СССР.

Расплачиваться за преодоление зернового кризиса 63г. приходится золотом, оно - единственное, что стоит между страной и угрозой т.н. "перебоев продовольственного снабжения" (с). (Заметим, в Китае при Мао и в КНДР в 90-е в похожей ситуации золота не было, и от этих "перебоев" умерли миллионы людей).


Казалось бы, в 1964г. - хороший урожай, рост запасов... Однако неурожай в 1965г. - и опять необходимость импорта зерна, и экстренных продаж золота... Казалось бы, ситуация наладилась во второй половине 60-х, однако недолго: на фоне роста населения (особенно городского) и роста расхода зерна СССР устойчиво и уже навсегда становится нетто-импортёром зерна с 1971 с.х. года. Причём в количествах, в несколько раз превышающих казалось бы огромные закупки 1963г...
Previous post Next post
Up