Лежу разбитая, в подавленном состоянии. Безучастный взгляд направлен в потолок. Рядом на столике горсть лекарств с затейливыми названиями, стакан с водой выглядит сиротливо. А в воздухе повис немой вопрос: что со мной не так? Часто болею. Почему?
Если посмотреть со стороны, никто не заметит во внешнем виде признаков хронически неизлечимых болезней. Нет, наоборот: хорошо сложена, активна, увлечена интересной работой, окружена семьей и друзьями. Ничем необходимым не обделена в этой жизни. Разве что медицинская карточка несколько раз в год пополняется новыми диагнозами, продолжительными больничными, выписками из больниц, отметками о вызове бригады скорой помощи.
Недоброжелатели, да и что говорить, друзья недоумевают: «Да на тебе пахать можно! Кровь с молоком! Притворяешься! Здоровая ты, внушаешь себе болезни!»
Что тут скажешь, сама в это уже верю...
А если обратиться
к детству? Часто болеющие дети - это не про меня. Родилась, как вспоминала мама, здоровым ребенком, без патологий. Мама самоотверженно заботилась о моем здоровье. Папа помогал, чтобы я была вовремя накормлена, чисто одета. Вместе они соблюдали режим ухода и питания для своего единственного, любимого чада. Что еще необходимо для счастливого детства?
Лежу и думаю, как докатилась до того, что вхожу в категорию «часто болеющие люди». Вагоны не разгружаю, на морозе с киркой не работаю, а болезни преследуют меня одна за другой.
Сегодня с большой уверенностью могу сказать, что это можно назвать зависимостью - зависимостью от болезней.
Зависимость, по одной из версий, - это внутреннее состояние человека, проявляющееся в навязчивом стремлении выполнять определенные действия, которые ведут к болезни и разрушению личности индивида.
Пришла к мысли о зависимости, осознав ее на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Формирование зависимости - причинно-следственная связь родом из детства.
Как формировалась зависимость
В первые годы, особенно лет до трех, жизнь любого ребенка полностью зависит от матери, ему элементарно не выжить без ее ежеминутного внимания.
Как очень эмоциональному ребенку мне не хватало маминого внимания, теплых, спокойных взаимоотношений. Основная забота мамы была накормить, одеть и выгулять. Не хватало теплого взгляда, ласк и доброты, так необходимых для создания у ребенка чувства защищенности, полного доверия, чтобы ощущать, что он дома, как кенгуренок у мамы в сумке.
После трех лет ребенок начинает осознавать себя и отличать от других. В это время особенно важно налаживать эмоциональный мостик с ребенком, знакомить его с окружающим миром других людей, учить взаимодействовать с ними, ладить. И душевная связь с мамой - залог надежности и уверенности, что его понимают и поддерживают.
Как раз душевной близости и эмоциональной поддержки мне не хватало.
Психологическая травма - толчок к зависимости
В год и восемь месяцев меня положили в инфекционную больницу, не разобравшись с диагнозом, который впоследствии не подтвердился. Вынужденная разлука нанесла непоправимый психологический ущерб и маме, и мне. После выписки мама, испытав тревогу и страх за мою жизнь, со всей силой материнской любви ушла с головой в гиперопеку и сверхтревожность за мое здоровье.
И детское сердечко неосознанно нащупало единственную тропиночку, ведущую к маминому повышенному вниманию.
Небольшое недомогание, ожог или ранка на коленке, хоть что-то, связанное с моим здоровьем, сразу пугало маму, и она со всей энергией и мощью материнского инстинкта бросалась на мое спасение. А как иначе? Но повышенная тревожность и сверхзабота о своей кровиночке имели и обратную сторону.
Ребенок, как маленький зверек, ищет внимания любым способом, чтобы ощутить чувство надежности под маминым крылом. Особенно нуждаются в эмоциональном общении дети со свойствами психики
зрительного вектора. Для них жизненно важно налаживать эмоциональную связь - сначала с мамой, а потом и с другими людьми. Почему чаще болеют эмоциональными расстройствами зрительные дети, подробно рассматривается
на тренинге.
Незаметно был запущен сценарий на получение внимания к себе через болезнь - такой уродливый способ привлечь мамино внимание. Однажды испытав всю сладость материнской любви, вступив на путь наслаждения и счастья, психика идет не сворачивая.
Заболела - и мама вся твоя! Заглядывает тебе в глаза, внимательно слушает, заботится - не формально, а заинтересовано, чувственно:
*Мамины руки нежно гладят меня, обнимают. Губами она прикасается к горячему лбу, чтобы смерить температуру.
*Добрые и ласковые глаза смотрят внимательно, с сочувствием.
*Всевозможные процедуры: ножные ванны с горчицей, кружка теплого молока с маслом. Все готова терпеть, лишь бы мама была рядом.
*Бережное укутывание в теплое одеяло и чтение сказок на ночь. И просить не надо - мама сама, по собственному желанию читает их.
*А поутру меня ждут мои любимые блинчики, и главное, никто не заставляет есть, если не хочется.
*После выздоровления меня ждал подарок - мы шли в «Детский мир» за игрушкой: пластмассовый пупс в ванночке, или набор «Доктор Айболит» с градусником и стетоскопом, или цветные карандаши. Это не значит, что мне не покупали игрушки. Покупали, но после болезни я выбирала их сама, по желанию.
Кто откажется от такого детского рая? Ничего просто так не дается, надо заболеть - так решила детская психика.
Жизненный сценарий в действии
Годы летят, а зависимость от болезни живет рядом и ждет своего часа. В минуты одиночества, когда не хватает общения, особого чувственного контакта и привязанности, мучают стрессы в школе, а потом и на работе, есть проверенный способ души - заболеть!
И вот уже скорая мчит меня в больницу. Палата, капельница. В дверях мама, какими-то хитрыми путями она прорвалась в палату. Она рядом, и я сразу ощущаю внутреннее спокойствие и уверенность, что все будет хорошо, выживу.
Опять, как в детстве, я получала сполна массу внимания, заботы и хлопот вокруг моего здоровья. И быстро шла на поправку.
Взрослая женщина проживала детский сценарий зависимости от болезни, чтобы получить чувство защищенности и эмоциональное сопереживание, любовь от родных. Заболев, получала «детскую конфетку» с уверенностью, что я нужна, меня любят и берегут. Переживания и заботливость любимых людей успокаивали сердце: мы тебя любим, не бойся, мы с тобой и никогда не оставим в тяжелую минуту, всегда будем рядом!
Теперь
муж - самый близкий человек, и эти функции защиты и любви легли на его плечи. По тому же сценарию. Чувствую охлаждение в отношениях, в придачу стресс на работе - и болезнь приходит на помощь. Так, неосознанно, психика оказывает содействие, проявляясь в виде психосоматики.
Сразу получаю полные пригоршни внимания и заботы от мужа: больше ласки, глаза в глаза, хлопочет, покупает лекарства, на все готов, чтобы мое выздоровление наступило быстрее.
Хотя мой запрос на внимание не до такой степени был эгоистичен, как это может показаться. Попытки самостоятельно найти пути выздоровления, методики, альтернативные способы также работали, и я выздоравливала. Как нормальный человек, я стремилась быть здоровой и не болеть.
Подводные камни выздоровления
Но наблюдался странный феномен. Продолжительное хорошее состояние моего здоровья и невостребованность маминой заботы странным образом портили ее настроение. Мама как-то сникала, весь ее запал и море жизненной энергии снижались. Казалось бы, радуйся, что дочь не болеет и находит пути решения своих проблем без маминого участия, но нет!
Очевидна и мамина зависимость от моих болезней. Как негласный сговор с обеих сторон. Мама не одобряла мои методы оздоровления, обесценивала, сомневалась в их действенности, если не было прямого ее участия. Как будто она лишалась жизненно важной работы - спасения дочери от болезней.
Нагляден подобный пример с алкоголиком. Страдает зависимый от алкоголя, страдают и его близкие. Наконец, он решается на лечение, или родные уговаривают его начать здоровый образ жизни. Начинается период воздержания от алкоголя, трудный путь лечения, и человек срывается, психологически раскачивается эмоционально, проявляет агрессию. И тогда близкие не выдерживают его непривычного поведения, взмаливаются с упреком: «Лучше бы ты пил, чем терпеть твои выпады и брюзжание, отвратительное настроение, пьяный лежал и никого не трогал!» Обе стороны вышли из комфортной, привычной зоны сосуществования. И родные затягивают вступившего на путь исцеления обратно, в зависимость.
Так было и в моем случае. Глубинное понимание проблемы пришло на тренинге, когда раскрылись психические свойства, желания моей природы и моих близких. Всплыли травмы детства, запускающие механизм зависимости и сценарий дальнейшей взрослой жизни.
Это осознание скрытой зависимости от болезней далось нелегко. Тяжело раскрывать в себе глубинные, неосознанные манипуляции родными для получения внимания и любви. Как говорится, через тернии к звездам, и это того стоит!
Процесс осознания лишает силы и жизнеспособности проблему, а в моем случае уже
не стоит вопрос: почему часто болею.
Три года уже как без болезней!
Click to view
Автор Ирина Медведева
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Система Шаталова. Часть 1 Система Шаталова. Часть 2 Система Шаталова. Часть 3
Google