За последние пару дней я посмотрела три фильма подряд. Из них два - очень атмосферные и настроенческие образчики национального независимого кинематографа: ирландская "Ундина" и британский "Сердце мое" с Полом Беттани. А третий вот этот, первый фильм обновленной "бондианы". И - о ужас! - он понравился мне сильнее всего. =) Именно его я смотрела, не отрываясь, временами повизгивая от восторга, открыв рот, вытаращив глаза и капая слюной. =))) Вот, оказывается, какие на самом деле у меня примитивные киновкусы! И вообще, после этого очевидно, что в настоящем искусстве я не разбираюсь. Тупые блокбастеры и любовные романы - вот мой настоящий уровень! На этом позвольте закончить сеанс самобичевания и перейти к рецензии. =)
Я никогда не любила киношную "бондиану". Спрашивается, за что, коли уж я такая непривередливая? Действительно, меня трудно смутить нелепыми поворотами сюжета, я не разбираюсь в спецэффектах и постановке экшн-сцен, мне подавай только лихие приключения да привлекательного главного героя, и дело сделано. Казалось бы, я идеальный зритель "бондианы". Ан нет. И проблема с ней у меня всегда была именно с героем. За приключениями Неуязвимого Супергероя всегда скучно наблюдать. А в фильмах он именно таким и был, с некоторыми вариациями. Даже в самых первых сериях, с Шоном Коннери, даже там, где соблюдался книжный канон (а в книжках Бонд как раз, как правило, обязательно попадался и получал по шапке, прежде чем всех победить), это все равно смотрелось ненатурально и неубедительно: Бонд насмешливо царил в кадре, поднимая бровь, и становилось ясно, что все злодеи здесь так, "понарошку". А к концу XX века в исполнении Пирса Броснана он стал еще и лощеным, и каким-то уж совсем картонно-ненатуральным. Человек-схема.
Так вот, новый Джеймс Бонд в исполнении Дэниэла Крейга - он совсем другой. Он как раз уязвимый и настоящий. И дело тут не в режиссерской работе (
"Золотой глаз" тоже Мартин Кэмпбелл снимал, не помогло), не в постановке драк - хотя они, конечно, стали в разы реалистичнее. И не в том, что у Бонда наконец появилась кровища на физиономии и на других частях тела (этого мне тоже сильно не хватало). Дело в том, КАК Крейг это играет. У него действительно как-то получается вот это - в каждый бой идти как в последний. Вот в такого Бонда я поверила. Я ему сопереживала. И каждый раз до последнего - вопреки логике, вопреки здравому смыслу - сомневалась в исходе очередной погони или драки.
Вообще, Крейг - просто находка для данной киносерии, однозначно. В новую стилистику он вписался как влитой. И откуда, кстати, вообще взялся этот штамп, что Бонд должен быть аристократом до мозга костей? В книжках, может быть, оно и было так (да и то я сомневаюсь), но первый Бонд, Шон Коннери, не спроста признанный "самым лучшим Бондом всех времен и народов" - разве он, с его крестьянской кряжистой фигурой, нелепой причёской и оттопыренными ушами, был "аристократичен"? Да ни одной секунды. Так что Дэниэл Крейг с этой точки зрения - возвращение к истокам, не более. Он точно такой же - кряжистый, с нелепой прической, и даже уши у него оттопыренные. =) И тем не менее именно у него есть все шансы стать лучшим Бондом нового поколения. Видимо, для образа Бонда именно это и требуется. Не аккуратный костюмчик и аристократический вид, а... ну не знаю, быть настоящим мужиком, что ли. =)
Крейг играет Бонда в той самой, моей любимой, сдержанной британской манере. И ведь вот же парадокс - совершенно не кажется при этом "деревянным" или "малоэмоциональным"! Даже наоборот, его Бонд, наверное, самый "драматичный" Бонд со времен "Доктора Ноу". И при этом самый романтичный, без тени такого привычного, неотделимого от данного героя цинизма. Наверное, именно это меня и покорило: сочетание в нужных пропорциях боевика, драмы и мелодрамы, и то, насколько Крейг был во всех трех ипостасях убедителен. В его исполнении Бонд получился прямо квинтэссенцией Моего Любимого Киногероя. Решительный. Не умеющий сдаваться. Бесстрашный и хладнокровный. И то же самое время - острый на язык. Умеющий смотреть на женщину так, что кровь закипает. =) Способный понимать и сопереживать. Чувствовать боль. Чувствовать вину.
В общем, в этом Бонде сконцентрировалось всё, что мне раньше в Бонде не хватало. Неудивительно, что серия "бондианы" наконец-то мне понравилась. И если при всём этом там есть сюжетные или постановочные ляпы - да мне плевать!
9 из 10.
И немного впечатлений короткой строкой.
Лучшая сцена Крейга - трудно выбрать, но для меня, наверное, это все-таки сцена "реанимации". Этот его смешок в ответ на "через 2 минуты вы умрете, если не будете делать, что я скажу"... В этот момент он покорил меня окончательно и навсегда.
А вот у Мэдса Миккельсена лучшая сцена - сцена пытки. Утративший сдержанность и внешний лоск, потный, всколоченный, с маньячным блеском в глазах... ух! Но в
"Битве Титанов" он мне всё равно понравился больше (косы, косы...). =)
И о драках-погонях-перестрелках. Вот правда, я много их видела, чай 20 лет зарубежное кино уже смотрю, но чтобы вот так терять челюсть - последний раз такое было в кино на
"Т4". Сцена первой погони - это вообще что-то запредельное. Я обычно на таких сценах в 90% засыпаю. Даже в
"Аватаре" бегство от танатора - самый скучный для меня эпизод. Я никогда не думала, что погоня на 10 минут экранного времени может быть, во-первых, такой красивой, во-вторых, захватывающе интересной, а в-третьих, с непредсказуемым финалом. А вот же. Сцена в аэропорту - аналогично (правда, тут я концовку почти угадала). Но больше всего мне понравилась драка с двумя африканскими "борцами за свободу" на лестнице, с участием сабли (или что это было?) и пистолета. Ух, как она поставлена! Феерически! Со мной такого давно не было, чтобы потом, по окончании фильма, именно экшн-сцены сидеть и отдельно пересматривать. А тут я именно это и сделала. Пересматривала и тащилась от восторга, буквально.
"Островок мелодрамы" мне, кстати, тоже очень понравился, я нисколько не заскучала, наоборот, сидела и восхищалась способностью Крейга к перевоплощению.
Создателям фильма явно именно это было и нужно - такая особенная актерская палитра, сочетающая в себе способность быть убедительным и в образе суперагента, и в обычной домашней обстановке, умение драться и тут же в следующем кадре одними глазами изображать тонкие оттенки человеческих эмоций. Поэтому они и Сэма Уортингтона
рассматривали на роль (у его тоже всё это есть). Этому Бонду и веснушки бы пошли, вполне нормально бы смотрелось. =) Но Крейг настолько безупречен в роли Бонда (а Сэм - в роли Джейка в
"Аватаре"), что я уж точно ни о чём не жалею. В итоге каждый из них получил свой фильм на все времена.
Всё!
*ушла смотреть "Квант милосердия"*