3.Возвращение корабля
Всё вышесказанное о скафандрах можно повторить и применительно к космическим кораблям. Многие годы ракеты с мощным факелом поперёк листа были дежурной темой фантастических обложек. В середине прошлого века вместо котеков люди тащились от ракет - и ракеты так и летали на обложках во всех ракурсах, по всем направлениям. Со временем на смену металлическим морковкам пришли причудливые конструкции, копировавшие причудливый дизайн электронных ламп:
А затем и более авангардные - их дизайн ограничивался только разнообразием трафаретов в офицерской линейке, с помощью которой создавались эти шедевры:
Поэтому первое издание романа было украшено, как вы помните, именно космическими кораблями - межпланетным сферическим и более традиционными крылатыми остроклювом - орбитальным шаттлом.
Сферические корабли понравились не всем. Немецкое собрание сочинений Хайнлайна, вышедшее в конце 50-х, пестрит от различных видов кораблей, но на «Zwischen den Planeten» художник изобразил свой вариант конструкции межпланетника - многокорпусный:
1955 «Gebruder Weiss». Художник Bernhard Borchert.
Пролетающий мимо «Томагавк» с непонятной надписью «Венера-II», видимо, промазал по судну и пытается развернуться для второй попытки.
Следующая картинка - французская. Вообще-то она должна была попасть в предыдущий раздел, к кошмарам Мории, но потерялась при копировании. Я оставлю её здесь, потому что этот ужас всё-таки имеет отношение к космическим кораблям.
1958 «Mame». Художник неизвестен
«Мамочка» в рамках серии «Mame - Anticipation» выпустила кроме «Между планет» ещё «Фермера в небе», там рисунок получше, но серийное оформление всё так же напоминает… напоминает… нет, не буду - вдруг вам оно напоминает что-то другое.
Продолжая традицию Клиффорда Гири, немецкий художник Карл Стефан изобразил космическую станцию довольно хаотическим нагромождением самых разных объектов:
1967 «Moewig» серия «Terra» № 494. Художник Karl Stephan.
Зато шаттл выглядит совсем современным - за исключением непонятной нашлёпки на заду, смахивающей на турбореактивный двигатель заднего хода.
На обложке продолжения романа в следующем номере «Терры» должно быть изображено испытание генератора защитного поля.
1967 «Moewig» серия «Terra» № 495. Художник Karl Stephan.
Космическая станция на британском издании романа выглядит более аккуратно, но при этом совершенно нереалистично:
1971 «NEL». Художник неизвестен.
Копирайты художника в книге отсутствуют. Это один из томиков собрания сочинений Хайнлайна, выходившего на протяжении десяти с лишним лет, над этой серией в разное время работали, как минимум, четверо художников. Вряд ли это Брюс Пеннингтон или Гордон Дэвис, за остальных я не поручусь.
Через семь лет «New English Library» перевыпустило Хайнлайна в другом формате. Обложки Дэвиса и Пеннингтона перекочевали в новое издание, остальных художников либо сочли неподходящими, либо потеряли на них права. В результате «Между планетами» и несколько других книг вышли в новом оформлении - их оформили совершенно левыми картинками Тима Уайта:
1977 «NEL». Художник Tim White.
Изначально эта работа была в два раза больше и называлась «Earth enslaved», здесь вы можете посмотреть её оригинал:
«Earth enslaved». Художник Tim White.
Кстати, за счёт поворота и обрезки картинка стала гораздо симпатичнее. Редкий случай, когда чисто литературный редакторский подход срабатывает в живописи.
1977 «Born». Художник Peter Andrew Jones.
Голландское издательство «Борн» на этот раз решило не радовать поклонников своими экстравагантными художественными решениями, а просто потырило картинку у британцев. В оригинале это была обложка Джонса к роману «The Imperial Stars» E.E. «Doc» Smith, выпущенного в 1976 году в издательстве «Panther Books».
Ещё одно скандинавское издание Хайнлайна, на этот раз шведское:
1979 «Kindberg forlag». Художник неизвестен.
Картинка до боли знакомая, но откуда - я так и не смог вспомнить. Возможно, это Питер Элсон - он любил рисовать сферические звездолёты с массой мелких деталей. Но после «Звезды Смерти» это перестало быть оригинальной идеей.
Польское клубное издание 85-го года использовало картинку Элсона с обложки Азимовского «Камешка в небе»:
1985 Клубное издание. Художник Peter Elson - «Pebble in the sky».
Внутри, кстати, книга совсем не фонтан - никаких картинок или дизайнерской работы, узкие поля, крупный шрифт, смахивающий на машинописный. Закрадывается мысль, а не делались ли эти «клубные издания» на каком-нибудь ксероксе?
А вот ещё одна картинка, из Японии. Ей тоже было зарезервировано место в предыдущем разделе. Это Сердце Мории - та самая Бездна, которая начинает глядеть на тебя, если ты слишком долго вглядывался в неё.
1994 «Sogen SF». Художник Yoshinaga Kazuya + «WONDER WORKZ»
И последняя в этом разделе книга, снова клубное издание. На этот раз точно отпечатанное в типографии и с оригинальной обложкой - омнибус от SFBC. Планет в кадре многовато, но там, внутри, и романов-то четыре штуки, так что каждому из них досталось точно по планете.
2004 Клубное издание. Художник Bruce Jensen.
На этом мы прощаемся с кораблями, их ждёт Серебристая Гавань, а нас - выжженные равнины Горгорота и Роковая гора Ородруин.
Продолжение следует .
Часть 0. Предыстория Часть 1. Две книги Часть 2. Братство кольца (начало) Часть 2. Братство кольца (окончание)Часть 3. Возвращение корабля - You are here
Часть 4. Морды Мордора Часть 5. Шестилапый крокодил .