Все картинки кликабельны, но не так, чтобы очень.
1.Две книги
1.1.Голубая книга
Журнальное издание, к сожалению, оказалось мне недоступно - ни один пират на просторах Интернета не удосужился отсканировать осенние номера 1951 года (хотя прочих полным-полно), а покупать за сотню баксов букинистическую редкость, осыпающуюся бумажной трухой, мне почему-то в лом. Обложки не представляют ничего интересного - это сюжеты из американской истории.
«Blue Book» 1951 №№ 09,10.
Зато внутри, под обложками, в «Голубой книге», как правило, скрывается вполне качественная графика. К сожалению, у меня есть только две картинки из сентябрьского номера. На первой - взрыв космической станции:
«Blue Book», сентябрь 1951. Художник Brendan Lynch.
Обратите внимание: никаких полюбившихся киношникам разбегающихся поперечных колец, смахивающих на диски аккреции в системах нейтронных звёзд. Бесхитростный сферический атомный взрыв. Кстати, об атомных взрывах - во время войны с «Blue Book» приключился точно такой же скандал, как и с «Astounding», когда журнал захотел напечатать рассказ Филиппа Уайли об нацистах, пытающихся завоевать мир с помощью атомных бомб. Правда, в отличие от Джона Кэмпбелла, законопослушный Дональд Кенникотт, увидев в тексте массу технических деталей, предварительно отправил рукопись на проверку военным цензорам, и рассказ запретили к печати… что не помешало спецслужбам устроить допросы и обыски с изъятием серверов и выемкой документов. В результате Филипп Уайли был даже посажен под домашний арест. Напомню, что когда Кэмпбелл напечатал в «Astounding» злополучный рассказ Клива Картмилла, все фигуранты отделались лёгким испугом и записями в личном деле. Отсюда мораль: иногда лучше жевать, чем говорить © Исполнение гражданского долга гарантирует вам только исполнение гражданского долга и никак не влияет на последствия.
На второй картинке изображена певичка из кабака в Нью-Чикаго, куда Дона отвёл Джефферсон:
«Blue Book», сентябрь 1951. Художник Brendan Lynch.
И это, к сожалению, всё. До чёртиков хотелось бы посмотреть, как художник изобразил венерианских драконов и фавнов - но, увы!
1.2.Синяя книга
Книжное издание иллюстрировал закреплённый за Хайнлайном в «Scribner’s» Клиффорд Гири. На обложке хардковера изображён шаттл и сферический планетолёт, подозрительно смахивающий на звездолёт мартыновских каллистян или колпаковских гигантов.
Издание «Scribner's» 1951 год, суперобложка. Художник Clifford N. Geary
Издание «Scribner's» 1951 год, обложка. Художник Clifford N. Geary
Глядя на последнюю картинку, испытываю сильное раздражение от того, что Гири предпочитал возиться со своими литографиями, вместо того, чтобы задействовать простую технику пером по бумаге. Судя по всему, у него намного лучше получалось работать штриховкой, чем заливкой.
Позднее книга вышла в покет-варианте, на обложку поместили раскрашенную внутреннюю иллюстрацию:
Издание «Scribner's» 1951 год, мягкая обложка. Художник Clifford N. Geary
Ну а теперь посмотрим внутренние иллюстрации:
Земной космодром в Нью-Чикаго. Обратите внимание - пассажиры поднимаются на борт по обычному аэродромному трапу, а не карабкаются по ступенькам, что считалось тогда в порядке вещей.
Орбитальная станция с пристыкованным сверху шаттлом и сферические корабли межпланетных сообщений. Кстати, отказ от традиционных сигар со стабилизаторами - очень смелый ход. Не знаю, сам Гири решился на такой шаг, или это было требование Хайнлайна. Позднее сферические звездолёты исчезли с обложек - видимо, получив плохой приём у читателей.
Дон и венерианский фавн. В этом случае достоверно известно, что автором были выданы художнику конкретные инструкции:
«…неуклюжики должны внешне напоминать мифологических фавнов или сатиров, «людей-козлов», но следует избегать слишком близкого сходства, то есть, земной мускулатуры, артикуляции, и сходства физиономий, как с козлами, так и с людьми. Faunus Veneris - двуногий, рогатый, меньше человека, но его внешность только похожа на изображения фавна из греческой мифологии. На самом деле он не связан ни с какой земной формой жизни, так что у художника достаточно простора для воображения…»
А вот и дракон Исаак Ньютон. Восьмиглазый шестилапый венерианский интеллектуал с синтезатором речи на груди. Много лет спустя такие гаджеты действительно стали производить для людей с ограниченными способностями. Видимо, снова получилось, как с водяным матрасом - за идею спасибо, но роялти не будет. (Если бог миловал вас сталкиваться с такими вещами в быту, вы можете услышать их звучание на альбоме
Роджера Уотерса «Radio K.A.O.S.» - Билли-овощ общается с диджеем станции как раз посредством такой штуки). Если хорошенько присмотреться, видно что глаза у дракона растут не одним пучком, а двумя, симметрично расположенными на голове. Многие последователи Гири бездумно выращивали пучок глаз из темечка или затылка пресмыкающегося, нарушая принцип двусторонней симметри в строении тела. Кстати, хорошенько запомните количество ног - оно всегда было камнем преткновения у иллюстраторов.
Финальная стадия сюжета - посадка в «Маленький Давид». «Маленький Давид» действительно мал. Пожалуй, чересчур. И ещё немного напрягает обилие слесарного инструмента в кадре. У них тут даже кувалды в ход пошли! Бедный маленький Давид.
Продолжение следует .
Часть 0. ПредысторияЧасть 1. Две книги - You are here
Часть 2. Братство кольца (начало) Часть 2. Братство кольца (окончание) Часть 3. Возвращение корабля Часть 4. Морды Мордора Часть 5. Шестилапый крокодил.