Т-50 - советский лёгкий танк периода Великой Отечественной войны. Разработан в 1940 году на заводе №174 в Ленинграде под руководством С.А. Гинзбурга. Также в его создании принимали активное участие конструкторы И.С. Бушнев и Л.С. Троянов.
К концу 30-ых годов развитие противотанковых средств достигло такого уровня, что у танков с противопульным бронированием шансов уцелеть на поле боя практически не осталось. Боевые действия во время гражданской войны в Испании со всей наглядностью подтвердили это. Принимавшие участие в сражениях на стороне республиканцев советские танки Т-26 (по сути, единственные танки сопровождения пехоты, состоявшие на вооружении Красной Армии), легко расправляясь со слабо-вооружёнными танками националистов, становились столь же лёгкой добычей их противотанковой артиллерии. Поэтому неудивительно, что 7 августа 1938 года Комитет Обороны СССР принял постановление «О системе танкового вооружения», в котором содержалось задание в кратчайшие сроки разработать новые образцы танков, отвечающих условиям будущей войны по вооружению, бронированию, скорости и манёвренным качествам. В соответствии с этими требованиями в нескольких конструкторских бюро началась разработка новых образцов бронетехники.
На Ленинградском заводе опытного машиностроения имени С.М. Кирова (завод № 185) развернулись работы по проектированию лёгкого танка сопровождения пехоты. В 1940 году был построен первый опытный образец, по внешнему виду похожий на Т-34, а по уровню бронезащиты и огневой мощи превосходивший не только все лёгкие, но и большинство средних танков других стран. Вскоре его передали на Ленинградский машиностроительный завод №174, где на его основе был разработан и в январе 1941 года построен лёгкий танк Т-50. Он предназначался для замены в войсках устаревших Т-26 и по первоначальному плану перевооружения Красной Армии был призван стать самым массовым лёгким танком.
По своей конструкции и внешнему виду Т-50 сильно напоминал прототип, но за счёт уменьшения толщины броневых листов и одновременного увеличения мощности двигателя конструкторам удалось заметно повысить максимальную скорость движения. Не совсем обычными для советских танков были трёхместная башня с командирской башенкой (очевидно, сказались результаты проведённых летом 1940 года испытаний немецкого танка Pz Kpfw III) и состав вооружения. С 45-мм пушкой были спарены два 7,62-мм пулемёта ДТ.
В апреле 1941 года Т-50 был принят на вооружение Красной Армии, однако до Великой Отечественной войны завод №174 из-за больших трудностей, возникших с освоением дизельного двигателя В-4, а также ряда других проблем технического характера не успел выпустить ни одного серийного танка. Лишь во втором полугодии ценой неимоверных усилий удалось изготовить 50 машин. Попытка развернуть производство Т-50 на заводе №37 в Москве оказалась неудачной, поскольку для завода, не без труда справлявшегося с выпуском 5-тонных Т-40, задача освоения выпуска более и сложного Т-50 была явно не по плечу.
В августе завод №174 пришлось эвакуировать на восток. И хотя 13 октября 1941 года ГКО принял решение о строительстве в Барнауле сразу двух новых заводов (по производству танков Т-50 и двигателей для них), после изготовления всего 65 машин январе 1942 года выпуск этих танков был прекращён. Освободившиеся производственные мощности задействовали на выпуск Т-34. Обусловлено это было, в первую очередь, технологичной сложностью Т-50 и слишком высокой для лёгкого танка трудоёмкостью - почти такой же, как у Т-34.
В боях Т-50 проявили себя весьма неплохо, хотя конкретных достоверных данных об их фронтовой судьбе из-за малого количества выпущенных машин немного. Известно, что трофейные советские машины активно использовали финны. Они усилили бронезащиту танка дополнительными листами толщиной 20 мм, в результате чего финская армия получила очень мощный танк, особенно если учесть, что основу её танковых частей составляли слабобронированные «Vickers 6-ton» и трофейные Т-26 и ВТ.