7 августа. Утром хмурилось и накрапывало. Поехали в сторону Мира - от Новогрудка примерно 50 км. По дороге дождик кончился. Проехали через деревню Турец и полюбовались там на интересную церковь. Ближе подойти не удалось, ворота были на замке. Здешний батюшка, видимо, изрядный соня.
Приехали в Мир к открытию замка. Возле стоянки пасутся лошадь с жеребенком. Ксюша пошла знакомиться.
Жеребенок позволял себя гладить какое-то время, а потом цапнул Ксю за ногу...
Точная дата начала строительства замка неизвестна, но предполагают, что оно началось не ранее 1522 года. Первый строитель замка - Юрий Ильинич. Предположительно с 1522 по 1526 годы были возведены 4 башни, соединенные стенами, длина которых составляет по 75 м. Таким образом, внешний вид замка (сохранившийся до наших дней) представляет собой квадрат. Высота башен, имеющих форму восьмигранных призм, стоящих на четырёхгранных, варьирует в пределах 23-25 м, высота стен - 10-12 м. Стена, обращенная к западу (на дорогу к Вильне), имеет ещё одну башню посередине - она когда-то являлась единственным входом в замок. В подвале этой пятой башни была размещена тюрьма, а на втором этаже - каплица. Отсюда же опускали металлическую решетку, защищавшую деревянные въездные ворота.
Владельцы замка Ильиничи не смогли завершить строительство - их род пресёкся в 1568 году. Новые владельцы - Радзивиллы - реанимируют проект, внося в облик крепости ренессансные черты. Особый вклад в строительство внёс Николай Христофор Радзивилл по прозвищу Сиротка. Замок предстал в новом обличии - он окружён земляным валом, высота которого достигает 9 м, и по углам которого располагаются оборонительные бастионы; вал окружал ров, который наполнен водой благодаря запруженному Замковому ручью и речке Миранке; у ворот замка возвели предбрамье, вход в которое предваряет портал из резного серого камня. Попасть в замок стало возможным только через подъёмный мост, перекинутый через котлован. В замковый комплекс был включён трехэтажный дворец, воздвигнутый архитектором Мартином Заборовским во внутреннем дворе у северной и восточной стен. Первый этаж и подземелье дворца использовались в качестве оружейной и склада с продовольствием, на втором этаже размещались лакеи и администрация графства, на третьем - княжеские покои. За северным валом был разбит «итальянский» сад, соединенный с графскими покоями лестницей и каменным мостом на арках.
В 1586 году, расположенный в 30 км и также принадлежащий Радзивиллам Несвиж получает магдебургское право и становится ординацией, Мирский замок входит в ординацию как неотъемлемая часть.
В 1655 году замок был штурмом взят казаками под предводительством гетмана Ивана Золотаренко. Последовавшая за этим война с Россией, а также Северная война, почти на 80 лет приносят в замок разрушение и запустение. Лишь в 30-х годах XVIII века замок был полностью восстановлен. В ходе реставрации он обрёл парадный зал, зал для танцев и портретную галерею. Был восстановлен и «итальянский» сад.
В 1785 году по приглашению тогдашнего владельца Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане-Коханку замок посетил король Станислав Август, который был поражён богатством и великолепием внутреннего убранства дворца. Смерть Пане-Коханку и ликвидация Речи Посполитой привели к потере значения крепости. В 1813 году во Франции умер последний наследник по мужской линии несвижской ветви Радзивиллов - князь Доминик Героним - камергер двора русского императора Александра I, присягнувший на верность Наполеону и прошедший с ним во время наступление на Москву, а затем весь путь отступления во Францию.
Дочь Доминика, княжна Стефания, воспитывавшаяся под покровительством императрицы Марии в Петербурге, вышла замуж за Льва Витгенштейна - сына героя войны 1812 года Петра Витгенштейна. После её смерти в возрасте 22 лет замок унаследовал Витгенштейн.
Лев Витгенштейн после смерти жены переехал в Германию. Его сын Петр умер бездетным, передав все наследство отца своей сестре Марии - жене Хлодвига Гогенлоэ-Шиллингсфюрста. По российским законам, Мария, будучи иностранной подданной, не могла владеть доставшейся недвижимостью, и была вынуждена её продать. Так в 1891 году во владение Мирским замком вступил князь Николай Святополк-Мирский. К тому времени замок пришёл в полное запустение и разруху.
Новый владелец решил начать полномасштабную реконструкцию своих новых владений: был вырублен сад, а на его месте вырыт пруд; за прудом был построен спиртовой завод, недалеко от замка возведен двухэтажный дворец. На поляне между дворцом и замком были высажены деревья, среди которых в 1904 году по проекту петербургского архитектора Роберта Марфельда была возведена фамильная часовня-усыпальница. Сын Николая Михаил, образованный человек и знаток многих языков, оставив дипломатическую службу в 1917 году, начал реставрацию замка, высоко оценённую президентом II Речи Посполитой Игнацием Мосцицким, в 1929 году посетившим эти места.
В 1939 году, после присоединения Западной Белоруссии к СССР, Мирский замок был национализирован. До 1941 года в нём размещалась производственная артель, а во времена немецкой оккупации - еврейское гетто. Из 800 человек, согнанных туда, в августе 1942 года 250 человек смогли убежать. Остальных немцы расстреляли.
После освобождения в 1944 году и до 1956 года в замке жили люди, дома которых были разрушены.
Пока мы брали билеты, включили солнышко. Осмотрели замок, походили по залам музея с аудиогидами, послушали. В музее, конечно, новодельно, но есть интересные экспонаты.
Вот, например, латы гусара с крыльями из перьев. Считалось, что перья на крыльях при скачке вибрируют, издавая шум, пугающий вражеских лошадей (что при этом думает лошадь владельца крыльев, неизвестно). Также при падении крылья предохраняют от тяжелых травм шеи и позвоночника.
Интерьер:
Галерея внутреннего двора:
Полазили где-то час с небольшим и закончили осмотр как раз, когда на горизонте засобиралась догнавшая нас непогода. Посидели в кафе «Мирум» напротив замка, заехали на главную площадь, купили скотч, заклеили злосчастное лобовое стекло. Хотели положить денег на белорусский телефон - в банке оказался обед с 12 до 13 (о как).
Дальше нас ждал долгий путь в 400 км до Витебска. Объехали Минск. Кто говорит, что у москвичей мАсковский акцент?
По моей просьбе заехали в древний город Борисов посмотреть на Шуховскую башню. Долго тащились по пыльной дороге с жутким ветром (вообще ветер сегодня сильный, временами нашу не сильно обтекаемую машинку мало-мало не сдувает с дороги) за грузовиком, мимоходом положили денег на телефон, потом повернули к вокзалу (симпатичный, кстати), там уж невдалеке и башня, судя по GPS-координатам. Но тут как раз GPS-приемник заглючил, мы проскочили нужный поворот. За углом нас ждали приветливые белорусские гаишники, проверили документы. Едем дальше, опять проезжаем нужный поворот… короче, нарезали квадрат 2 на 2 квартала, пока не заметили башню за домами и наконец не подъехали к ней. Такое:
Выехали из Борисова по другой дороге, опять чуть не проскочили нужный поворот (аномальная зона, честное слово) и еще 2,5 часа долбили до Витебска. Перед городом проверяю телефон - деньги не пришли. Пришлось звонить с московского. С подсказкой нашли дом, где нас ждала заказанная квартира.
Это оказалась если не окраина, то довольно далеко от центра (улица Воинов-интернационалистов). У встречающей тетеньки узнали, где тут можно поесть, заехали в супермаркет и поели в кафе «Ганна», довольно вкусно, хорошая музыка, только почти сразу после нас завалила большая компания с детьми, которые визжали и шумели изрядно. После ужина вернулись к себе.
Квартира чистенькая, евроремонт и все такое, но как-то уж очень по-советски. То тут, то там разные мелкие недоделки: в ванной отсутствует шурупчик и не держится полочка, в кухне новенькая мебель со встроенной техникой и шаткий стол с липкой клеенкой, подоконники давно не вытирались, полотенца обещали подвезти попозже, привезли в итоге 2 комплекта… в-общем, это вам не Гродно. К тому же мы никак не могли заставить работать интернет и телевизор. Пришлось опять звонить с московского номера, потому что денег так и не поступило, приехал молодой человек, клялся и божился, что еще утром все работало, пообещал разобраться и уехал. И остались мы без достижений цивилизации…
8 августа. Все-таки бедная фантазия была у строителей коммунизма. В любом городе непременная улица Ленина, в Гродно есть улица почему-то Карла Г. Маркса (sic), ну и весь стандартный набор деятелей советских времен, до тошноты просто. Петра Машерова белорусы очень любят, еще часто встречается улица или площадь 17 сентября (день освобождения Западной Беларуси в 1939 году).
Но Витебск всех переплюнул - тут есть 1-я улица Крупской, 2-я и так до десятой, и три одноименных переулка. Три Первомайских, три Авиационных, штук 7 Клинических. Есть просто улица Чкалова, довольно большая, и мелкие номерные с 1-й по 12-ю. Есть проспект Фрунзе, а есть номерные улицы, и на 5-й улице Фрунзе находится музей истории витебского трамвая. Правда, я шарила-шарила по карте и не нашла.
Утром опять долго просыпались, лениво собирались и выползли в 12-м часу. Доехали до центра и первым делом зашли в офис МТС узнать, что же с нашими деньгами, которые я вчера положила. Деньги на счету. Что ж такое? Оказалось, кто-то очень умный вынул из севшего Филипса не белорусскую, а российскую симку и переставил ее в другой телефон. И я все смотрю, сколько денег на счету, а их 17 (русских) рублей.
Потом пошли в музей, размещенный в бывшей ратуше.
В кассе некая группа граждан брала билеты и громко интересовалась, кто еще хочет слазить на башню (нужно было набрать группу больше 4 человек). Мы радостно подписались. Слазили на башню и полюбовались видами города. С нами была музейная тетенька, которая экскурсии не проводила, но отвечала на вопросы типа "а что это вон там". Церковь Воскресения Христова (бывший костел, конечно же):
Панорама:
Посмотрели также выставку голограмм - некоторые были очень впечатляющие, реальное ощущение, что объект высовывается из плоскости картины. Зашли в зальчик, посвященный основанию города. В различных исторических документах Витебск упоминается под 947, 974 и 1021 гг. Первоосновой города было древнее городище, впоследствии замок, расположенный на возвышенности при слиянии рек Двины и Витьбы. В XII- XIII вв. Витебск уже был крупным торговым центром.
Прошлись по набережной реки Витьбы до места впадения ее в Западную Двину. По дороге зашли в одну кафешку - там еду дают в пластиковой посуде и обслуживать не торопятся, потом в другую - там все мило улыбаются, однако работают тоже неторопливо. Кофе холодный, мороженое не несут, да и со сдачей не спешат. Расстроили, в-общем. Кафе «Шварцвальд» - не ходите туда, там тормоза.
На подходе к Успенской церкви поразвлекались съемкой геометричностей:
А вот и сама церковь:
Вышли через парк к губернаторскому дворцу, в котором 3 августа 1812 года Наполеон отмечал свое 43-летие.
Сделали круг по старой части города. Пешеходная улица Суворова. Куча люков и мужик с собакой:
Вернулись к машине, сели и поехали за реку в музей Марка Шагала. Вот в этом маленьком доме он родился:
Ксюша - поклонник творчества (а мне как-то не очень):
Доехали до костела св. Барбары.
Вернулись обратно в центр. Через новый торговый центр у гостиницы «Витебск», натыкаясь на всюду запертые двери, выбрались на набережную к старинной, XII века Благовещенской церкви.
Попытались найти, где бы поесть, ничего не нашли и пошли опять к ратуше. Пообедали в трактире «Витебский». Отвальная получилась знатная - 445 тысяч, переплюнули минский и гродненский обеды. В конце обеда пришла откуда-то кошка, стала обходить столики, искательно глядя на посетителей. Мы немедленно открыли на нее фотоохоту.
Прогулялись до улицы Баумана (и такая есть), посмотрели на здание поземельного банка в стиле модерн.
Решили срезать и неожиданно зашли в овраг, где пасутся козы и коровы, какие-то люди мирно бухают под кустом, дальше обычные деревенские дома - целая улица практически в центре города, выходящая на шумный проспект Фрунзе. Тут и 5-я улица Фрунзе обнаружилась, и трамвайное депо, в котором нам сказали, что музей истории трамвая работает по предварительной договоренности и для делегаций. Ну вот, а мы-то думали.
По проспекту Фрунзе спустились до летнего театра, где проводится фестиваль «Славянский базар»:
По дороге домой еще заехали в замеченный на карте торговый центр «Белоруссия», который оказался обычным крытым рынком, к тому же закрывавшимся - всех уже просили пройти на выход.
Вернулись домой в начале восьмого. Интернета нет - где-то вчерашним ураганом оборвало провода. А телевидение у них тоже через интернет. От скуки посмотрели на ноуте фильм «Морфий», который радости сильно не прибавил, да и легли спать.
9 августа Сегодня едем до дома - примерно 540 км. На первой же заправке после выезда из города залили бензину, сколько влезло, и потратили все оставшиеся белорусские рублики на всякую фигню - новый антифриз, блестящий коврик, чтобы закрываться от солнца на стоянке, веревку, мыло колготки, мороженое и тому подобное.
С утра ехала я, после приготовленного в лесочке у дороги обеда сел Кира, которому и достались все пятнично-вечерние московские пробки. Приехали домой в половине девятого вечера.
Сухой остаток: очень довольны, увидели много интересного. Если бы не косяки с машиной, впрочем, удачно разруленные, было бы вообще супер. И да, в Беларуси действительно много аистов! Мы видели их, ходящих по полям, летящих и, конечно же, сидящих в гнездах на столбах:
Песня в тему:
Click to view
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4