Слово «Будда» не имя, но состояние ума, достигшего высшей точки развития, в буквальном переводе - познавший, или тот, кто овладел совершенным знанием - мудростью.
Будда никогда не утверждал своего всезнания, которым наделили его ученики и последователи.
Силы, которыми обладает Будда, не чудесны, ибо чудо есть нарушение законов природы. Высшая мощь Будды вполне согласуется с вечным порядком вещей.
«Будда, согласно одному тексту, есть лишь старший из людей, отличающийся от них не более, нежели первый вылупившийся цыпленок от других цыплят одной наседки».
Особенно подчеркивается человечность Будды.
Древние писания всегда подчеркивают жизненность его учения. Готама не отворачивался от жизни, но проникал во все будни обычных трудящихся. Искал расположить их к учению и не боялся посещений куртизанок и раджей.
Старался не оскорблять понапрасну традиционных обычаев; мало того, он искал возможность дать им свое учение, находя опору в особо почитаемой традиции, не поступаясь при этом основными принципами.
Любимым приемом Будды было сравнение, и этот простой и жизненный подход сообщал его учению яркость и убедительность.
Несомненно, знание его превышало даваемое им Учение, но осторожность, подсказываемая великою мудростью, удерживала его от выдачи понятий, которые могли быть не усвоены сознанием слушателей и, по этой причине, стать разрушительными.
Об этом свидетельствует следующая история:
«Однажды Благословенный остановился в бамбуковой роще в Косамби. Взяв пригоршню листьев, Благословенный спросил учеников:
- Как думаете, ученики мои, что больше: эта ли пригоршня листьев в моей руке или же листья, оставшиеся на деревьях этой рощи?
- Листы в Руке Благословенного малочисленны; Несравненно число листьев во всей роще, отвечали ученики.
- Истинно так, и то, что я познал и не поведал вам, гораздо больше того, что я передал вам. И почему, о ученики, не поведал я этого вам? Потому, что не было бы пользы вам от того, ибо оно не способствовало бы высшей жизни. Оно ведет и к разочарованию в этом земном мире, к уничтожению всякой чувствительности, к прекращению желания, к миру, к высшему знанию, к пробуждению, к Нирване. Потому я и не передал этого вам.
Но что же поведал я вам? То, что является страданием, источником страдания, прекращением страдания, и указал путь, ведущий к прекращению страдания».
* * *
Будда говорил о значении Будущего, и его приоритета перед настоящим.
«Однажды женщина остановилась между изображениями Благословенного Будды и Майтрейи, не зная кому принести почитание. И изображение Благословенного Будды произнесло: «По завету Моему почитай будущее. Стоя в защите прошлого, устреми взгляд на восход». Помните, как Мы работаем для будущего, и все существо ваше устремите в будущее! Чуждое свету Учение принесем в лучах знания, ибо свет мира покрыт тьмою». (Община, 95)
Будда указал на приход нового Учителя в будущем.
Подобного действенного примера самоотречения история нигде нам не указала. По словам предания, Благословенный утвердил своим преемником Бодхисаттву Майтрейю.
«И сказал Благословенный Ананде:
- Я не первый Будда, который пришел на Землю, также не буду я последним.
В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одаренный мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную, несравненный Вождь народов, Повелитель Дэв и смертных.
Он откроет вам те же вечные истины, которые я преподал вам.
Он установит свой Закон, преславный в его началах, преславный в его апофеозе и преславный у цели в духе и слове.
Он возвестит праведную жизнь, совершенную и чистую, какую проповедую сейчас и я.
Его ученики будут исчисляться тысячами, тогда как мои лишь сотнями.
И спросил Ананда: «Как узнаем мы Его?»
Благословенный сказал: «Имя Его будет Майтрейя».
Грядущий Будда, Майтрейя, как указывается его имя, - Будда Сострадания и Любви.
По всему буддийскому краю, на придорожных скалах, указывают путь изображения Майтрейи.
От древнейших времен и доныне это изображение созидается буддистами, знающими приближение нового века.
Почтенные ламы в сопровождении учеников, художников и ваятелей в наши дни путешествуют по буддийским землям, созидая новые изображения символа чаяний светлого будущего.
Великий Будда, завещая Майтрейю, дал путь всего существования.
К этим мудрым и ясным Заветам зовет явление новой эволюции.
Требование очищения Учения не случайно, сроки близятся. Изображение Майтрейи готово подняться.
Все Будды прошлого сочетали мудрость опыта и передали ее Благословенному Победителю.
* * *
Цитаты из учения:
«Орошатели отводят воду, куда хотят; лучники выправляют стрелу; плотники сгибают дерево по своему усмотрению; мудрые гнут самих себя!»
«Никогда ненависть не уничтожалась ненавистью, лишь доброта прекращала ее, таков вечный закон».
«С момента возникновения решения зла человек уже виновен - выявлено ли оно или нет».
«Из трех видов действия, - говорил Будда, - наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль».
«Главный элемент во всем есть мысль. Превыше всего - мысль. Всё совершается мыслью.
Если человек говорит или действует со злобной мыслью, страдание сопутствует ему, как колесо следует за копытом животного, которое тащит повозку».
«Трудно подняться одному человеку, если он не прошел суровый путь очищения».
«Если материя загрязнена, то сколько бы красильщик не погружал ее в синюю, желтую, красную или лиловую краску, цвет ее будет некрасивым и нечистым - почему? Вследствие загрязненности материи. Если сердце нечисто, нужно ожидать такой же грустный результат».
«Если человек говорит или действует с благою мыслью, счастье следует за ним, как никогда не покидающая тень его».
«Отказ от всего личного рождает чувство истинной свободы,
от свободы рождается радость,
от радости - удовлетворение,
от удовлетворения - чувство покоя и счастья».
БУДДА
Наталия Дмитриевна Спирина
Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»)
«Истина - единственный источник мужества» - так говорил Будда. Изучение основ всех религий есть приближение к Истине. Истина может быть только одна, так же как основы едины для всего мироздания. И «нет религии выше Истины», как сказано на заглавной странице «Тайной Доктрины».
Временны формы, вечны законы. Формы принадлежат изменяющемуся миру, законы - неизменному Бытию.
Агни Йога - Живая Этика, синтез всех религий и йог - даёт нам то понимание, которое помогает подойти ко всем верованиям, не отрицая их, но находя то общее, что их объединяет.
Учение Живой Этики продолжает развивать все основные положения, данные в буддизме, соответственно нашей эпохе. Если Будда закладывал фундамент для общины, то в Живой Этике община указана как неизбежность для всего человечества. Все положения буддизма касательно самосовершенствования даны в новом Откровении в широко развёрнутом научном обосновании, согласно уровню развития, достигнутому к настоящему времени.
Благодаря тому, что говорится в книгах Живой Этики, учение Будды, очищенное от наслоений прошлых веков, обретает новую силу и значимость для настоящего момента. «Каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия», - говорит Будда. И возвращение к изучению основ буддизма означает отнюдь не возвращение в прошлое, но, в свете Живой Этики, это новый шаг в будущее, на пороге которого мы уже вплотную стоим.
Всем интересующимся вопросами буддизма рекомендуем прочитать простую и понятную книгу «Основы Буддизма», написанную Еленой Ивановной Рерих, под псевдонимом Наталья Рокотова.
1. руки и ноги округленные; 2. ноги красивой постановки; 3. пальцы на руках и ногах с перепонками (до половины пальцев); 4. руки и ноги мягкие, как у младенца; 5. семь главных частей тела выпуклы; 6. пальцы рук и ног длинные; 7. пятки широкие; 8. тело массивное и стройное; 9. колени ног не выдающиеся; 10. волосы на теле росли вверх; 11. голени как у антилопы; 12. длинные руки красивы; 13. половые органы скрыты, их нельзя увидеть; 14. кожа золотистого оттенка; 15. тонкая кожа нежна; 16. каждый волос завит в правую сторону; 17. украшен пучком волос между бровями (урна); 18. верхняя часть тела как у льва; 19. плечи спереди округлые; 20. плечи широкие; 21. неприятный вкус превращает в приятный; 22. пропорционален, как дерево нъягродха; 23. на его темени возвышение - ушниша; 24. длинный красивый язык; 25. голос подобен голосу Брахмы; 26. щеки как у льва; 27. очень белые зубы; 28. ровные зубы; 29. плотно прилегающие зубы; 30. сорок зубов; 31. глаза подобны сапфиру; 32. ресницы глаз прямые;