«Говоря об основах буддизма, нельзя останавливаться на позднейших усложнениях и разветвлениях.Важно знать, что идея очищения учения всегда жива в буддийском сознании. Вскоре после смерти Учителя начались известные соборы в Раджагрихе, потом в Вайшали и в Патне, возвращая учение к его первоначальной простоте.
Главные существующие школы буддизма - Махаяна (Тибет, Монголия, Россия - калмыки и буряты, Китай, Япония, Северная Индия) и Хинаяна (Индо-Китай, Бирма, Сиам, Цейлон и Индия). Но во всех школах одинаково помнят о качествах самого Учителя.
Качества Будды: Шакья Муни - мудрый из рода Шакья; Шакья Синха - Шакья Лев; Бхагават - Благословенный; Саттха - Учитель; Татхагата - Прошедший Великий Путь; Джина - Победитель; Владыка Благого Закона.
Необыкновенно прекрасен этот приход царя в облике могучего нищего. «Идите, вы нищие, несите спасение и благо народам». В этом напутствии Будды в одном определении «нищие» заключена целая программа.
Познавая учение Будды, понимаете, откуда идет утверждение буддистов: «Будда - человек». Его учение жизни - вне всяких предрассудков. Храм для него не существует, но есть место собраний и дом знаний, тибетские дуканг и цуглаканг.
Будда отрицал существование личного Бога.
Будда отрицал существование вечной и неизменной души.
Будда дал учение жизни каждого дня.
Будда действенно выступал против собственности.
Будда лично боролся против изуверства каст и преимущества классов.
Будда утверждал опытное, достоверное знание и ценность труда.
Будда заповедовал изучать жизнь мира в полной его реальности.
Будда положил основание общине, предвидя торжество Общины Мира.
Сотни миллионов почитателей Будды распространены по всему миру и каждый утверждает:
«Прибегаю к Будде, прибегаю к Учению, прибегаю к Общине».
„Основы Буддизма“. Е.И.Рерих
Будда Шакьямуни
Будда Шакьямуни жил и работал на благо человечества в Индии в VI веке до н.э.
Родился в Индии, в городе Капилавасту, в семье кшатриев - в касте воинов и правителей.
Отцом его был царь Шудходана из кшатрийского рода Шакьев, именно поэтому Будду называют Шакьямуни, то есть Мудрец из рода Шакьев. Мать Будды - Махамайя, жена царя.
Через семь дней после рождения царевича, мать умерла.
Сиддхартху воспитывала его тетя по имени Махапраджапати, ставшая женой царя Шудходаны. Она очень любила мальчика.
Астрологи предсказали, что Сиддхартха покинет дворец и станет буддой, увидев старика, больного, мертвого и отшельника.
Царь решил уберечь сына от столь опасных встреч и выстроил для него дивные дворцы, окруженные высокой стеной, а в подходящее время женил его на прекрасной принцессе, которая родила ему сына Рахулу.
Если бы царевич жил обычной жизнью и встречался не только с ее радостями, но и с горестями, может быть, ничего бы и не случилось. Но попытки уйти от судьбы обычно приводят к обратному результату, и царевич устремился навстречу избравшему его року.
Он попросил колесничего показать ему мир за оградой дворца.
В первый же выезд Сиддхартха увидел бредущего навстречу древнего старика и услышал от колесничего, что эта участь не минует никого. Вся радость юности покинула Сиддхартху.
Второй выезд принес ему встречу с носилками, на которых лежал человек, страшно страдавший от неизлечимой болезни. Колесничий сообщил, что и эта участь не минует никого. Радость здоровья и силы покинули юношу.
На третьей прогулке навстречу царской колеснице двигалась печальная похоронная процессия, которая несла как бы увядшее тело. Колесничий объяснил, что это смерть, она постигает каждого живущего.
В четвертый раз встретили они отшельника, и возничий сказал, что этот человек следует истинному Учению.
Задумчивым вернулся Сиддхартха в свой дворец. Танцовщицы и музыканты, развлекавшие его, устали и заснули, разметавшись во сне. Царевич взглянул на них, и ему показалось, что он на кладбище и перед ним одни трупы. И понял Сиддхартха Гаутама, что пора коренным образом изменить свою жизнь, так как мирские радости после пережитых потрясений потеряли для него всякий смысл.
Он зашел взглянуть на спящих жену и сына, а затем покинул родной город Капилавасту. Было ему в это время 29 лет.
Как только царевич вышел за городские ворота, перед ним предстал демон Мара. Он пообещал отныне следовать за ним как тень, искушая соблазнами и наводя ужас, чтобы заставить царевича сойти с избранного им пути.
К каждому, кто вышел из сферы обыденной жизни и углубился в дебри своего бессознательного, из глубин его собственной сущности непременно выходит такой демон и уже никогда не покидает его.
Но царевич Сиддхартха сразу же восстал против Мары и отверг его злые чары. Доехав до берега реки, он сошел с коня, которого звали Кхантака, и тут же поменялся одеждой с нищим отшельником. Дальше он продолжил свой путь в совершенном одиночестве, ибо только так можно обрести истину пути.
Шесть лет странствовал царевич по Индии, переходя от одной группы отшельников к другой, усвоил все их учения и испытал на себе все предложенные ими практики. Но ни одно учение и ни один Учитель не смогли принести ему желанного покоя души.
Однажды, выйдя ни с чем из очередной строгой аскезы, он сел под деревом бодхи и сосредоточился в глубокой медитации.
Сразу же он смог вспомнить все свои предыдущие перерождения.
Из самых глубин его существа пришло к нему ясное осознание четырех благородных истин:
во-первых, что череда смертей и рождений неразрывно связана со страданием,
во-вторых, что это страдание имеет причину,
в-третьих, что это страдание возможно прекратить,
в-четвертых, что есть путь, ведущий к концу страдания.
Все знание прошлого, настоящего и будущего открылось ему и вошло в самую сердцевину его существа, и чувство глубокого и нерушимого покоя запечатлелось в его сердце.
С этого момента бывший царевич Сиддхартха словно бы пробудился от тяжелого, гнетущего сна и стал буддой, Пробужденным, Просветленным, Всеведущим.
Будда вышел из глубокой медитации и коснулся рукой земли, призвав ее в свидетели того, что он достиг Просветления.
Жест «прикосновения к земле» запечатлен на многочисленных скульптурных и живописных изображениях Будды Шакьямуни, или Гаутамы Будды, как его обычно называют.
Будда получил просветление. Чтобы достичь его, он должен был пройти весь путь человека, проникнуться его страданием и состраданием к нему.
У Будды изначально не было никакой опоры, поскольку он отверг все учения и опыт всех Учителей, по проторенному пути которых он отказался следовать.
Теперь он должен был идти один, у него не было равного ему спутника. Оставалось опираться лишь на самого себя.
Теперь перед ним стояла задача - провести людей по открывшемуся ему пути Освобождения, приняв на себя подвиг Учительства.
Будда понимал, что люди не поверят ему, когда он попытается передать им свой опыт, что они не поймут его и будут искажать его слова…
Но Его великая миссия была предопределена - это миссия по спасению человечества!
Так Будда, которого все знали как простого царевича Сиддхартху, начал проповедовать буддистское учение, буддистскую дхарму, по возможности приспосабливаясь к восприятию окружавших его людей.
Ибо, как говорит прекрасный буддистский текст Дхаммапада, если что-либо должно быть сделано - делай, совершай с твердостью, так как расслабленный странник только больше поднимает пыли.
Учение Будды Шакьямуни. Основные моменты Учения.
Будда установил 4 благородные истины, познанию которых должен посвятить себя каждый:
1. Жизнь полна страданий.
2. Страдания имеют причину.
3. Страдания можно прекратить.
4. Путь, ведущий к освобождению от страданий.
Первая истина - «Жизнь полна страданий», говорит о том, что страдание есть не что иное, как рождение, желание, ненависть, зависть, осуждение, печаль, отчаяние, горе, болезнь и смерть.
Многие мыслители Индии, как и Будда, считали, что только близорукие люди мирские радости считают удовольствием. Эти удовольствия настолько кратковременны, что следующая за ними череда невзгод и болезней, страхов и утрат сводит на нет всю радость от испытанного удовольствия.
Вторая истина - «Страдания имеют причину», объясняет, что происхождение страданий и зла на Земле есть не что иное, как причинно-следственная связь. Будда пояснил Закон Кармы. Каждая мысль, решение и действие человека приводит его к определенному следствию.
Во Вселенной царит гармония и баланс. Если человек нарушает гармонию, отправляя негатив в окружающее пространство, он непременно получает возврат сторицей. Это происходит для того, чтобы научить человека жить в мире и любви.
Если человек не понимает, за что ему это, и не хочет понять, то ситуация раз от разу усугубляется и однажды приводит человека в такое состояние, что он наконец задается вопросом, на который он однозначно получит ответ.
Так неведение истины порождает стремление к новому рождению и прохождению не пройдённых уроков.
Если бы человек познал преходящую (не вечную) природу земного существования, которая полна ограничений и страданий, то колесо Сансары (круг перевоплощений) было бы остановлено, поскольку не было бы причин, которые бы порождали новую карму.
Третья истина - «Страдания можно прекратить», вытекает из второй.
Выполняя определенные условия, человек может освободиться от страданий уже в этой жизни.
К истинной мудрости ведут:
- полный контроль над эмоциями,
- освобождение от привязок к материальному,
- постоянное размышление,
- стремление к познанию истины.
Достижение нирваны не означает полную бездеятельность. Достигнув мудрости, человек не должен оставаться в размышлениях. В течение 45 лет после просветления Будда, странствуя, проповедовал и основывал Братства.
В своем учении Будда рассказал о том, что существует два вида человеческих поступков.
Первые совершаются под влиянием ослепления, ненависти и привязанности. Они порождают семена кармы, а следовательно, новые рождения для выполнения кармических задач.
Вторые поступки не отягощены никаким влиянием, они лишены привязанности и, соответственно, не рождают узелков кармы.
Человек, удаливший частицу неведения, победивший страсть, приобретает доброжелательность, чистоту, мужество, нерушимое спокойствие, самообладание. Это ободряет его и дает силу дальше идти трудной дорогой к цели достижения просветления.
Четвертая истина - «Путь, ведущий к освобождению от страданий». Будда подробно указывает на этот путь к освобождению от страданий. Он сам следовал этим путем.
* * *
«ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ» - назван он так потому, что путь состоит из восьми ступеней.
«Восьмеричный путь» доступен каждому. И каждый, кто следует ему, достигает восьми добродетелей.
1. Правильные взгляды. Невежество и заблуждения о себе и о мире являются причиной страданий, поэтому для духовного развития нужно иметь правильные взгляды, которые подразумевают понимание и познание четырех истин.
2. Правильная решимость. Знание истин бесполезно без решимости духовно расти и преобразовывать окружающую реальность в соответствии с истинами. Поэтому человек, стремящийся духовно развиваться, должен отрешиться от привязанности к чему-либо, отказаться от вражды и плохих намерений.
3. Правильная речь. Правильная решимость должна контролировать и направлять нашу речь. Это воздержание от сквернословия, клеветы, лжи и оскорблений.
4. Правильное поведение. Правильная решимость также должна проявляться в правильных действиях и правильном поведении - учил Будда. Это отказ от неправильных поступков - воровства, уничтожения живых существ, удовлетворения вожделения.
5. Правильный образ жизни. Зарабатывать средства на жизнь следует честным путем, отвергая сквернословие и плохие поступки.
6. Правильное усилие. Человек, руководствуясь правильным поведением, речью, решимостью, пытается измениться, но старые привычки совращают его с пути истинного. На этом этапе важно контролировать свои мысли, речь, поведение. То есть вести осознанный образ жизни, вовремя пресекая уже не наши дурные мысли, не позволять привычкам прошлого возвращать нас в колесо порочности. Заполнять пустоту хорошими идеями и знанием.
Никто не застрахован от риска поскользнуться, поэтому праздновать моральную победу рано.
7. Правильные мысли. На этом этапе следует сохранять бдительность и постоянно помнить и практиковать предыдущий изученный материал. Обо всем надо думать так, как оно есть. То есть, лопата - это лопата, я - это я. Утрированно, но доходчиво. Неправильные мысли пустили глубокие корни. Поведение, основанное на ложных стереотипах, стало неосознанным. Необходимо вырвать с корнем весь хлам, выбросить и забыть. Не следует оглядываться, а то можно окаменеть, застрять в прошлом.
8. Правильное сосредоточение. Идущий и стремящийся к мудрости сосредотачивает свой успокоенный ум на исследовании и осмыслении истин. Это первая ступень созерцания и познания.
Первая ступень созерцания и познания, - человек наслаждается покоем отрешенности от всего земного и радостью чистого мышления.
Вторая ступень сосредоточения возникает, когда вера в истину рассеивает сомнения, отпадает необходимость в исследованиях и рассуждениях. Человек ощущает внутреннее спокойствие и радость.
Третья ступень сосредоточения, - это когда человек предпринимает попытку перейти к осознанному состоянию безразличия. Здесь человек отрешается от радости сосредоточения и испытывает совершенную невозмутимость.
Четвертая ступень духовного сосредоточения - ищущий странник пытается освободиться даже от сознания невозмутимости.
Наступает состояние безразличия, совершенной невозмутимости и самообладания - наступает ПРОСВЕТЛЕНИЕ.
Всякие страдания прекращаются. Наступает совершенная мудрость и праведность.
Подводя итог «восьмеричного пути», Будда резюмирует, что состоит он из трех гармоничных этапов - ПОЗНАНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ и СОСРЕДОТОЧЕНИЯ.
Духовное развитие и познание невозможно без добровольного контроля предрассудков, своих эмоций и страстей.
После этого становится возможным еще один и последний шаг - это сосредоточение на созерцании истины, результатом которого является высшая мудрость, совершенное поведение, раскрытие тайны существования.
* * *
Будда назвал Оковы, так называемые 10 великих препятствий к духовному развитию человека:
1. Иллюзия личности
2. Сомнение
3. Суеверие
4. Телесные страсти
5. Ненависть
6. Привязанность к Земле
7. Желание наслаждения и успокоения
8. Гордость
9. Самодовольство
10. Невежество
Будда учил своих последователей не привязываться ни к чему, даже к своему Учению! Каждое мгновение имеет свое значение! Об этом свидетельствует следующая притча.
Однажды Благословенный сказал своим последователям:
- Представьте себе человека, отправившегося в дальний путь. Он был остановлен широким разливом воды. Ближайшая сторона этого потока была полна опасностей и угрожала ему гибелью, но дальняя была прочна и свободна от опасностей.
Не было ни челна, чтобы переехать поток, ни моста, перекинутого на противоположный берег. Этот человек сказал себе: «Истинно, стремителен и широк этот поток, и нет никаких средств, чтобы перебраться на другой берег, но если я соберу достаточно тростника, ветвей и листьев и построю из них плот, то я смогу, работая усердно руками и ногами, безопасно перебраться на плоту на противоположный берег».
Так он и поступил. Человек построил плот, спустил его на воду и, работая ногами и руками, безопасно добрался до противоположного берега.
Перебравшись и достигнув желаемого, он сказал себе:
«Истинно, большую пользу сослужил мне этот плот, ибо с его помощью, работая руками и ногами, я безопасно перебрался на этот берег. Возьму-ка, я этот плот с собой, взвалив его себе на плечи, и продолжу мой путь!»
Сделав так, правильно ли поступит человек со своим плотом? Как думаете вы, ученики мои? В чем же будет правильное отношение человека к его плоту?
Истинно, этот человек должен сказать себе: «Плот этот сослужил мне большую пользу, ибо, поддерживаемый им и работая ногами и руками, я безопасно достиг дальнего берега.
Но я оставлю его на берегу и продолжу свой путь!»
Именно в этом будет правильное отношение человека к своему плоту.
Точно так же, о, ученики, предлагаю и я вам мое Учение именно как средство к освобождению и достижению, но не как постоянную собственность. Усвойте эту аналогию Учения с плотом.
Дхамма (учение) должна быть оставлена вами, когда вы переберетесь на берег Нирваны.
Из приведенной выше притчи видно, как мало значения придавалось Буддой всему - в этом мире иллюзии, или Майи. Именно всё, даже учение самого Будды, рассматривалось как имеющее условную, проходящую и относительную ценность.
Также в этой притче подчеркивается, что все достигается лишь своим трудом: человеческими руками и ногами.
Учение лишь тогда будет действенным, когда будут положены личные усилия и личный труд.
Будда о Боге. В Учении Будды отсутствует понятие Бога, как таковое. Будда отрицал существование личного Бога.
Вопрос с кастовыми различиями был решен однозначно: Будда объявил всех людей равными и не делал никаких различий между кастами;
Будда назвал женщину полноправным человеком, ибо невозможно развитие, если одно из начал угнетено.
продолжение
https://svetan-56.livejournal.com/1031952.html